Дубай. Все или ничего

Natalia Moskaleva
6 min readMar 24, 2019

--

Второй день после переезда в Дубай. Я смотрю на списки достопримечательностей города, и меня одолевает тоска. Я не хочу в Дубай–молл, на сафари и в аквапарк. Я не хочу смотреть фонтаны и мечети. Не хочу скайдайвинг. Я тоскую по Москве и пытаюсь найти хоть какую-то идентичность этого города.

Но одно меня занимает. Как людям удалось построить на пустом месте все самое. Самое высокое здание. Самый значительный искусственный остров. Самый большой аквариум —порт — крытый горнолыжный курорт — салон Bugatti… И даже не столько как построить, а как сформировался такой запрос. Эта мания гигантзма явно имеет под собой подтекст, который мне стало интересно раскопать.

Преображение пустыни Руб Аль Хали. Источник

Не только нефть

Современная история Дубая началась в 60-х, когда в эмирате нашли нефть. Развитие промышленности потребовало новых людей, и в 70-х за счет рабочих мигрантов население выросло в 4 раза. Нефть помогла городу подняться на раннем этапе, но нефти здесь не так много — доходы от добычи составляют небольшой процент бюджета страны. Поэтому нужно было что-то еще. И Дубай нашел альтернативы, став центром туризма, авиации, недвижимости, торговли и финансовых услуг. Для этого эмирату потребовалось создать грандиозную и эффективную инфраструктуру на всех уровнях — от градостроительства до системы налогообложения. Здесь делается все, чтобы притягивать внимание международного туризма и бизнеса. Дубай хочет тебя удивлять.

Панорама Дубая. Источник

Чудеса света

Городам с претензией нужны символы. А когда у города нет яркой истории, ее надо придумать. До 90-х годов символов у эмирата не было, и Дубай понимал, что надо обретать лицо. За 50 лет он сделал себе облик и имя, выбрав стратегию создавать новые чудеса света, которые будут притягивать людей со всего мира.

Как заставить самых богатых людей планеты приехать в пустыню? Построить самый дорогой в мире отель. Одним из первых символов Дубая стал открытый в 1999 году семизвездочный отель Бурдж-эль-Араб. Для проектирования отеля шейх пригласил архитектора Тома Райта, поставив ему задачу сделать символ Дубая высокого порядка, как опера в Сиднее или Эйфелева башня в Париже.

Отель Бурдж Аль Араб в Дубае. Источник

Райт сделал. Башня в форме паруса стоит на отдельном острове за 280 метров от берега. В отеле есть вертолетная площадка, на крыше расположен теннисный корт, все номера — двухэтажные люксы. Подойти к отелю или прибрежной линии нельзя, если вы не клиент. Это место для избранных платежеспособных ценителей роскоши.

На сайте бюро Тома Райта можно посмотреть презентацию, как проектировали парус.

Шейх Мохаммед решил сделать из Дубая самое привлекательное туристическое место в мире. Но Дубай расположен вдоль моря, а к концу 90-х свободных для застройки пляжей не осталось. Для туризма нужна инфраструктура, а для нее — земля. Земли вдоль берега не было, поэтому ее решили построить в море. Так появился проект пальмовых островов.

Говорят, что форма пальмы приснилась шейху. Финиковая пальма — дерево для мусульман священное. Но дело здесь не только в символизме. Форма ствола с листьями дает куда большую длину береговой линии, чем традиционный круглый остров.

В Дубае запроектировали три пальмы. К 2006 году построили первую пальму Джумейра. Освоив технологию, начали строить более крупную пальму Джебель — Али, а позже самую большую пальму Дейра. National Geographic сделал впечатляющий документальный фильм о том, как строили искусственные острова.

Слева — проект искусственных островов в Дубае, справа — построенное, вид со спутника. Источник

Пальма Джумейра — самый престижный здесь приморский район. Вдоль ствола расположены отели, а на листьях — частные виллы со своими пляжами. Она дала Дубаю дополнительные 54 км береговой линии и стала символом эмирата.

