Наш двухнедельный маршрут по Японии

Natasha Bogdanovich
9 min readAug 22, 2019

Золотой павильон в Киото

Для нас обоих это была первая поездка в Японию, поэтому мы отправились по вполне традиционным туристическим местам: Токио, Киото, Осака, Нара и Хиросима с Миядзимой.

Помимо рекомендаций друзей и знакомых, я основывалась на маршруте блогера-япониста Врена (хотя он оказался для нас слишком перегруженным, и до нескольких рекомендованных им для первой поездки точек мы не добрались, решив поберечь силы для подъема на Фудзи).

Киото

Храм Фусими Инари в Киото

По совету Врена, мы решили начать поездку не с города прилета — Токио, а с Киото, куда мы поехали сразу из аэропорта. На Киото я выделила два полных дня, не считая дня приезда, и этого мне даже близко не хватило. На мой взгляд, в Киото нужно провести не меньше пяти дней, чтобы хотя бы немножко им насладиться, а не бегом от одной точки на карте в другую. Но даже в режиме бега он производит неизгладимое впечатление. Для меня это highlight всего нашего путешествия, и я очень хочу вернуться сюда на недельку в сезон красных кленов.

Кстати когда в 1945 году американцы выбирали, на какой японский город сбросить ядерную бомбу, одним из вариантов был Киото. Но военный министр США Генри Стимсон в свое время провел в Киото медовый месяц и вычеркнул его из списка вследствие культурного значения города.

Про все основные достопримечательности — рыжие арки-тории из «Мемуаров гейши», золотой павильон, сад камней и прочее — вы почитаете и без меня. Вот несколько советов из менее очевидного:

Не пропустите рынок Нисики (Nishiki Market): там потрясающе вкусная еда с лотков — волшебные морепродукты (особенно сырой осьминог и особенно-особенно-особенно крабовые клешни), рыба и мясо, а также огромное количество по-настоящему крутых сувениров.

Рынок Никиси

Во всех путеводителях и обзорах написано, что одна из самых instagrammable точек Киото — это бамбуковая роща Arashiyama, но по-моему, в ней нет вообще ничего особенного. То же самое касается так называемой «рощи кимоно», которая находится неподалеку. В оба этих места стоит заглянуть разве что по дороге в парк обезьян Iwatayama. Парк находится на горе, и вас ждет нелегкий получасовой подъем, но обезьян много, они будут совсем близко (при желании их даже можно покормить) и они реально няшные.

Парк обезьян

В квартале гейш Гионе (Gion) можно и нужно гулять бесконечно, глазея на людей в кимоно и шлепанцах (обоих кстати полов) и гадая, кто из них местный, а кто взял традиционный костюм напрокат. Визитная карточка этого района — это совершенно открыточная пагода Ясака (Yasaka Pagoda), которую я советую посмотреть на закате. Но есть еще как минимум два крутых маст-си места: храм Ясака (пагода и святилище — это не одно и то же), а также Faiun-in temple с необыкновенной словно кружевной крышей и высоким изящным шпилем с цаплей.

Слева Faiun-in temple, справа пагода Ясака

Для любителей разных инженерных штук: в Киото есть музей железнодорожного транспорта, и он огромный.

Осака

Самурайский замок в Осаке

Визитная карточка Осаки — это пятиэтажный самурайский замок, но после Киото замком уже сложно удивить, и мы даже поленились зайти внутрь. На мой взгляд, в Осаку стоит ехать не за традиционной архитектурой, а за сумасшедшими районами Dotonbori и Shinsekai. Тут рестораны высокой кухни и уличная еда на любой вкус, безумнейшие вывески (как вам краб из папье-маше величиной с два этажа, который шевелит клешнями?), неоновые огни и традиционные фонарики, муравейник прилавков и магазинов и толпы веселого народа. И совершенно противоположный полюс — рафинированный ультрасовременный район вокруг высотки Umeda Sky Building, на последнем этаже которой находится крутая, хоть и недешевая смотровая с потрясающим видом на море небоскребов.

Вид со смотровой площадки в Umeda Sky Building
Район Дотонбори. Слева одно из самых популярных туристических мест в Осаке — вывеска “Бегун Glico”, на нее все ходят смотреть, как на Джоконду

Нам советовали обязательно покататься в Осаке на картах, но я ступила и забыла дома права, а вдвоем кататься на одном карте нельзя. Это было досадное упущение, опыт, мне кажется, мог бы быть очень прикольным.

