Стоит, думаю, подметить, что на фильм я шёл не водружая на него никаких колоссальных надежд, а исключительно из-за трейлера, который я счёл крайне занимательным, ну и потому, что особой популярностью в больших кинотеатрах города он не пользовался.
Это какое-то эксцентричное двухчасовое путешествие сквозь дебри южноамериканской сельвы в компании с немецким исследователем и его чуть более поздним американским коллегой, объединённых, впрочем, общим незаурядным недугом — абсолютным отсутствием сновидений. Одна сюжетная линия очень органично перемежается с другой и это придает какую-то необычайную цельность всей картине. Особой статичностью она действительно не отличается. Она принуждает изменять ваше к ней отношение почти каждые десять минут. Вам то хочется молча и пристально следить за происходящим на экране, то просто сменять гримасы на своем лице, недоумевая. Действительно, имеются в наличии и моменты, между которыми довольно затруднительно провести какую-либо параллель, пытаясь связать их между собой.
Фильм снят действительно красиво, порой оператору удается словно перенести весь зрительский зал на соседнюю лодку, а то и на пару метров от самого действия. Несмотря на монохромные тона, эстетику и прелесть природы Амазонки всё ещё можно вполне успешно ощутить. Лично мне очень пришлись по душе горы, появившиеся ближе к апофеозу картины. Фильм очаровывает визуально почти что с первых минут и именно превосходны ракурс помогает полностью погрузиться в атмосферу этой дикой и неизведанной местности.
Вообще, если совершить попытки выделить пару основных тем, отбросив все фантасмагории представленные на протяжении двух часов, то думаю, что фильм повествовал о колониализме и его разрушительном эхо и, наверное, о нашей собственной человеческой натуре. Фильм в самом деле плавно и крайне быстро перетекал из захватывающего приключенческого кино в очень серьезную драму, заставляя зрителя ощутить эмпатию к одному из персонажей. Переживания за преследуемое коренное население, за раба “каучуковых баронов”, тяжело больного этнографа, детей из христианской общины или туземного спутника исследователей систематически давали о себе знать.
В некоторые моменты действительно поражаешься тому, что подобные вещи имели место быть намедни. Пять минут, как мне кажется, точно уйдет на то, чтобы уяснить для себя кто с кем и что не поделил. Потратить толику времени на то, чтобы разобраться в самой сути конфликта, проникнуться ненавистью к “каучуковым баронам” или состраданием к коренным жителям тропических лесов.
Конечно же, есть и моменты, которые вводят в ступор и способствующие погружению в происходящее с головой. Погружению в этот, с одной стороны иллюзорный, а с другой — вполне реальный, мир затерянных джунглей Амазонки. За взаимоотношениями между учёными и их туземным спутником тоже крайне занимательно наблюдать. Следить за увещаниями первого и за попытками второго что-то прояснить вполне интересно. Это действительно можно даже трактовать, как своеобразный конфликт между эпохами, цивилизациями, культурами. Конфликт между строжайшим почетом правил этого необузданного леса и их полным пренебрежением. Конфликт между настоящим и прошлым. Конфликт, который действительно подталкивает к тому, чтобы подвергнуть осмыслению некоторые моменты общий истории и осознанием своих ошибок. Конфликт, который старается научить уважению.
Фильм снять в черно-белой палитре. Что, к слову, вызывает некоторые внутренние прения. Возможно ли вообще передать всю красоту природы Амазонки и весь её экзотичный спектр цветов, пренебрегая непосредственно самим цветом? Разве это не заставляет экзальтацию зрителя утихнуть? Нет, совершенно. После двадцати минут у экрана совершенно перестаешь примечать отсутствие цветов и воспринимать монохромность, как что-то самом собой разумеющееся. В двух словах, это выглядит очень органично и здорово.
Кино полно символов. Кино полно чудесных пейзажей. Кино полно интересных персонажей. Кино полно занимательных ситуаций и диалогов. Кино с неоднозначным концом, оставляющим зрителю довершить историю на своё усмотрение. Кино, мастерски повествующее. Кино, которое невероятно приятно смотреть. Кино о людях, ценностях, культуре и взаимоотношениях. Незаурядное, очень.