Что мы знаем о русском севере?

Olga Nizovtseva
10 min readFeb 6, 2017

Я вышла на улицу в сумрак. В январе северяне называют это время рассветом. Пока мы ощущали вкус морошки и оленины с брусникой в «Тундре», полярный день заходил в зенит.

В 14:20, оказавшись на одной из центральных улиц, я пошла исследовать местность и прокладывать маршруты на вечер.

Завернув за железнодорожный вокзал, я увидела закат янтарного цвета. Ещё раз взглянула на часы — 14:50. «Отлично. Здесь я сниму свой первый stories в Instagram».

Мне потребовалось еще 5 минут, чтобы осознать закат в 14:55 и развернуться на 180 градусов вправо. Секундочку. Ещё разок влево и снова вправо. Надо мной нависает огромная мраморно-жёлтая луна на иссиня-чёрном, как вакса, небе.

Вид на Луну в 15:20 из окна гостиницы.
Вид на заход Солнца в 15:25 из окна гостиницы.

Мы приехали в Мурманск — крупнейший город в мире за Северным полярным кругом. Мурманск стал последним городом, основанным при царской власти и до 1917 года назывался Романов-на-Мурмане.

Слово «мурман» произошло от слова «norman» и в переводе со скандинавских языков означает «северный человек». Именно так русские называли норвежцев и норманнов, до тех пор, пока местность на побережье Баренцева моря, а затем и весь Кольский полуостров, не стал частью российского государства. С тех пор каждый житель этого места — мурманчанин.

После 1920-го года город стал стремительно развиваться, поскольку у Советского Союза возникла стратегическая потребность в обустройстве крупного порта, за который впоследствии сражались в Великую отечественную. Кстати именно в Мурманске велись самые ожесточенные бои. Вклад в победу города-героя сложно переоценить.

Вид на город с горы Алёша.

Сегодня северный город с незамерзающим торговым портом на побережье, не сдает своих позиций и по-прежнему имеет уникальное значение для всей России. Мурманску выделяются неплохие дотации от государства и по мнению местных жителей большая часть из них тратится с умом. На примере шикарных дорог, высоких цен и, по всей видимости неплохих зарплат, мы смогли в этом убедиться. Что касается туризма, то в связи с большим потоком охотников за северным сиянием, любителей экстремальных ощущений и просто поклонников тишины и депрессии — этот бизнес имеет большие перспективы.

“Мы никак проехать не можем, дорогу замело!”

Но несмотря на всё прекрасное, погода севера – совершенно непредсказуемая сила. Все наши запланированные поездки на второй день пребывания были отправлены к чёрту, а мы, качаясь в поезде, уже ехали в сторону Хибинских гор.

Здесь нужно себе представлять,что если вы задумали переместиться из одного города в другой на машине или автобусе, то вам необходимо изучить все метеоусловия на дорогах. Если следуете поездом, то лучше заложите лишний часок, чтобы от вокзала доехать до нужной вам точки. Иначе метель, пурга, много снега, туман и не видно гор.

Далее чистосердечное — если вы не родились на севере, то вы точно не видели столько снега.

Стоооолько снега!

В первый вечер мы обошли весь Кировск, мы запрыгивали в снег и выпрыгивали из него.

Фотографировались с ним, фотографировали других людей и собак на фоне снега.

Снимали дорожные знаки, которые пытались вытянуть макушку из-под сугроба, чтобы закричать “Мы что-то значим!”.

Нужно сказать, что Кировск — небольшой и уютный городок, расположенный внутри горного массива.

Его история начинается в начале в 20-х годов ХХ века, когда благодаря исследованиям местности экспедицией Александра Ферсмана были открыты огромные залежи апатито-нефелиновой руды.

Спустя годы Советское правительство образовало здесь известный и ныне комбинат «Апатит». Город рос также стремительно, как и строился рудник.

Сегодня в Кировске находятся 3 рудника, 2 апатитонефелиновые обогатительные фабрики, хибино-горский женский монастырь, городской Музей камня, завод пищевой промышленности и мебельная фабрика.