По поводу жилья. Осака и Киото находятся в получасе езды на метро друг от друга, поэтому жить можно в Киото и ездить оттуда в Осаку или наоборот. В Киото, на мой взгляд, уютнее. Но как вы уже поняли, я бы из Киото вообще никуда не уезжала.

По поводу еды. Специально сохранила названия двух ресторанов в Осаке, где мы ужинали и где нам очень понравилось:

Jihey Dotombori — довольно дорогой традиционный ресторан в районе Дотонбори, где ешь за низкими столиками, сидя на татами без обуви. Мы брали тут большой набор сашими и говядину. Было так вкусно, что я почти плакала от восторга.

Izakaya tsurikichi — ресторан в районе Шинсекай, тоже татами и низкие столики. Прямо в ресторане можно поймать рыбу в искусственном канале, и тебе ее приготовят.

Нара

Святилище Kasuga Taisha

Нара, куда мы поехали из Осаки одним днем, — это парк с сотнями ручных оленей и огромным количеством храмовых комплексов. Самый грандиозный по значению — это гигантский Todai-ji, где находится одна из самых больших в мире бронзовых статуй Будды (зовут Daibutsu) — 16 метров. А еще есть целый комплекс святилищ Kasuga Taisha, которые окружены сотнями каменных, заросших мхом фонарей. 15 августа, накануне нашего отъезда из Японии, здесь должен был состояться грандиозный праздник огней. Даже не представляю, что это должно быть за зрелище!

Но все равно, друзья, ни одно святилище не сравнится с толпами оленей, которые бродят по бескрайним лужайками такого нереального зеленого цвета, что кажется, что ты попала в Нарнию. Оленей можно кормить специально купленной едой, трогать за бархатные рожки, чесать за вонючие (будем честны) толстые бочка и фотографировать до усрачки.

Арима Онсен

Я решила, что после супернасыщенной первой части поездки надо расслабиться, заодно ознакомившись с традиционными японскими горячими источниками. Поэтому мы отправились в курортную деревню Арима Онсен (примерно час езды от Осаки), где остановились в шикарном спа-отеле. Первым делом в отеле у нас отняли обувь, выдали традиционные шлепанцы и кимоно и проводили в номер, который словно выпрыгнул в реальность из моих снов о Японии. Дальше, правда, выяснилось то, что образованные люди наверняка знают и так: в горячих источниках купаются голыми, поэтому они отдельные для мужчин и женщин. Второй облом заключался в том, что вода из горячего источника действительно очень ГОРЯЧАЯ, и долго я в ней не просидела. Но поставила себе мысленную галочку о получении нового культурного опыта. А также насладилась киношным нарнийским светом из окна.

Кобе

В принципе Кобе — это совершенно ничем не примечательный город, которого даже не оказалось в путеводителе Lonely Planet, но мы решили поехать туда ради двух вещей: искупаться в океане и попробовать одноименную элитную мраморную говядину — kobe beef. Если верить вики, в 2006 году американские СМИ назвали говядину кобе в числе «9 самых дорогих и роскошных продуктов в мире» после икры, фуа-гра и белого трюфеля.

Я решила, что раз уж мы оказались в городе, который дал название сорту мяса, надо раскошелиться и получить полноценный стейк-опыт. Выбрала по отзывам в интернете ресторан Meriken Hatoba — номер четыре по рейтингу в Трипадвайзере — и… мясо мне не понравилось вообще. Точнее beef sashimi (то есть кусочки сырого говяжьего фарша) было вполне вкусное, а вот традиционный стейк оказался для меня слишком жирным и жилистым одновременно. И уж точно не стоил тех денег, которые мы за него заплатили. В общем, дам странный совет: кобе-говядину лучше есть с уличных прилавков, которые в Японии на каждом шагу.

