Как мы провели неделю в Порто / Октябрь 2021

Oleksandr Volynets
12 min readOct 22, 2021

Вот и пришла пора и нам в отпуск: поесть, попить, покататься и посмотреть красоту. Было решего отправиться всей семьей “на море”, выбирали между Италией и Португалией. Что забавно, билеты в Италию стоили дороже (выходило около 500 евро/человека), поэтому взяли билеты в Порто, а через неделю, когда ехали наши знакомые, в Порто уже было не найти ночлега: все занято. Итак, поездка из Берлина (новый аэропорт BER) в Порто, вылет в понедельник (день первый), обратно в понедельник через 7 дней. Нас четверо: родители и двое детей (семь лет и 9 месяцев), летели с двумя чемоданами, тремя рюкзаками, двумя детскими креслами и складывающейся коляской. Внизу собран лог впечатлений и походов по дням. Запасайтесь любимым горячим напитком, и приятного чтения!

День первый: в пути

Впечатления, сначала из несколько неприятных.
1. В аэропорту Берлина у нас забрали детскую коляску, пришлось меньшего таскать на руках и на пузе. Оказалось не слишком большой проблемой: у нас была носилка (“на пузе”) и нам как-то совсем сразу после security уже нужно было идти на посадку. Как уже понялось позже: хорошо, что не опоздали.
2. Там же, в берлинском аэропорту, проверили, есть ли у нас форма для въезда в Португалию, а вот в Португалии не проверяли ничего: ни тестов/прививок, ни форм. Вышел из аэропорта, и ффпиретт.
3. В Берлине сдали детское кресло и коляску в негабаритный багаж (думаю, что стоило не послушаться), и немного растерялись, не найдя на обычной ленте в Порто оных. Позже все разрешилось без проблем.
4. На рейс был очень рано, недоспали страшно, дети тоже, что сказалось и на нашем (взрослых) настроении. Но: прорвались! Ничего не помешает наконец отдохнуть от всего, что накопилось и приелось дома.

Из позитивных:
1. Меньший весь полет не рыдал, не хныкал, немного оттоптал нам ноги, но в целом полет прошел отлично (даже при сбросе высоты).
2. После прилета сразу поехали смотреть океан и поесть местную выпечку с ветчиной и сыром (вкусняшка!), а также узнать про местные традиции похода в булочные. Дядька в одной из них мне перевел состав этак пятерки булок с начинкой и порекомендовал, что купить. А еще из всех продавцов и официантов все (на сегодня) отлично говорили по английски (мой португальский немного слабее, чем никакой).
3. Попалась большая машина, которая легко вместила весь багаж. В отличие от других точек этой фирмы-арендатора, тетенька узнала, для чего нам машина и, увидев наш состав и багаж, дала самую большуй (Seat Leon, пока хорошие впечатления, но читай дальше про день пятый).
4. На обед местная вкусняшка Francesinha: этакий бутерброд с несколькими типами колбас, стейка, бекона, сверху яйца и политого секретным соусом (см. фото). Ну, из самых позитивных это пока все, завтра еще будет день :)

День второй: приездной

Из позитивного:
1. Везде, где мы были, принимают карточки (Visa), даже в мелких кафешках. С утра посидеть попить кофе в уютной кафешке, да еще и на улице (+20 утром 😄) - то, что надо. Кофе, кстати, везде стоит 1.10–1.50 евро в сравнении с 2.50–3.50 в Берлине.
2. Были на океане, здорово посидели на теплом пляже и окунулись в холодную воду. Ну, кто хотел - тот окунулся 😄 На берегу случался прилив как раз, когда мы были, и нашу с дочкой лужицу на берегу быстро затопило, а одеялко пришлось пару раз двигать подальше 😄
3. Забрались на колокольню собора с видом на крыши и реку. Старшая почему-то сильно забоялась, но справилась пешочком до самого верха забраться.
4. В кои-то веки поели рыбу. В Берлине она и супер дорогая, да и не найдешь особо такого выбора, как здесь (само собой).
5. Записались в биржевой дворец на завтра, должно быть интересно.
6. Пытался заговорить по португальски с google translate, но официантка попросила показать телефон, после чего смело ответила на мой вопрос 😂😂

Из неприятного:
1. Ориентироваться по дорогам ооочень неудобно с гуглом, то ли дороги здесь настолько кривые, особенно въезды и выезды на/с автобана, то ли гугл врет (а, может, и то и то). Сначала 5 раз пропустил въезд, потом гугл повел по улочкам, где ты пропускаешь встречку на узкой улочке из-за того, что кто-то додумался поставить машину где ни попадя, а тебе еще и сзади пибикают. Или пешеходы на красный пешочком гуляют. Не водил сам в Италии, но пока водительский экспириенс в Португалии самый скверный. Беее. Пы. Сы. Ориентироваться по направлениям сработало, даже с гуглом. Хотя названия съездов он частенько подвирал.

