Всем неравнодушным к театральному искусству посвящается! Интервью с Виталием Тагановым

Органайзер Инфо
10 min readJun 6, 2018

--

Вы когда-нибудь встречали человека, сотканного из профессии, из любимого дела, которым он занимался всю свою жизнь с первых шагов и мыслей? Человека, которому хочется подражать в стремлении, самоотдаче и мироощущении? Того, кто своим примером показывает, как нужно относиться к каждой мелочи, привнесённой в эту жизнь — от взгляда до жеста?

Корреспонденту интернет журнала «Органайзер» повезло взять интервью именно у такого человека. Каждый житель Севастополя видел и знает его, но не все догадываются, как он шёл к тому, чтобы радовать зрителя с театральных подмосток Севастополя. Всем неравнодушным к театральному искусству посвящается! Интервью с Виталием Тагановым.

Кем вы мечтали стать в детстве?

На самом деле такого вопроса не возникало. Почему-то с самого детства, сколько себя помню, я всегда был артистом. Не было сомнений: спортсмен, военный или моряк. Артист и всё! Даже в садике уже был артистом. Приезжали делегации моряков, рабочих, коммунистов, колхозников, и меня на передний план выставляли с песней про слона и стихами, которых я уже не помню.

Просто сразу с самого первого шага?

Да, сразу.

Как вы попали в эту профессию?

В профессию попал, сдавая экзамен в Харьковский театральный институт на актёрский факультет. А до этого к театру не имел никакого отношения. Жил в городе Таллин 7 лет, занимался акробатикой в студии. В 7 лет переехал в Узбекистан в Ташкентскую область, город Ангрен, где родители меня отдали в местный народный цирк. И я начал заниматься в цирке. Воздушный гимнаст, эквилибрист, велофигурист, сразу стал ведущим программы. Пионерский галстук…ведущий… «под небом северным и южным краях мы разных рождены, советский цирк арена дружбы, талантов солнечной страны», — и начинал программу. И тут же мимоходом работал ещё номер «воздушный гимнаст в морской форме», морячок такой. Я 10 лет гастролировал с цирком, но знал в определённый момент, когда мне пророчили цирковую карьеру в Ташкентском цирке, что буду актёром. Когда порочили цирковое будущее я никому не говорил «нет», кивал головой, а как пришло время — поехал в театральный институт поступать. Вот и всё.

Какой первый театр вас принял?

Черниговский музыкально-драматический имени Тараса Шевченко.

Помните вашу первую пьесу?

Помню конечно…это были гастроли и срочно нужно было ввестись в спектакль — за ночь. Я сыграл принца в золушке. Утром в 10. Вечером мне сообщили, что предыдущий принц — Олег — уехал с гастролей, бросил театр… Не знаю, что у него было внутри…какие бури овладели его душой…

Очень переживали выходя на сцену, после такой быстрой подготовки?

Да нет. Я не переживал, был достаточно авантюрным артистом и адреналин всегда у меня был, и хорошая память. Текст мне подсказывать не надо было. Я даже что-то своё добавил плюс танцы выучил. Золушка — Наталья Кравчук… Наташенька, она меня вводила ночью без партнёров и всё было нормально, всё сыграл. Параллельно через два дня у меня была премьера — бенефисная роль в мюзикле Северо-Осетинского автора Цугаева «Муж моей жены», где я играл Эльбруса. Там было 3 разных роли. Постановка музыкальная с вокалом и танцами. Мне нужно было сыграть… в общем я влюблён был в девушку и мне нужно было сыграть милиционера, потом переодеться в девушку, сыграть её подругу, чтобы добиться сердца, а у неё был отец казбек и он не позволял… В общем, я за два дня ввёлся ещё в эту роль — это была главная роль. После этого мне сразу дали премию и тут же вручили первую категорию, что было очень редко на тот момент. Часто бывало, что артист приходит со второй категорией и долго, долго ждёт.

Поразительно! А в драматическом театре имени Луначарского, какая была ваша первая постановка, первая роль?

В спектакле Владимира Магара «Империя луны и солнца» я сыграл Ле Бре. Это друг-предатель Сирано де Бержерака, который его убил. Такая непроходная роль интересная от начала до конца. Она интересна была тем, что, артист меняется на сцене от доброжелательного друга до предателя. К финалу открывается его сущность завистливая. Я помню до сих пор этот финал, и как придумано режиссёром. Вот так я первый раз заявил себя на сцене театра Луначарского. Ну и потом всё пошло замечательно.

Роли обычно себе сами подбираете или опираетесь на мнение режиссёра?

У нас в театре нет такого. Есть вариант предложить себя на роль, сделать творческую заявку. Никто это не отвергает, но если тебя режиссёр не видит, то увы. Я никогда не настаивал на своих заявках. Многие актёры, которые хотят тут или иную роль через творческую заявку добиваются, но я никогда не делал это. Были моменты, когда я знал, что назначение на роль стоит, что это моя роль. Или бывало, что роль интересная мне приходила сама, в любом случае не знаю каким образом.

