Кризис четверти жизни: что делать, если не знаешь, что делать

Nataliya Patrakova
7 min readJul 24, 2017

--

Photo by Dmitry Ratushny on Unsplash

Представьте ситуацию: я сижу после работы со своим любимым человеком в нашем привычном ресторане, ужинаю треской с картофелем фри. Закончив с основными блюдами, мы утыкаемся в меню, думая что бы заказать на десерт, я мечусь между тирамису и тремя шариками мороженого и вдруг… Я не хочу десерт. И треска невкусная. И место это уже оскомину набило. Мы весь вечер говорим о том же, о чем и вчера. И неделю назад. И полгода назад. Я прекрасно знаю это его выражение лица и что он сейчас скажет. Надоело. Может я и не люблю его вовсе? Может мне лучше уйти? Я же независимая. Работа у меня приличная, зарабатываю нормально. Правда в будни так тяжело просыпаться по утрам, когда я представляю себе рабочий день. Ну и что, мне немного не нравятся мои обязанности. Хотя… Обязанности моего начальника мне тоже не особо нравятся, так что повышение ситуации не изменит. Так может мне уволиться? Но ведь в другой компании будет то же самое. Получается, что, я вообще не в той сфере последние пять лет работаю? А как же все тренинги, сертификаты, два высших образования? А ведь мне уже …дцать, не могу же я все с начала начинать? Господи, что же делать?

Это я фантазирую, и вряд ли, конечно, чувство себя теряется вот так, в моменте озарения. Скорее, кризисные мысли вкрадчиво просачиваются в жизнь и просто соседствуют, а мы глядим вокруг и все четче видим серую обыденность и кучу неправильных выборов. И вроде бы «на обложке» все в порядке. Должность в хорошей компании, которую я заслужила хорошими оценками в университете, профессиональными сертификатами, и годами усердной работы за маленькую зарплату. Одна проблема — в моей жизни нет счастья. Почему? Объективно же все в прекрасно. На самом деле это подмена понятий. И правда в том, что я чувствую себя плохо, несмотря на окружающий комфорт. Вот и вся объективность. Так наступил кризис четверти жизни.

Раньше мы жили в довольно жестких границах и определенных критериях оценки. То есть нас буквально оценивали — в школе, в университете, даже первые несколько лет на работе. Какое-то время нам некогда задаваться, как Есенин, вопросами «Кто я? Что я?». Нас определяет наше образование, потом выбранный карьерный путь, и возможно менеджеры раз в квартал ставят оценки. Этот зыбкий покой может закончиться сразу после того, как вы перестаете быть самым младшим сотрудником, когда вам уже не надо во что бы то ни стало «зацепиться» за компанию. Чем старше мы становимся, тем более размытыми становятся границы, а наше внутреннее восприятие себя уже осязаемее формального эйчарного. Если дистанцироваться от профессиональной идентичности типа «Я юрист», «Я финансовый менеджер», вопрос «Кто я?» может ввести в долгий ступор. Похоже, что та цель, к который мы уверенно шли со студенчества, — это совсем не то, чего мы искренне хотим от жизни. Здесь мы можем начать пересматривать свои достижения, и внезапно понять, что достижений-то особых и нет, и мир мы до сих пор еще спасать не начали.

И вот включается пресловутое «ожидание vs реальность». Мы становимся старше, приближается очередной день рождения, и мы стремимся к подведению итогов. Для поколения миллениалов, живущих в бесконечной гонке за статусами и в вечном сравнении себя с другими своими френдами в инстаграме, шансы чего-то «не успеть» к двадцатипяти-/ тридцатилетию вполне себе велики. Мы начинаем задавать себе вопросы о смысле нашей работы, качестве образования, правильности партнера и прочих жизненных выборах. Что я уже успела? Что дальше? Какой смысл в том, что я делаю каждый день? И вот уже я чувствую себя в тупике, а почва уплывает из-под ног. На самом деле все эти критерии полноценности вроде «завести семью в 25, купить квартиру в 30» теряют актуальность из-за глобальных трендов. Нынешняя экономика современным двадцатилетним дает разве что выживать, где уж там копить. Распространение таких новых концепций отношений, как «секс по дружбе», тоже вводит лимиты для поиска партнера по жизни. В общем, в реальности немногим удается соблюсти все балансы, и отметить галочками все пункты списка «успеть до…» вовремя. При этом общественное давление и всевидящее око фейсбука не дают успокоиться и жить в моменте.