Пока все, пора дальше исследовать местные традиции, а также культурные и кулинарные особенности :)

День третий: экскурсионный

С самого утра легонько позавтракали в кафешке и отправились в биржевой "дворец", который на самом деле дворцом зовется только из-за шикарного интерьера, а на самом деле там все работают, и даже по сей день. Очень понравился весь интерьер: тут тебе и деревянный пол, искусно выложенный впритирку (без гвоздей и клея), и шикарная работа из глины и камня, и немного истории от гида. И даже золото в “арабской комнате”, что на фото ниже. Вроде бы, 20 кг распределено по всей комнате.

После экскурсии — прогулка по набережной и пляж. А водичка то брррр, холодненькая! Но дочку не переубедить, тато должен нырнуть, и, причем, три раза. Check ✅. А еще пляж с камушками такими, что теперь подошва ног просто гудит, ходить тяжело. Но вроде ж полезно подошвами по такому походить, поэтому с таким позитивным чувством пора идти домой пить портвейн, сегодня 2015 года. А тут, собственно, и день уже и прошел.

День четвертый: выездной

С каждым днем все позже выбираемся из дому 😄 Сегодня вышли аж в 10, и сразу поехали в деревню недалеко от Порто - Aveiro. Туда нам рекомендовал наш хост поехать за сладостями и речными прогулками. Так и сделали: перекусили вкясняшками, на этот раз круассаном с шоколадом (берлинский круассан рядом даже не валялся) и пирожком с Chouriço (колбаса местная), и кофе, конечно. Прогулялись по набережной, немного посмотрели на местную красоту и сразу же поехали со старшей на прогулку каналами. Нам рассказали, где нужно влюбленным вручать друг другу ключи от счастья, и как писать специальные пожелания детям на их будующее на ленточках, и где их развешивать. Вот такие традиции здесь водятся. А еще дали подержать руль лодочки для фотосессии 😄!

Потом пообедали и зашли в винный магазинчик... Ээээх, рай. И тебе и вина, и портвейны: самый древний обнаруженный датируется 1968 годом, минимум 50 лет проведенных в бочке и разлитый в 2018 году. И очень выгодно, всего 110 евро 😄. Здесь и бренди был, и классические напитки вроде джина, и даже "шампанское" местное. А еще узнал, что портвейн-таки еще бывает белый (это я знал) и (!!) сухой. Попробуем-с на днях 😄

После столь полезного визита в винную лавку поехали на пляж. Сегодня было тепло опять, а вода была +19, так что можно было даже комфортно искупаться. А кое-кого из воды достать было нельзя! Покуралесив, поезали, счастливые, домой.

День пятый: походный

Сколько ж можно есть вкусняшек просто так? Решено было ехать в нац. парк. Ехать туда оказалось дорогой длинною, около 2 часов, учитывая серпантинную дорогу и нашего меньшего. На удивление бо́льшую часть пути он вел себя хорошо, но были и моменты, где суперсила мамы по усыплению была очень кстати.

Итак, к делу. Позавтракали дома и заехали в магазин за провизией. Мы не были уверены, сможем ли мы найти обед, поэтому запаслись провизией еще дома. Спустя этак полтора часа приехали в деревушку Gerês, где оказалось очень красивенько. Интересно, что односторонняя дорога ведет прямо через центр деревни и (!!) рынок, который на ней расположился. Я вообще не понимаю, как вообще возможно водить в Португалии машину (?!). Ни люди, ни водители правил не соблюдают, парковка на деле “где приглянулось” (но не на газоне!), притом разметка везде идеальная и знаки на месте. Не удивительно, что подавляющее большинство машин побитые и поцарапанные 😁.

Итак, продолжим. За деревней поднялись по резкому серпантину на обзорный пункт, пообедать и сфотографировать красоту (см. фото озера). Туда можно было заехать на машине, поэтому погулять особо не пришлось. Очень понравилось местное безалкогольное пиво, одно похожее на квас, другое немного со вкусом слив. В составе был обнаружен ароматизатор: возможно это был он (в Германии ароматизаторы считаются полной ересью из-за "чистоты пива", Reinheitsgebot).