Пожарная каланча. Сегодня — башня Музея камня.

Но что самое приятное, в Кировске активно развивается горнолыжный туризм и организация экстремальных туров. Три года назад на склоне Хибинских гор был построен спортивный комплекс Big Wood со всем, включающим в себя, разнообразием услуг для зимнего отдыха и спорта. И это как раз то, что нам было нужно.

На вершине учебного склона.

И если снег, то мягко падай.

Наше следующее утро начиналось со знакомства с инструктором по сноуборду. И следующий час и ещё час и час после обеда и плюс ещё час вечером.

Всё было посвящено падениям и взлётам, лепесточкам на переднем и заднем канте и подъёмам на склон и со склона.

Моя мечта сбылась. Как давно я хотела уже понять своих подруг, которые берут отпуск ради того, чтобы спуститься со склона Архыза или Шерегеша, Красной поляны или приэльбрусья.

Они продают за него душу, а я теперь хочу доску, маску и яркий сноубордический костюм, а еще суперперчатки и балаклаву. Все слышали?

“Хаски, дай лапу!”

Когда мышцы устали от покатушек, а нашу экскурсию на снегоходах замело, мы решили провести вечер с хаски. Наш путь лежал в деревню “Залесье”. Заснеженные чумы и деревянные домики на берегу озера Имандра. Перед вами снежная сказка русского севера.

Дом в снежной сказке.
Я в снежной сказке.

Здесь нас встретили те самые хаски, с небесными глазами и очень дружелюбно и эмоционально просились нас покатать.

На улице было “-8” и они сначала бодро, а потом лениво прокатили нас 4 километра.

Они гнались за снегоходом — шесть собак в упряжке и одновременно грызли друг друга, замедляя при этом ход. Как потом выяснилось — им было жарко и маршрут уже изучен. Приходилось командовать “Поехали! Поехали!” и раскачивать сани, чтоб не медлили.

Будь на улице “-18” и полный простор для прокладывания маршрутов — сани бежали бы быстрее.

Голубоглазый бес, способный разгоняться до 60 км/ч.

Ну что же, в таком случае наша встреча не последняя. Мы уезжали из сказки счастливые и довольные собаками и собой.

На следующее утро погодка и невероятная боль во всех мышцах не позволила нам кататься снова и, забравшись на склон мы увидели вот такую картину. Люди ныряли в эту бездну на лыжах и сноубордах. Мы пока не обладали чувством бесстрашия, поэтому удивления ради понаблюдали за теми, кто прыгал в это беспросветное “молоко”.

Вершина Южного склона.

Делать нечего. Уезжаем в Мурманск. Там нас уже ждала вкуснейшая еда “Тундры” и самый мощный ледокол СССР — Ленин.

Погоня.

Северное сияние, как выяснилось, самая обманчивая штука на севере. Видели мы его раза три точно, но нам всегда говорили: “Да не оно это. Так фигня. Когда будет сияние — поймете. Оно будет на всё небо!” Но на всё небо не было. Небо по-прежнему было затянуто облаками.
Вернувшись обратно в Мурманск, мы все же решили за ним поохотиться. И, заплатив по 5 тысяч на каждого, снарядившись термосом и штативом, отправились в погоню. В 20:00 у Азимута нас уже ждал красивый красный автобус. Наш проводник Александр заверил, что точно сегодня поймаем и вот его уже видно. Действительно, сквозь автобусное стекло было заметно, что на небе проявляли очаровательного цвета серое облако с зеленым оттенком. Мы сделали несколько остановок. Первая — на озере. Нас выгрузили на обочине трассы и мы трусцой отправились за нашим гидом, проваливаясь в глубоком слое снега. Через 10 минут мы уже сделали первый снимок на большой выдержке.