Как долго вы «отходите» от образа после спектакля?

Долго, очень долго прихожу в себя. Часам так к трём ночи, когда уже вырубает. В последнее время такие роли большие, они требуют огромных физических и эмоциональных затрат. Какую не назови… Поэтому, естественно, даже когда друзья спрашивают «ну как? Ты доволен или недоволен?…», когда я с ними общаюсь, то всё ещё нахожусь на сцене. Прокручиваю киноленту видения своего спектакля, вспоминаю какие-то моменты, они всплывают…т.е. это ещё долго, долго, долго проходит. Это первый план, на втором и третьем я ещё анализирую сыгранное и прожитое. Иногда даже не один день.

«Мастер и Маргарита» — спектакль, премьера которого состоится в конце июня, ставится по произведению Булгакова, овеянному мистической славой. Многие, кто сталкивались с ним, отмечали присутствие чего-то необъяснимого и таинственного в процессе постановки. Чувствуете ли вы что-то подобное?

Нет, я ничего подобного не чувствую. У меня есть опыт работы с Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в спектакле «Кабала святош», где играю самого автора, поэтому связь между нами абсолютная.

В спектакле у меня несколько ролей. Играю Лиходеева Стёпу — мне очень нравиться этот образ — он мне близок. И Михаил Афанасьевич очень хорошо относился к этому герою. В произведении он со всеми расправляется, но жизнь Стёпы Лиходеева прекрасная, замечательная. Мне кажется, что Булгаков его так хорошо описал не просто так… с начала отправил в Ялту на берег отдохнуть, прочь из неблагополучной квартиры, потом директором гастронома в Ростов. Ну был директором варьете, ну стал директором гастронома, ну и что? Ничего такого плохого не произошло с ним. Хорошо выглядел, как написано в конце романа.

Признаюсь, на самом деле я скептически отношусь к постановкам «Мастера и Маргариты» на сцене. Честно говорю! Не знаю, как наш Григорий Алексеевич. Ещё не видел репетиции. Пока до конца осознал, мне очень сложно понять описание некоторых сцен…как их воспроизвести. Т.е. я пока ещё ни видел целиком произведение Григория Алексеевича Лифанова, что он берёт за основу, и что для него главное в этом романе. Просто читая книгу я не представляю, как это можно сыграть на сцене.

Как вы относитесь к остальными вашим персонажам в этой пьесе?

Каифа — отлично отношусь. Я считаю, что всех персонажей нужно оправдывать. Да, он первосвященник, он защищает свою веру. Да, он понимает, что если Иешуа не казнить, то будет бунт однозначно. А он за веру стоит жёстко, у него свои приоритеты. Ничего плохого он не делает, он защищает свою церковь и иудейский народ от Римского гнёта. Если говорить о государственности, Каифа государственник мощный. Ну и третья роль — Калигула на балу. Не знаю пока, как будет решена эта сцена.

Какие постановки в театре им. Луначарского самые любимые? Где вы получаете максимальное удовольствие от персонажа и процесса в целом?

Для меня все постановки самые близкие, самые лучшие, но я быстро отхожу. Есть спектакли знаковые: «За двумя зайцами» — Голохвастов. Но по прошествии двух лет я уже устаю, понимая, что напряжение тех эмоций, испытанных в начале, нет, и начинаю их откуда-то добывать, но уже той свежести и энергии нет. Только техникой работать не получится — нужны эмоции, и приходится искать какие-то моменты, какие-то «кнопки» на которые нужно «нажимать». У меня всё так. Поэтому я рад любому вводу в спектакль — это обновление. К примеру, если Каренина поменялась и её будет играть другая актриса, значит я буду свою роль по-другому работать. Увы, я остываю. Вот у меня был спектакль «Самоубийца».

Кстати, на счёт какой-то мистики — я в гробу там (пьеса «Самоубийца», — прим.автора) лежал. Все говорили: «Ой! Как же ты в гробу лежал!!..», — ну гроб и гроб, нормально абсолютно. Мне кажется, наоборот, это продлевает жизнь. «Самоубийца» — очень эмоциональный спектакль, текста много, он трудно давался. Если не пропустить через себя, то непонятно, для чего всё происходящее на сцене. Мне всё очень нравилось, но потом стало недоставать эмоциональных резервов. И так в каждом спектакле…

Может какие-то постановки первые приходят в голову?

Все: «За двумя зайцами», «Самоубийца», «Голубка» — да какую не возьми…«Ханума» и «Анна Каренина», «Фредди, Фред, Фредерик», «Эмма и Адмирал».

