Мир “Сплита”
Учебник по режиссуре от М. Найта Шьямалана
“Сплит” очень четко придуман, в нём легко увидеть многочисленные приёмы по формированию мира фильма, которые одновременно работают на саспенс, историю и идею.
Камера
Самое простое — хищная камера, которая смотрит на похищенных девочек, как на добычу. Пролог, сцены в заточении, сцены в доме психотерапевта и флэшбеки сняты по-разному, чтобы подчеркнуть клаустрофобическое, хищное и порочное визуальное решение основной сюжетной линии, где герой Макэвоя держит взаперти школьниц. Приём совсем уж обнажается под занавес, когда возникает кадр от первого лица. Впрочем, тут есть обманка — хищник не (столько) герой Макэвоя.
Флэшбек, который проясняет сверхидею
Против ожиданий Шьямалан всё рассказывает не во флэшбеке антагониста, а в истории из детства Кейси. Здесь же заявляется ключевой для фильма образ охоты (точнее деление на охотников и добычу), эдакого условно-маскулинного развлечения. Это недвусмысленно обыгрывается в финале, когда локацией оказывается зоопарк, ну и статуя тоже неслучайна (как известно, охотятся преимущественно львицы, а не львы).
Важнее, впрочем, то, что отец-одиночка учит Кейси стрелять, в то время как она оказывается жертвой дяди. Намеки на сексуальное насилие над детьми делает фильм таким тревожным еще на сцене, когда Макэвой просит школьницу станцевать для него. Возможно, речь не об изнасиловании, но о каких-то “играх”, что ничего особенно не меняет.
Примечательно, что героини фильма — либо дети, либо пожилая женщина, которой никто не верит, либо одна и личностей Макэвоя, которая исполняет сугубо домохозяйские функции (сцена с бутербродом и расчесыванием волос), то есть Шьямалан описывает насильственную природу отношений между мужчиной и женщиной в патриархальном обществе.
Композиция
В “Сплите” несколько раз и с разных ракурсов показывают лестницу в доме женщины-психотерапевта. Несмотря на кажущуюся безопасность, эта локация рифмуется с кольцами змеи, которую Шьямалан ненавязчиво помещает в кадр. Неплохая аллегория объятий, которые переходят в удушение (такая смертельная забота). Добивает он образный ряд конкретным убийством, напоминающим змеиный захват.
Цвета
Ну и еще одна очевидная деталь, которой Шьямалан формирует мир фильма, — это цвета. Много зеленого, желтого, чуть реже красный, еще реже синий и белый как цвет невинности (вот это поворот). Пролог, к слову, изобилует серым.
Главный цвет всё-таки желтый — цвет осени, сезона охоты и тревоги. Его заявляет персонаж Макэвоя, когда достает в машине желтый платок. Затем он так или иначе возвращается — в лесу, в одежде отца Кейси, цветы Макэвой покупает тоже желтые, ну и в его флешбеке можно увидеть желтую простыню и железные шорты матери.
С красным всё просто: его носят наиболее агрессивные персонажи, красные подносы оказываются на асфальте за пару секунд до начала замеса, женская личность Макэвоя второй раз появляется в кремово-красной шали (а первый — в бордовой водолазке). Жуткие новости показывает телевизор, висящий на фоне красной стены.
Наиболее изящно тут работает зеленый, периодически символизирующий обманчивое спокойствие (в частности, его носит дядя Кейси). Другие носители — люди и личности Макэвоя, которые не могут ни на что повлиять (например, занудный историк).
Ну и для иллюстрации — белый, который у Шьямалана идет в комплекте с ружьем.
p.s. Загадочная травма Макэвоя, вероятно, прояснится в сиквеле, для “Сплита” же более важной была линия Кейси, которая строится по принципу “из огня да в полымя”: очевидно, что дома final girl ждет “добрый дядя”, жизнь с которым, фигурально выражаясь, не сильно отличается от заточения у Макэвоя, который всё-таки ценит страдания, причиненные личности окружающим миром (охотничьим и патриархальным).
канал “Тинтина вечно заносит в склепы” (кино, комиксы, театр и снова кино)
Originally published at telegra.ph on August 25, 2017.