Вид на озеро Cávado и национальный парк Parque Nacional Peneda-Gerês

Ах да, обещал рассказать еще про нашу машинку (Seat Leon 2019 года). Паспорта машины в машине не было (странно, но видимо в Португалии это необязательно), но по ощущению моторчик стоял от силы литровый турбированный. Как выяснилось, этот модельный ряд и правда с литровыми двигателями. Вторая передача включалась под горку с трудом, двигатель с большим удовольствием просто глох, чем давал, а поскольку ручник электронный, пришлось еще и с ним подружиться при старте под горку. В общем, забираться на серпантины было тем еще удовольствием. Я думал, что в универсалы не ставят маломощные двигатели, но узнал что-то новое … Ну да ладно, продолжим.

Спустившись назад в деревню, отправились дальше по дороге к ожидаемому водопаду и небольшой тропе. С парковкой ресурсы мегопаутины обманули, поэтому ехали "от восхода до парковки" под взвывающие ноты орущего меньшего. В конце концов, малыш был освобожден, а мы пешком пошли ... в Испанию, в Галицию 😄 Только на приветствующем знаке на границе об этом совсем не видно, демоны постарались.

Пешком в Испанию

Я, кстати, никогда не был на материковой Испании (как, впрочем, и в Португалии до этой поездки), вот и был исправлен этот недочет. Не сразу, но все же нашли тропу, и начали наш небольшой поход.
Старшей пришлось слукавить, что идем на 3 километра, в результате прошли 5.5 😄 Очень впечатлила местная растительность: очень густые леса, сначала были густые хвойные на предыдущей остановке (см. выше), а здесь был микс из дубов, берез, волосатых каштанов (т.е. не таких обычных) и папоротников (которые тоже, оказывается, желтеют). И все это было осенью, поэтому такая себе картинка из всего RGB. А еще почва кое-где то ли вымыта, то ли так сложилось исторически, но деревья как будто торчат из нее на полметра, а потом уж начинают расти.

Мы нашли дракона в лесу!

По пути обнаружили несколько небольших водопадов и ручейков, в одно месте даже было куда упасть, мостик этак 15 метров выше ручейка. Воды, кстати, было немного и было хорошо видно, куда доходит вода, когда идут дожди или тают снега. Вторая половина пути (“назад”) шла по дороге: идти легче, но приходилось разминаться с машинками.

В ожидаемой обзорной точке на водопадик была табличка: “закрыто, вход только для авторизированных”. Мне на секундочку показалось, что такая табличка должна остановить турЫстиков вроде меня, но там таких было много, которые этот шлагбаум игнорировали 😄
Закончили наш мини-хайк, перекусили и спаковали детей ехать домой. Под нежные крики меньшего и тихие звуки "Что ели? Кашку. Что пили? Компот" ("бражку" в оригинале) на заднем сидении мы отправились домой. Уже темнело, и водить стало еще интереснее. До автобана было еще сносно, хотя и ездят здесь с дистанцией в пару метров на 70-ти, а вот на автобане все было печально. Как оно вообще работает?? По-моему, самый безопасным вариантом выбрать свою скорость и ехать, не меняя полосы. Хотя беда - чтобы съехать с автобана, иногда приходится выбрать четенько 2 полосу справа, что не сразу понятно. А тут тебя обгоняют, подрезают, объезжают справа, подмигивают, а еще (мое любимое!) с левым поворотником смело едут вправо 😂😂 Но в основном поворотники здесь не нужны вообще - никто их не показывает. С горем пополам, но без происшествий, добрались около 9 домой, где ждал портвейн (?), он же Porto Wine, дубовый, из бочек. На сегодня все :)

День шестой и седьмой: (относительно) хаотичный/бесплановый

С утра субботы (день шестой) пошли со старшей прогуляться на мост, что пролегает прямо возле нашего дома, пока остальные дома по хозяйству хозяйничали.

Вид на монастырь Mosteiro da Serra do Pilar

Погода уже с утра предвещала что-то хмурное, но дождя пока не было. Завтракать решено было ехать поближе к морю/океану, где и были оспробованы еще много разных мелких вкусняшек. Больше всего понравились "круассаны" из сдобного теста, с начинкой и без (а те, что без начинки, местные просят завернуть с ветчиной и сыром прям в кафе, вот и обед 😄), а также пирожки с завернутой ветчиной и сыром, помидорами, неким соусом, сверху присыпаными орегано. После завтрака направились в аквариум Sea Life: небольшой, красивый, с хорошими и не очень историями (например, почему не стоит покупать в магазинах скатов: они очень редко размножаются, и этот процесс занимает много времени, поэтому восстановить популяцию скатов непросто, если их будут слишком много ловить и есть). Больших рыб/акул/дельфинов там нет, но пингвинчиков и скатов мы посмотрели, у пингвинов даже имена есть.