Разница кризиса двадцатилетних и кризиса среднего возраста не только в отсутствии у большинства из нас денег на красный спорт-кар. Самое большое отличие — это ощущение, что все еще можно радикально изменить. Ведь выборов масса! Подруга поехала на йога-ретрит. Может мне тоже поехать? Приятель написал приложение и разбогател, продав его крупной компании. Я же тоже могу написать приложение (ну да, для этого нужно хотя бы узнать, что такое программирование, но я же умная!). Знакомая стала фэшн-фотографом. Может мне тоже купить камеру? Подруга вышла замуж. Черт, я все еще не замужем, я тоже хочу замуж!

Для многих кризис четверти жизни окажется полезным. Проведенная переоценка ценностей может подсказать, на какой карьерный путь все же стоит свернуть (или не сворачивать, убедившись, что все сделано правильно). А отказ от гонки на выживание со своей френд лентой приведет к более здоровой жизни во всех смыслах. С другой стороны, такой экзистенциальный кризис может перерасти в более серьезное состояние вроде депрессии, которая натурально свалит с ног и из которой без врачебного вмешательства вылезти уже будет гораздо труднее. Заранее известно, наверное, только одно: нет какой-то готовой концепции, которую можно просто принять и двигаться дальше. Выход из кризиса возможен только через поиск своей индивидуальной истины.

Смысл жизни нащупывается как бы в темноте, когда в поиске конкретной вещи мы сначала берем в руки много всякого разного и приобретаем опыт осязания различных форм. И этот путь, я думаю, как раз должен вести к просветлению, к получению жизни в ее полном объеме и податливой к лепке консистенции. В такой период может шатать из крайности в крайности. Завести тайный роман с коллегой, в котором вы оба предаете своих любимых? Или вообще разорвать многолетние отношения? Бросить работу и уехать в другую страну, поступив на магистратуру по истории искусств? Или почувствовать полный паралич, как будто вокруг все движется с безумной скоростью, а вы не можете пошевелить ни мускулом, потому что вы настолько въелись в эту реальность, что побег в негаданное-неизведанное кажется решительно невозможным. В любом случае нужно осознать, что выбор только за вами. Никто другой не преодолеет за вас страх перемен, так же как никто другой не прочувствует жизнеспособна ли ваша текущая рутина.

Я перелопатила интернет, долго думала и подобрала несколько советов, которые могут помочь в такое нелегкое время страдающему молодому человеку. Итак, что же делать, когда не знаешь, что делать:

1. Понять, что такие чувства НОРМАЛЬНЫ

Примите себя со своими сомнениями. Потому что миллионы людей прошли и проходят через то же, что и вы. Это нормально, если ваши мечты и цели в жизни с возрастом изменились. Это нормально — не понимать, что происходит, и бояться перемен. Это нормально — просить о помощи. И это нормально — попробовать что-то новое и не преуспеть. Если что-то кажется сложным, это не значит, что не нужно этого делать. И подумайте, может это все же лучше, чем через много лет задаваться вопросами, а что бы могло быть.

2. Найти поддержку

И это не только ныть всем своим знакомым, как вам все надоело, — с этого, правда, все равно можно начать. Потому что, возможно, ваши близкие тоже проходят через нечто похожее, окажутся с вами солидарны, и вы поймете, что не одиноки и не сходите с ума. Но наиболее ценными будут позитивные подкрепления в духе «ты сможешь», «ты молодец» и подобные. Нет таких людей в окружении? Найдите хорошего психолога. Сейчас очень важно поддержать вашу самооценку и поверить в собственные силы. Нет денег на психолога? Включайте компьютер, вбивайте в YouTube «Quarter-life crisis» и впитывайте опыт товарищей по несчастью. Я серьезно, найдите таких людей и поставьте их на репит.

