Совпадающий город

Бриф группы «Записки Тафури» (Алексей Кочуркин, Маруся Пакула, Катя и Юра Плоховы, Сергей Помелов, Антон Стружкин)

Сентябрь 1997 года. Чёрный катафалк катится по улицам Лондона, молчаливая толпа на тротуарах провожает взглядом колонну автомобилей. Мир замер у экранов телевизоров — 2,5 миллиарда человек смотрит прямую трансляцию похорон принцессы Дианы.
Один из зрителей — Стефан Хельмут Лауф, архитектор из Филадельфии, видит в похоронной процессии реконструкцию древнего римского ритуала — своеобразный триумфальный путь смерти. Занимаясь формированием первого в мире виртуального музея архитектуры, Лауф воссоздаёт в цифровом пространстве
план Кампо Марцио Пиранези. В процессе работы он сталкивается
с цепочкой загадочных смертей и необъяснимых совпадений; озарение связывает все эти события с проектом Пиранези и план Древнего Рима обретает новую целостность.
Ранее, в 1980 году, в своей книге «Сфера и лабиринт» Манфредо Тафури использует план Кампо Марцио в качестве доказательства невозможности автономии архитектуры. Для Тафури проект Пиранези — это картина современного состояния города, он пишет: «Что бы мы ни делали, мы заканчиваем своеобразным типологическим отрицанием — тошнотворным банкетом архитектуры, смысловой
пустотой, созданной избытком визуального шума». Как будто город навсегда превратился в бесформенную кучу фрагментов, а его будущее обречено стать «негативной утопией».
Ещё раньше в 1968 году, группа архитекторов из СССР презентует проект НЭР на Миланской триеннале. Стремление авторов заключить коммунистическое будущее в единую сеть городов — центров общения и коллективной творческой жизни, ещё рассматривается как «революционная традиция». Но в стенах Миланского Политехнического университета уже звучат лозунги 68-го года, а чёрно-белые экраны телевизоров транслируют шествия и демонстрации на улицах европейских городов. К 97-му году толпа студентов, требующих невозможного, превратилась в отстраненных телезрителей похоронной процессии quondam princess. Проект НЭР не трансформировался в медийный продукт, и будущее осталось пылиться на полке истории.
Сегодня, находясь на руинах Проекта просвещения, мы обращаемся к опыту исключённых, маргинальных одиночек, одержимых затворников и анонимных пользователей интернет форумов. Стефан Лауф и его решение загадки плана Кампо Марцио парадоксальным образом завершает Исторический проект Манфредо Тафури и продолжает дело Альдо Росси на пути к Великой гражданской архитектуре. От Аналогического города к Городу Совпадений — городу, который последовательно проявляется в форме Crazy Wall — загадочной проектной схемы, создаваемой независимым архитектором-детективом на стене его маленькой комнаты где-то на окраине Филадельфии, или в любом другом городе, или сразу во всех городах одновременно.

--

--

НЭР: История будущего

Блог о футуристической модели города «Новый элемент расселения» и её создателях