Российская урбанистика — ХХ век

(часть 2)

Nata Volkova
9 min readSep 20, 2016

Городские исследования в СССР с 1960-х гг.

Источниками идей о том, как должен развиваться город были такие институты как ЦНИИП градостроительства, ВНИИТАГ, где в 80-х годах работали Леонид Борисович Коган (1931–2014) и Александр Аркадьевич Высоковский (1948–2014)(в последствии основатель и первый декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ). Их деятельность и постепенное возрождение урбанистической мысли, начиная с 60-х годов ХХ века, были связаны прежде всего с поворотом к социальным и социокультурным проблемам города, возникновением в СССР социологии города, или как ее еще называли урбан-социологии (урбанологии). При этом, можно предположить, что традиции дореволюционного опыта изучения и исследования города не перенимались или воспринимались очень критически в рамках нового поворота к городским исследованиям (см. например, в интервью Ю. Вешнинского о Л.Б.Когане).

Самостоятельная школа анализа пространственного развития складывалась в МГУ в рамках направления “теоретической географии” Бориса Борисовича Родомана (род. 1931) и его учеников (В.Г. Каганский, Л. В. Смирнягин), которые также оказали влияние на более поздние модели развития города, в частности, неравномерно-районннированную модель (НРМ) развития города А.А. Высоковского. Также влияние теоретической географии оказалось заметным и в области транспортного моделирования (в частности в работах С. А. Тархова).

Социология города

Говоря о российской социологии города, необходимо уточнить более широкий контекст развития социологической мысли в СССР после 1922 г. — года высылки “философского парохода”, на котором, в частности, был известный российско-американский социолог П. Сорокин. Поскольку социология, особенно на ранних этапах развития дисциплины, была тесно связана с философией, то на нее непосредственно влияли особенности политики, связанной с философией. В социологии, также как и урбанистике, существует миф о прерывании университетской традиции в 30–40-х гг. ХХ века. Однако необходимо уточнить, что даже в Москве, преподавание философии и общественных наук не прекращалось — в 1931–1941 годах в Москве действовал Московский институт философии, литературы и истории (ИФЛИ). Одним из выпускников ИФЛИ, в частности, был позднее окончивший философский факультет МГУ социолог А.А. Зиновьев. Также окончили философский факультет МГУ Ю. Левада, Б. Грушин, ставшие у истоков восстановления социологической мысли в 60-е годы.

Такое выживание социологии в рамках философии оказалось возможным, в том числе благодаря тому, что часть марксистских социологов и философов 20–30-х годов относили социологию к философии (М.Б.Вольфсон, С.З.Каценбоген — сокурсник П. Сорокина по Русской высшей школе общественных наук в Париже М.М. Ковалевского и Е. В. де Роберти). Также, оставаясь в рамках “критики буржуазной социологии”, преподавал социологию в МГУ Марк Петрович Баскин, организовавший после войны сектор социологии в Интституте философии АН СССР).

У истоков социологии города в СССР стоят три ученых — Леонид Борисович Коган, Олег Николаевич Яницкий (род. 1933) и Александр Самойлович Ахиезер (1929 -2007). Л. Б. Коган и О. Н. Яницкий учились в МархИ, окончив его в 1956 и 1957 гг. соответственно. Позже О.Н. Яницкий (с 1966г.) и А.С. Ахиензер (с 1969 г.) совместно работали в Института международного рабочего движения АН СССР, где в то время собралась группа ученых-социологов, опиравшихся в своих исследованиях на опыт и исследования западной науки и философии, — Б. Грушин, Ю. Замошкин, Ю. Левада и др.

Л. Б. Коган, по мнению О. Н. Яницкого, был одним из первых, кто опубликовал статью по социологии города в 1964 г. и был, таким образом, основоположником этого направления в советской социологии (Коган Л.Б., Локтев В.И. Некоторые социологические аспекты моделирования городов // Вопросы философии. 1964, N 9), подчеркивая значение внешней и эстетической среды города для изучения городских процессов.