Хиросима и Миядзама

Святилище Itsukushima-jinja на острове Миядзима

Хиросима мне субъективно совсем не понравилась. На мой взгляд, всю информацию о взрыве можно получить из литературы и статей на вики, а в городе смотреть нечего, кроме полуразрушенного здания с куполом, над которым разорвалась бомба. Зато в часе езды от Хиросимы есть совершенно волшебный остров Миядзима, о котором до приезда в Японию я даже не знала. Символ Миядзимы — это огромная рыжая арка-тории, которая вырастает прямо из воды. Все едут на остров в основном из-за нее, но нам не повезло: она оказалась полностью скрыта строительными лесами. Я страшно попереживала минут пять, пока не увидела, насколько потрясающе красиво святилище Itsukushima-jinja, частью которого является эта арка, — лабиринт расположенных на мостках рыжих деревянных построек. Рыжие отражения в колышущейся воде, фонари, качающиеся на длинных цепях, запах сосен — я думала, что после Киото и Нары меня уже ничем не удивить, но была совершенно всем этим потрясена. А еще в Миядзиме, как и в Наре, тоже есть олени, но понаглее: когда к ним подходишь, они сразу начинают агрессивно требовать еды, шариться по твоим карманам и без предисловий жевать твою одежду. Вообще было очень жаль, что на Миядзиму у нас было всего несколько часов, там, говорят, хорошие маршруты для трекинга, а мы даже до фуникулёра не успели добраться.

Кавагутико и Фудзи

Одна из станций по дороге к вершине Фудзи

Из Хиросимы мы вернулись обратно в Кобе, откуда поехали в Кавагутико — ближайший населенный пункт к горе Фудзи. О том, как мы ее покоряли, я подробно рассказала тут.

Токио

Культовый перекресток в районе Сибуя

На Токио у нас осталось всего два с половиной дня, причем эту самую половину мы провели в номере, приходя в себя от подъема на Фудзи. Так что получается два дня, и это, конечно, очень мало для такого необъятного города.

С точки зрения маршрутов ориентировались на этот путеводитель.

Район Синдзюку, слева Mode Gakuen Cocoon Tower, справа инсталляция Love

В первый день погуляли в районе небоскребов Синдзюку (особенно крутое здание Mode Gakuen Cocoon Tower) и поели вкусной темпуры в ресторане Tsunahachi, потом поехали в район Сибуя, где бОльшую часть времени я потратила, залипая с разных ракурсов на то, как люди переходят через самый оживленный в мире перекресток. Здесь же мы заглянули в магазин Disney (можете себе представить традиционное японское кимоно с принтом из «Русалочки»? Я тоже до этого не могла), накупили сувениров в шестиэтажном магазине Loft и пошли в торговый центр 109: в нем якобы закупаются Мадонна и Леди Гага, а вот для меня он оказался слишком концептуальным. Потом снова улицы с небоскребами, неоновые вывески, уличная еда и неожиданная посреди всего этого крохотная улочка, освещенная светом традиционных фонариков: в каждом доме на первом этаже бар размером с платяной шкаф — буквально на несколько человек.

рынок Цукидзи в Гиндзе

Второй день мы начали с прогулки по традиционному старому району Нихонбаши: это храмы в самых неожиданных местах, узкие улицы с маленькими домами, крохотные лавки и магазины. В одном из них, если верить путеводителю, продаются сувениры, которые все сделаны вручную, и тут я как следует отвела душу. Потом поехали в Гиндзу на рыбный рынок Цукидзи, пожрали на нем сырой китятины.

По дороге заглянули в громадный буддистский храм и застали кусочек богослужения. Заглянули в выставочное пространство Nissan и закончили день в районе красных фонарей Кабуки-тё, где, впрочем, не нашли ничего особо злачного. Попытались сунуться в какую-то дверь, нам сказали, что сюда можно только японцам, ну и ладно, не очень-то и хотелось.

Наверное, даже в эти короткие два дня можно было бы успеть гораздо больше, но мы оба очень устали после Фудзи и, если честно, еле передвигали ноги. Я рада, что спланировала восхождение почти в самом конце поездки, так что после него оставался только Токио, о котором я никогда особо сильно не мечтала. Гораздо обиднее было бы, если бы сил не хватило на Киото.

Несмотря на то, что последние два дня можно назвать разгрузочными, я с трудом верю, что столько разных опытов и впечатлений уместились в одну двухнедельную поездку. Мы купались в океане и горячих источниках, залезли на вершину Фудзи, ели китятину и (не смогли съесть) подозрительного вида прозрачных миничервяков с глазками, гладили оленей и глазели на розовожопых обезьян, любовались храмами и пагодами, гуляли среди гигантских небоскребов и неоновых вывесок. Не хватило пары деньков в Киото, поездки на Карте по Осаке, трекинга по Миядзиме и прогулки с фотосессией в арендованном кимоно. Есть ради чего планировать следующую поездку!