Пальма Джумейра. Источник

Но пальм было мало. Шейх захотел воссоздать в акватории Дубая карту мира из насыпных островов, а острова продать самым богатым людям планеты. Так к 2008 году построили архипелаг The World, где Ричард Бренсон купил Великобританию, Анджелина Джоли с Бредом Питтом — Эфиопию, а некая дама из России — всю Россию.

Архипелаг Мир и пальма Джумейра в Дубае. Источник

Что это значит? Пальмы сделали Дубай заметным на карте мира, а потом мир оказался на карте Дубая. Хочешь получить на своей территории самых богатых людей мира — построй для них острова. Хочешь стать самым-самым в мире — построй свой мир.

Вокруг архипелага “Мир” планировали построить архипелаг “Вселенная”, но до него дело не дошло — после кризиса 2008 года проект заморозили и к разговору о нем пока не возвращаются. Много других планов.

Вавилоняне хотели построить башню до небес, чтобы сделать себе имя. Но такое возвеличивание оказалось не угодным богу, и башни не вышло. Зато в Дубае построили Буржд Халифа высотой 828 метров —сейчас это самое высокое здание в мире.

Бурдж Халифа в утреннем тумане. Источник

Каждое знаковое здание — это всегда заявление города или государства, его претензия на что-то. Строительством Бурдж Халифа Дубай говорит миру, что он не пустыня, а самый прогрессивный, технологичный, красивый и выдающийся в мире. Говорит об этом громко, ярко и на языке хорошего дизайна. И вес мир едет смотреть на пустыню, которой больше нет. Вместо нее — Marina, Media City, Internet City, Knowledge Village, Festival City, Science Park, Design District и другие кластеры с амбициями стать самыми прогрессивными в мире местами, где творится история.

Амбиции

Дубай хочет стать самым популярным туристическим направлением в мире. Новой Кремниевой долиной. Самым умным городом самых счастливых людей на земле. Об этом всерьез заявляют и пишут. В правительстве учредили должности министра счастья и министра толерантности, и это не шутка.

Правительство Дубая сделало из города бренд на пустом месте. Оно не только строит новые чудеса света — здесь делают все, чтобы развивать бизнес и растить благосостояние эмирата. Здесь практически нет преступности, несмотря на огромное количество мигрантов — они знают, что при малейшей попытке их вышлют на родину и запретят въезд обратно. На дорогах нет сотрудников дорожно-патрульной службы, потому что датчики не пропустят ни одного нарушения. Здесь дорого и безопасно. Дубай впечатляет как грандиозная амбиция, которая растет с каждым годом.

Несмотря на огромный список достижений Дубая, с непривычки здесь чувствуешь пустоту. Город не вписывается в привычные европейцу рамки места, где можно гулять по улицам, изучать местную самобытность и находить скрытые места и артефакты. Это огромный хаб экспатов, где ты ищешь и не можешь найти культуру, хотя власти очень стараются, чтобы ее посеять. Культура рождается там, где можно пустить корни. А корней в Дубае нет, это пустыня, где растет верблюжья колючка и перекати-поле, как нам говорили на школьном курсе географии. И тебе хочется зацепиться за какое-то место, где можно побыть наедине с городом и с собой, но ты не можешь его найти. Потому что это огромная продуваемая трасса, где ветер сносит песок и пыль. Но когда ты перестаешь искать идентичность этого города, ты начинаешь видеть большую стройку истории и место, у которого все впереди.

Дубай сам себя сделал. И у него точно можно поучиться. Дубай учит, что даже на пустом месте можно сделать все, что угодно, если правильно вложить ресурсы и найти правильные умы и руки. Учит, что ресурсы надо инвестировать в будущее. И что точно не надо никого стесняться.

В эмиратах ты никогда не станешь своим. У тебя может быть разрешение на работу, недвижимость и бизнес, но никогда не будет гражданства. Поэтому Дубай не станет для тебя домом. Но может стать учителем и союзником, если правильно на него посмотреть.

Когда я заканчивала эту статью, мое резидентское разрешение было уже в работе. Это накладывает обязанности и открывает возможности.

The Tower, проект новой самой высокой в мире башни высотой 928 м. Источник

Посмотрим, что из этого выйдет.

--

--

Natalia Moskaleva

Researcher of visual culture. Interested in design of all spheres of life – from architecture to human being