В 1968 г. Л.Б. Коган, уже работая в ЦНИИП градостроительства, защитил в МАрхИ кандидатскую диссертацию “Социальная жизнь города и формирование планировочных структурных единиц. (Опыт градостроит.-социол. исследования)” под научным руководством Николая Харлампиевича Полякова (1898–1969), инженера городского водоснабжения по образованию (1925), с 1934 г. занявшегося проблемами градостроительства и городского планирования.

В совместной статье Ахиезером А. С., Коганом Л. Б., Яницким О. Н. “Урбанизация, общество и научно-техническая революция”, опубликованной в “Вопросах философии” в 1969 году, было предложено использовать термин “урбанизация” вместо ленинского тезиса “сближения города и деревни”, и тем самым обозначено основное направление развития социологии города в СССР.

Дальнейшие исследования Л. Б. Когана были сосредоточены в основном на вопросах влияния социально-культурных процессов на развитие городов, что оказало значительное влияние на развитие этого направления исследований. Также к важным элементам более поздней концепции Л.Б. Когана относится выделение в структуре города элементов центра и периферии, как влияющих на динамику внутреннего городского развития. К исследователям, чья работа определила становление социально-градостроительной школы в ЦНИИП градостроительства, сам Л.Б. Коган относил В.Г. Вардосанидзе, А.Н. Клевакина, Е.Л. Левченко, В.М. Мельникову, А.А. Правоторову, М.П. Туманишвили, Г.Г. Барсегяна, Е.С. Шпаковскую, И.П. Шумную, которые в 70–80х гг. защищали диссертации в ЦНИИП градостроительства (см. его монографию “Урбанология и политика: от осознания к знанию”). В той же монографии Л.Б. Коган указывает на новосибирский сборник 1986 г. “Социологические исследования проблем города и жилища”, как на отражение важного этапа развития исследований городской социологии.

В Петербурге ярким представителем социологии города был Альберт Васильевич Баранов (1930–2015), рассматривавший демографические и социальные проблемы городов ( «Социально-демографическое развитие крупного города», 1981). Среди других исследователей проблем социологии и развития в Петербурге, которых также упоминает в своей монографии Л.Б. Коган, архитектор А.В. Махровская (1917–1997), искусствовед, в последствии сотрудник и соавтор А.А. Высоковского Г.З. Каганов, чьим научным руководителем в Петербурге была Махровская, а также доктор архитектуры, занимавшийся проблемами социологии жилища, Г.Д. Платонов (1920–1991), архитектор и социолог В.Л. Ружже (1927–2004), исследовавшая проблемы жилища, архитектор и исследователь М.П. Березин (сейчас — сотрудник Леонтьевского центра в Петербурге).

Исследования, начавшиеся в конце 80-х , О. Н. Яницкого, а также географа и социолога Елены Сергеевны Шоминой (работавшей вместе с ним в Институте международного рабочего движения АН СССР), хотя и были направлены на изучение совершено разных тематик —социально- экологической (Яницкий) и жилищной (Шомина) — в обоих случаях также затронули вопросы возникновения общественных движений в области муниципальной и городской проблематики и модели, по которым эти движения выстраивали отношения с государственными институтами. Эти исследования в последствии окажутся на стыке с другими областями социологии — проблемами развития социального капитала (Л.И. Полищук, М. Коробейников, Е. Коробейников), развития общественных и неформальных движений и институтов (Е. Гондмахер), однако именно они смогут создать основу для понимания всплеска городского активизма начала ХХI века (О. Вендина, К. Клеман).

Теоретическая география

Еще одним источником идей о развитии города стало направление “теоретической географии”, развившееся в Москве, начиная с 60-х гг.. Родоначальником “теоретической географии” (термин Ю. Г. Саушкина) стал Борис Борисович Родоман, географ, в работах которого обрело реальное воплощение направление намеченное в начале XX века Вениамина Петровича Семенова-Тянь-Шанского (1870–1942) в таких работах как “Город и деревня Европейской части России” (1910)и “Район и страна” (1928).