3. Выделить время для поисков

Я хорошо представляю, как, убившись на основной работе, тяжело переключиться на что-то осмысленное. И я очень долго тратила свое время на пересмотр старых сериалов или просто походы в бар. Но ведь вы можете предложить себе куда более здоровый вариант проведения досуга. Это может быть совершенно бесполезное на первый взгляд хобби, которое вводит вас в медитативное состояния. Это могут быть занятия спортом. Это могут быть походы на различные мероприятия, которые могли бы вас вдохновить на что-то новое в жизни, даже смену карьеры. Важно просто начать что-то делать. Чем бы это ни было: курсы программирования или веб дизайна, рисование, вышивка, пение, YouTube-канал, блог, бег, ведение красивого инстаграма, перепродажа одежды (я насмотрелась GirlBoss. Рекомендую, кстати), все что угодно! Дайте себе свободы и делайте.

4. Следить за собой

Опять же знаю по себе, как быстро можно покатиться по наклонной. Работа достала, и я вообще не понимаю, что делать со своей жизнью? Ну, а какой смысл мне тогда следить за питанием и выбирать, что надеть, все равно все плохо. Верно? Неверно. Любовь надо поддерживать, в том числе к себе. И вы сами — это первый человек, который должен о вас заботиться. Прибирайтесь в квартире. Не смотрите нежно в сторону Макдональдса. Ухаживайте за лицом. Делайте йогу по утрам. У меня есть теория о том, что если организму не нужно запариваться о том, как поддерживать жизнеспособность в отсутствие условных витаминов, он с куда большим энтузиазмом поможет вам выбраться из психологического кризиса. Попробуйте.

5. Составить список того, за что вы благодарны

Можете записать в телефон, можете купить милый блокнот в Республике, можете просто прикрепить стикер на рабочий стол. Просто напишите, что вам в себе нравится, и за что вы благодарны этому миру. Это удобнее, чем в минуты сомнений заново придумывать какие-то позитивные мысли. Запишите их. Список рекомендуется дополнять, причем каждый день. Говорите жизни спасибо, цените ваши качества. Такое простое упражнение может стать хорошей базой для дальнейшего самопознания.

6. Перестать себя с кем-то сравнивать

Про обманчивость социальных сетей я уже писала. Но даже в оффлайн жизни не стоит считать, что кто-то из ваших друзей умнее, красивее, успешнее, увереннее и лучше вас. Правда скорее всего в том, что никто не идеален, и никто точно не знает, что он делает. Жизнь — это не соревнование. Мы все уникальные и пробуем для себя различные дорожки. Кому-то может быть повезло найти удобную для себя немного раньше, чем вам. Но вы тоже можете это сделать очень скоро.

7. Еще действительно не поздно

Если вы все же решили, что то, что вы делаете сейчас в вашей профессиональной жизни, вас не устраивает, что ж, вперед, к переменам! Ваше образование не должно вас определять. И даже ваш профессиональный опыт до этого момента не должен вас определять. Вы действительно можете заняться чем-то абсолютно другим, и для этого даже не обязательно придется переучиваться. Может быть вы в реальности хотите печь капкейки? Открыть свое маркетинговое агентство? Запустить кофейную франшизу? Писать рецензии на музыкальные альбомы? Запустить сайт для проведения лекций о культуре? Никто не мешает вам почитать об этом. Найти людей, которые занимаются вашей «работой мечты», и сходить с ними на кофе-чат. И начать делать. Очень много наших ограничений на самом деле существуют только в нашей голове. Откройте для себя возможности. И у вас все получится.

Originally published at thoughtscatalogdotblog.com on July 24, 2017.

--

--

Nataliya Patrakova

Пишу большие тексты о жизни, психологии, депрессии, экологии’ и другом. Instagram @truly.natasha