То есть диапазон большой и везде, в каждом спектакле, пытался найти в себе, откапать то, что спрятано внутри. Своего рода театротерапия. Например, «Дядюшкин сон» — пытался найти то, чего не было нигде…из себя достать.

Все постановки были для меня этапными, и я оставался доволен ни сколько зрительским приёмом, а именно тем, что я внутри себя нашёл и наружу вытащил, смог освободится от этого.

Это театратерапия…Вытащить на сцену, освободиться и проститься. Ведь в каждом из нас сидит разное, многому из чего там совсем не место.

Хорошо, зайду с другой стороны. Какие постановки давались сложнее всего? Ради каких приходилось прикладывать усилий больше, чем обычно, по тем или иным причинам?

Если уже говорить на чистоту, то были постановки… «Последний клок» — интерактивный, для меня до сих пор тяжело даётся. Потому что разговор со зрителем, незаурядный сюжет, как это всё завуалировать, сделать интересным…и всё зависит от тебя.

Ты должен вести диалог… должен держать публику, актёрами руководить, темпоритмом руководить, зрительскими вопросами, вниманием…. Это пока для меня самый сложный спектакль. И ещё очень непростым был ввод в постановку «Дон Жуан» Владимира Магара, где я вводился на роль Сганареля, которого играл замечательный гениальный актёр Борис Чернокульский.

После него было очень сложно ввестись. Повторить это было невозможно, поэтому я сделал по-своему. А Борис Иванович ещё тогда сказал, что «даже если кому доверят эту роль, так только тебе». Дали 3 дня на репетицию. Вот там мне хотелось упасть, биться кулаками о сцену, я не понимал, что от меня хочет режиссёр. Режиссёр тоже не понимал, что он от меня хочет. Потому, что перед ним стоит Борис Иванович Чернокульский, а не Таганов. И всё это было очень сложно… и монологи и диалоги… всё выстроить… для меня он всегда был очень сложным.

Какие проекты ждут жителей и гостей Севастополя в этом году?

С моим участием будет только «Мастер и Маргарита». Слышал, что будет ещё новый режиссёр. Он осматривал труппу. Попаду я в неё или нет — пока не известно. Мне, если честно, вполне достаточно того, что уже сейчас есть. Например, та же недавняя премьера «Фредди, Фред, Фредерик».

Тоже не хочется себя перекормить и зрителя перекормить собою.

2019 год президент России Владимир Владимирович назвал годом театра и обещал всячески содействовать театральному искусству. Как вы относитесь к этой новости?

Прекрасно! Я знаю, как кино выросло в год, когда ему помогали. Сколько было вложений и проектов. Стали выходить фильмы на уровне. Конечно я за! Тем более будет реконструироваться наш театр. Планируется выделить 500 млн. на реконструкцию. К 2019 году будут закончены все проектные документы и планы.

Если уже говорить в комплексе о театре, то большие театры, академические театры не обделены заботой. У нас очень много работы. Мы вошли в программу «Больших гастролей». За этот год: в Петербург возили четыре больших спектакля, так же в Ярославле побывали с полноценными гастролями. Я бы конечно советовал обратить внимание, на театры детские, молодёжные, театральные студии. Как художественный руководитель театральной студии «Фарт» скажу, что есть проблема в костюмах, спектаклях, декорациях. Всё это можно сделать кустарно из картона, но если были бы возможности пригласить художника, балетмейстера, поставить спектакль детский, интересный, хороший. Тем более, что есть опыт, но денег на это всегда нет. Поэтому, для меня конечно приоритетно внимание к детскому театру, где зарождается любовь к этому искусству, воспитывается вкус к хорошим спектаклям. Чтобы зритель приходил в большой театр уже знающим, понимал, различал постановки и стили. Вот такие школы театральные были бы очень нужны. Очень хочется, чтобы в 2019 году не забыли и «народных» театрах.

Что самое ценное в вашей жизни? Что для вас главное?

Во главу приоритетов ставлю здоровье своих близких. Здоровье и счастье своей дочери. Думаю, это в первую очередь. Больше ничего.

Я переживаю что будет с ней, особенно когда меня не станет. Самое главное — чтобы у неё всё сложилось. Пусть сложиться в какой-то степени как у меня. Мой путь долгий длинный, он очень счастливый, до определённого времени взросления, когда начинает и совесть мучить и обстоятельства мучить. Когда ты уже не можешь себя «отпустить». Вот то время беззаботной юности нужно ценить, когда у тебя впереди перспективы, неограниченные. Когда мир, когда счастье, когда радость! Когда все молоды и здоровы. Когда маленький бегаешь по лугам и собираешь букеты. Этого уже не вернуть, и я очень желаю своей дочке получить максимум от этих приятных моментов.

Екатерина Высоцкая

--

--

Органайзер Инфо

Новости Севастополь, Крым, Россия. Журнал "Органайзер": http://organaizer.info/