В отличие от идей Г. Ю. Лаппо о каркасно-сетевой структуре территории и геоурбанистики, которые в значительной степени повлияли на способы градостроительного мышления в СССР (в частности концепции каракаса города Гутнова), теоретическая география была связана с идеями районирования, идущими от фон Тюнена и Риттера. Так, в одной из первых работ Б. Б. Родомана «Районирование и качественный фон» (курсовая работа на кафедре экономической географии СССР в МГУ) можно увидеть развитие методов анализа сплошного фона в картографии и понятия района Семенова-Тянь-Шанского. Предметом теоретической географии были идеальные модели как географических описаний и ландшафтов, так и в последствии — культурных. При этом Б.Б. Родоман исследовал не только районы, но их отношения, выделяя понятия “поляризованного ландшафта” (1970), “узлового района”, а также анализируя проблемы формирования границ и сетей.

Идеи Б. Б. Родомана оказали влияние и на географов его поколения — на это влияние, в частности указывал Евгений Ефимович Лейзерович (1927–2014) — географ-экономист, ученик Н. Н. Баранского и автор уникальной системы микрорайонирования всей территории СССР (1990) и России (2008). Эту систему позже, В. Л. Каганский назвал системой географических районов, наиболее приближенных по масштабу к социальным районам, по которым “осмысленно и оправданно собирать, представлять, анализировать, агрегировать, интерпретировать, etc. социологическую информацию” (здесь напрашивается аналогия с метрополитанскими статистическими ареалами в США).

Другим современником Родомана, который в исследованиях районирования общества опирается на его работы можно назвать политического географа и географа-страноведа (американист) Леонида Викторовича Смирнягина (р. 1935). В концепции районирования общества Л. В. Смирнягина в 70-е г. появляется в русскоязычной литературе понятие “вернакулярного района” (как территории повседневной, “обыденной” активности горожан по аналогии с “обыденным”, местным языком — вернакулярным). Понятие “вернакулярного района” позже стало активно использоваться в современной российской урбанистике, благодаря А.А. Высоковскому и его ученикам.

Исследования Л. В. Смирнягина непосредственно повлияли на работы географа-экономиста Алексей Викторовича Новикова, в настоящее время декана Высшей школы урбанистики, и ряд его подходов к исследованиям городских процессов, а также в постперестроечный период — на работы географа, специализирующегося на исследованиях локальных сообществ Кирилла Александровича Пузанова.

Несмотря на отсутствие официального признания у “теоретической географии” в СССР, с 70-х годов у Б. Б. Родомана появляется ряд последователей и учеников среди младших коллег — исследователь географии транспорта и туризма Сергей Анатольевич Тархов (р. 1953), культуролог и исследователь культурного ландшафта Владимир Леопольдович Каганский (р. 1954).

При том, что основными направлениями исследования С.А. Тархова являются топология транспортных сетей, его методы работы сформировалась не только под влиянием Б.Б. Родомана, но и в русле исследований другого географа транспорта и инженера Григория Абрамовича Гольца (1933–2009). При этом книга С.А. Тархова “ Эволюционная морфология транспортных сетей”(2005) является классикой российских транспортных исследований, регионального и городского уровня, сочетающей в себе географический и инженерный подходы к анализу транспортных проблем.

Работы В. Л. Каганского по культурному ландшафту страны в значительной степени сформировали российские подходы к культурной географии и развитию географической концепции “центра-периферии”, хотя они и могут быть противопоставлены по методам и подходам упоминавшимся социально-градостроительным исследованиям Л.Б. Когана или работам А.Н. Мещерякова.

Среди других исследователей-географов, которые на рубеже 80–90х годов и позже формировали подходы к исследованию территориальных закономерностей расселения и социально-экономического развития сельских и урбанизированных территорий, и тем самым создали как предпосылки для городских исследований, так и стали контекстом их развития, необходимо назвать Павла Марковича Поляна, Татьяну Григорьевну Нефедову, Андрея Ильича Трейвиша, Наталью Васильевну Зубаревич.

Системные исследования городского развития и неравномерно-районированная модель Высоковского

Важным направлением исследований, сумевшим создать базу для изменения характера городских исследований после перестройки, были исследования в области системного подхода с попыткой прогнозировать долговременное развитие городов, а также начавшие появляться исследования по анализу правовой основы городского развития.

Для обоих подходов очень важными являются работы Александра Аркадьевича Высоковского (1948-2014), хотя в этих областях работали и продолжают работать различные исследователи города и городских процессов.