После экскурсии немного прошлись по набережной, поглазели на местный народ, баскетбольное поле на берегу, на крепость, которую давным давно разрушили, но потом восстановили для красоты. Затем пошли на обед: душа очень требовала рыбу. Взяли поднос из разной рыбы, а также салат из трески (треску, кстати, здесь очень любят и даже слишком, как говорят местные). Старшей как обычно пришлось потанцевать с бубном, чтоб найти подходящее место, но таки нашли, и соответствующее меню было нам подано в лучшем виде.

Немного лирических отступлений: сами живущие в Берлине, мы уже привыкли на каждом углу видеть напоминание про 1939-1945 годы, ведь везде памятники, развалины, заброшенные дома. А вот здесь воспоминаний больше про 18-19 века, про строительства и войны, но про вторую мировую мемориалов или чего подобного ни разу не видели. А вот заброшенных домов и развалин здесь еще больше, чем в Берлине или Германии вообще. Видно, что мощеные улицы и фасады домов уже десятки, а то и сотни лет так и стоят нетронутые. А бывает, что вплотную к разваленному изнутри дому пристроили вполне себе современную гостиницу.

Второе наблюдение: на парковке (бесплатной в субботу и воскресенье) нас "встречал" добрый человек, который ну очень хотел нам помочь с парковкой: указал на свободное место, "помог" парктронику с парковкой под кромку, пожелал хорошего дня. Вот такой себе самопридуманный бизнес. Все же лучше, чем просто со стаканчиком стоять и просить денег, так он хоть помощь какую-никакую приносит приезжим вроде нас. Пришлось поделиться мелочью 🙂

Итак, о чем это я? Ах да, после обеда/ужина погуляли немного возле порта и разводного моста. Нет, не так: мостища(?), ведь он по идее мог или может пропускать баржи и всякие океанические лайнеры. На вид, впрочем, он уже давненько не разводился.

После прогулки полежали немного на пляже и попытались покормить хлебом чаек. Да их хлебом не корми: вон, в Берлине они из рук выдирают хлеб, а эти, даже если им бросить, не очень охотно подбирают. Наверное, им вполне хватает рыбных ресторанов поблихости 😄 Зато их много, прикольненько они так заняли себе пол-пляжа.

Нас вскоре накрыл дождь, и мы неохотно побрели к машине и домой. Ехать недалеко, минут 20 всего, но опять это целый челендж в субботу вечером, под дождем, ночью, с плоховымытыми дворниками и водой вместо жидкости для стекол (кто и зачем умудрился это сделать?!). К счастью, без аварий, целыми улеглись снова уставшие спать.

Воскресенье, день седьмой, прошло еще ленивее, ведь дождь шел с перерывами целый день. С утра снова прогулялись к мосту, где расположился птичий рынок. А у одного дядьки упала клетка, и оттуда упорхнули три птички. Не знаю, сколько там потерянной прибыли, но ловили птичек, пожалуй, вдесятером. Некоторые из попугайчиков на этом рынке, кстати, стоят 300 евро.

После прогулки на рыночке пошли гулять - завтракать - пить кофе. А кофе здесь, кстати, не такой крепкий, как в Берлине: можно и две чашки выпить, а все равно так сильно не вштырит. Что, в общем-то, очень позитивно, ибо кофе здесь оооочень вкусный. Кстати, есть даже Starbucks, но в него мы не ходили 😄 Потом нас накрыл дождик посильнее, и мы скрылись домой.

Пока девочки готовили обед, мужчина старший выгуливал мужчину помладше, и оба забрели к старому (самому древнему?) собору, который мы постоянно обходили по кругу. А все дело в том, что город на холмах, и поэтому весь город виден только с всего пары самых высоких точек: так и легко пропустить какую-нибудь красивенькую церквушку.

Кафедральный собор Sé do Porto

Прогулявшись, и мужчины пошли домой отобедать и поспать 😄 Ну, собственно, пришел уже и вечер и, закупившись в магазине местными деликатесами, а также правильными напитками (😊), вернулись домой, чтобы собраться. Завтра рано утром уже снова в дорогу, на чем наш небольшой отпуск завершается с кучей новых впечатлений, немного подросшими детьми и нами самими, и вот мы смело будем отправляться домой. До новых встреч и впечатлений!