После — холод, звёздное небо и наблюдения за кучкой китайцев, замотанных с пяток до ушей, а среди них — маленький китайский мальчик, который впервые увидел снег. Последующие две остановки не принесли ничего. Мы останавливались, поднимали голову, замерзали — шея затекала. Мы выпивали чая с настойкой и садились обратно в автобус.

Совет охотнику: открываете прогноз геомагнитных возмущений, и если он показывает над вашей геолокацией больше 2 баллов, то смело заказывайте такси и поезжайте за город. Никакая погоня не поможет, если сияния нет. Его нет и не будет. Просто смиритесь.

Фото с сайта www.swpc.noaa.gov

В 3 ночи, недовольные и злые, мы, вернувшись в отель, легли спать. На утро мы не стали добрее. Но нас ждала неизведанная и манящая дорога в Тундру.

Тундра. Териберка. Край Земли.

Дорогу к Баренцеву морю расчистили и мы отправились в путь. Это был последний день нашего северного путешествия. Увидеть Тундру. Едем.

По мере отдаления от города деревьев становилось всё меньше, а небо становилось пурпурно-розового цвета. Так вставало солнце.

Картинка за окном поношенной Нивы резко менялась и когда мы сделали первую остановку – на развилке перед Териберкой, я впервые за эти дни осознала, что есть север – морозная, меланхоличная пустыня, уголок земли с леденящей душу тишиной. Вот так выглядят ворота в Арктику.

Посреди этой снежной пропасти нет смысла говорить. Она правит. И если она захочет, то выгонит тебя, не пустит, заметёт.

Именно по этой причине, мы отложили поездку на неделю. Порывы ветра в Тундре бывают от 10 м/с и выше. Машины заносит моментально до 3–5 метров.

Рассказ нашего таксиста про то, как он просидел более двух суток в завале, оказался не самым страшным. Хуже, если буксир, чистящий дорогу, снесет крышу машины вместе с твоей или ты просто окоченеешь от холода.

Поэтому спорить с природой здесь отчаянно и бессмысленно. Едем дальше.

Подъезжая к селу Териберка, мы уже замерзли очень сильно. Но виды деревни обезмолвили снова.

Въезд а Териберку.

Место русских колонистов, рыбацкая деревня, олицетворение российской разваленной глубинки. История этого места переживала разные этапы – возрождения и упадка. Но всё тлен в сравнении с этой немыслимой красотой.

Из всех уголков Териберки выглядывала разрушительная сила безмолвия.

Покосившиеся дома без окон.

Старые лодки.

Не ушедшие в море корабли.

Вид на кладбище.

Единственный ресторан Териберки. *В апреле 2016 года сюда приезжала команда создателей проекта LavkaLavka, «Большая земля» — активных и смелых ребят, которые вдохновившись красотами Заполярья, пообещали перезагрузку села. В гастрономическом плане точно.

Метеостанция, основанная в 1889 году.

Гелиограф.
Сегодня метеостанция выполняет наблюдения по 8-ми синоптическим срокам и 3-м морским, и производит дополнительные радиометрические и планшетные наблюдения, которые мурманский гидрометцентр использует для составления прогнозов погоды.
Недействующий домик геолога. Действующий геолог и его домик дверь не открыли.

Заключение.

На севере люди живут в и невероятных для жизни природных условиях. Они летом ложатся спать при ярком дневном солнце, а с декабря по январь живут в темноте и сумраке. Их увлечения огородом называют условиями рискованного земледелия. А товарищи из других регионов посмеиваются и хвастают: “Мы плюнули — роза расцвела, палку в землю воткнули — яблоня выросла. А вы?”.

Но несмотря на эти условия, северный край очень богат на растения, рыбу, грибы и ягоды, что позволяет лапландской кухне быть поистине вкуснейшей и сытной. Люди здесь очень гостеприимные и добродушные. А пронизывающий ветер и тишина вылечивают от мегаполисной суеты и бессмысленных эмоциональных волнений. Всё остальное вы почувствуете сами, оказавшись однажды на краю большой северной Земли, с которой соревноваться может только космос.