Так, например, в области системных исследований работал и А. Э. Гутнов, а его теорию каркаса и ткани города сейчас можно пытаться ставить в один ряд с неравномерно-районированной моделью Высоковского, но при этом сам А.А. Высоковский модель Гутнова критиковал за излишнюю обобщенность, предполагающую двоичную систему города (из личных разговоров). Неравномерно-районированная модель Высоковского, разработанная им в кандидатской диссертации ( Высоковский А.А. Градостроительные резервы для размещения застройки в центрах крупнейших городов. Дис. на соиск. учен. степ. к. арх. — М., 1983), так описывалась в Томе 2 обоснований Генерального плана Перми (с. 26, сноска):

«Неравномерно районированная» модель базируется на двух фундаментальных законах — неравномерности использования территории города и повышения интенсивности ее использования по мере роста города. Неравномерность города характеризуется изменением морфологических показателей в зависимости от удаленности от центра города. Удаленность измеряется в ранговой шкале, порядковым номером (дистанцией) присоединения каждого элемента к центру. Изменение морфологических показателей по мере роста города учитывается путем их дифференциации в зависимости от величины города (по количеству проживающего населения). Модель предусматривает районирование территории, которое производится в целях управления функционирования и развития города. С его помощью на территории города выделяются повторяющиеся локальные неравномерности — концентрации объектов обслуживания, офисов и другой активности, взаимосвязанные особым образом с монофункциональными территориями, где размещены жилье, производство или озеленение. Каждая такая связка, содержащая более или менее полный комплект исходных элементов, определяется как единица пространственной системы города.

Однако, как принципиальное отличие от модели Гутнова, в рамках исследований неравномерно-районированной модели (НРМ) предполагался не только анализ пространственно-функциональных закономерностей. Также в НРМ учитывался опыт исследований городской среды — во ВНИИТАГе под руководством А.А. Высоковского была организована Лаборатория по проблемам городской среды, в сборниках конференций которой публиковались искусствовед Г.З. Каганов (из Петербурга), культурный географ В. Л. Каганский, архитектор и философ А. Г. Раппопорт, И.З. Заринская, Е.Э. Павловская. В НРМ городская среда была важна как “точка отсчета” психологического и субъективного восприятия городского пространства.

При этом сама идея субъективной “точки отсчета” городского пространства разрабатывалась в тот же период и другими исследователями — в статье “Точка отсчета городского пространства” (1995) А.А. Высоковский ссылается на исследования Петербурга Г.З. Кагановым. Также близкое по значению понятие введено одним из учеников Л.Б. Когана — культурологом Юрием Григорьевичем Вешнинским — понятие

социально-психологического центра (СПЦ) города, т.е. той территории, которую считают центром сами горожане” (см.).

Однако в Магистерской программе Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ (2013) А. А. Высоковский дает более развернутое определение различных типов “точек отсчета” в городе, что позволяет ему увязать “приватную точку отсчета” с вернакулярным районом, а “точку отсчета городской среды” — с публичным, коллективным образом города.

Правовые городские исследования

В конце 80-х годов в позднесовеской урбанистической мысли становится также актуальным направление исследований правовых оснований развития города. Данной темой занимались Эдуард Константинович Трутнев, а также Т.В. Афанасьева, Е. Якубович. Эти исследования стали основой для разработки в последствии Градостроительного кодекса и Правил землепользования и застройки совместно с А. А. Высоковским и У. Валлеттой.

Обзоры по истории муниципальных отношений в России были подготовлены Валерией Антониновной Нардовой в Петербурге. историческое направление исследований муниципального и градостроительного права в 90–00х гг. было продолжено работами Андрея Георгиевича Вайтенса и Юлии Леонидовны Косенковой.

После 1991 года

В начале 90-х годов те исследования в области развития городов, которые в позднем СССР не имели возможности реального воплощения начали развиваться — был организован Институт экономики города Н.Б. Косаревой, проведена школа муниципальной политики В.Л. Глазычева, издавались книги А.А. Высоковского и Э.К. Трутнева.

И именно эти люди стали экспертами в новом всплеске общественного интереса к урбанистике — в 2008–2009 годах, когда попытка построить побольше показала свою губительность для больших городов, именно они стоят у основания школ и образовательных программ по урбанистике.

--

--