‘’Свобода, чтобы получить свободу’’: ирландский путь к независимости

Никита Новский
4 min readJan 17, 2019

--

После столетий зависимости той или иной степени — сначала от норманнских, потом от английских лордов, власти королевского наместника, и, наконец, парламента, в 1922 году Ирландия, казалось бы, обрела свою долгожданную свободу…Казалось бы. Так ли дела обстояли на самом деле? И так ли ситуацию воспринимали сами ирландцы, граждане новообразованного доминиона Ирландское Свободное Государство?

Текст соглашения с Британией не случайно вызвал много споров и даже привёл к Гражданской войне, в ходе которой погиб премьер-министр Майкл Коллинз. Однако, в сложившейся ситуации и с ресурсами Ирландии выбор у неё был невелик — и большинство избирателей поддержало партии, ратовавшие за заключение мирного договора. По условиям договора, король оставался главой Ирландии, британцы сохраняли базы своего флота в стратегических портах, британское правительство сохраняло определённое влияние на правительство ирландское, члены парламента для утверждения в должность присягали на верность британскому монарху (впрочем, это было скорее в смысле верности государственному устройству), да и само Свободное Государство первоначально не являлось независимым государством, являясь, в соответствии с тогдашним законодательством о доминионах, зависимой от Соединённого Королевства частью Британской империи. Но всё ли было так просто?

Агитация сторонников мирного договора.

Надо сказать, что с самого начала, с фактического согласия британцев, Ирландия пользовалось куда большей автономией, чем было принято в случае с другими доминионами — например, Канадой или Австралией. Маневрируя между нежеланием предоставить бывшей провинции слишком много свободы, да и, в конце концов, просто потерять её, королевский двор и парламент всё же понимали инаковость своего рода ‘’ирландского вопроса’’ от ‘’канадского’’, ‘’австралийского’’ или ‘’новозеландского’’, и, потому, шли на определённого рода символические, но важные уступки, подчёркивающие самостоятельный статус доминиона.

Исполнительный Совет (фактически — правительство) Ирландского Свободного Государства, 1928 год.

Так, в Ирландии было разрешено открыть посольства других государств, чего раннее не было ни в одном другом доминионе, существовало гражданство Ирландского Свободного государства (в Канаде, например, оно появилось только в 1946) и ирландские паспорта. Вместе с тем, Лондон противостоял попыткам Ирландии вступить в Лигу Наций. В то же время, с 1927 года король стал официально именоваться ‘’Королём в Ирландии’’, был также введён отдельный ‘’ирландский министр’’, консультировавший монарха по делам Свободного Государства по представлению от ирландского правительства, и, наконец, по личному представлению от Георга V, в 1931 году Ирландское Свободное Государство получило свою собственную государственную печать. Немаловажно отметить и тот факт, что с 1927 года к ирландскому правительству переходило и право предлагать кандидатуру генерал-губернатора. Впрочем, даже первый генерал-губернатор Тимоти Хили (1922–1928) был ирландцем, католиком, и активистом борьбы за гомруль.

Паспорт гражданина Ирландского Свободного Государства.

Фактически Ирландское Свободное Государство воспринималось многими ирландцами, в том числе активно настаивавшем на договоре Майклом Коллинзом, не как свобода как таковая, а как ‘’свобода, чтобы достичь свободу’’, в условиях, куда более вольготных чем самые радикальные идеи гомруля (‘’home rule’’ — фактически самоуправления) XIX века. Так, помимо прочего, Ирландия имела свою собственную армию и валюту, фунт Свободного Государства, специально приравненную в соотношении 1:1 к британскому фунту.

Солдаты Ирландской Национальной Армии около Королевского отеля в Лимерике.

Надежды ирландцев получили дальнейшее развитие с Имперской конференцией 1926 года и Вестминстерским статутом 1931, по итогам которых, все доминионы, юридически, получили статус независимых государств, равных в правах с Соединённым Королевством. Этим воспользовался бывший союзник и враг Коллинза, Имон де Валера, ставший председателем Исполнительного Совета в 1932 году, и уже в том же году отменивший присяги королю в парламенте. А в 1937 году название государства и вовсе было переименовано в ‘’Éire’’ (‘’Ирландия’’), с принятием новой конституции, которая являлась довольно интересным кейсом — вводилась представительная должность президента, расширялись права премьер-министра, при этом главой государства оставался король в Ирландии, а государство официально не именовалось ни монархией, ни республикой. При этом Конституция заявляла о власти над всей территорией острова, признавая, однако, что ирландский правовой режим не может быть реализован в Северной Ирландии. Десятилетия спустя это сыграет свою роль в развязывании кровавого конфликта в регионе, завершившегося подписанием Белфастских соглашений и изменением самой Конституции в 1998 году.

Один из символом Ирландского Свободного Государства — символ почты.

Ирландия оставалась нейтральной в ходе Второй Мировой войны, не поддержав ни союзников, ни Гитлера, а в 1949 и вовсе официально порвала с начавшей тогда уже рассыпаться Империей, и провозгласила республику, существующую и по сей день.

Несмотря на то, что Ирландское Свободное Государство поначалу никоим образом не являлось независимым, аналогичным самой Британии или, например, Франции, оно сполна выполнило функцию, заложенную в него одним из его архитекторов, участвовавшем в подписании мирного договора, Майклом Коллинзом — завоевать свободу, дабы достичь свободу. Отчасти в этом помогла общая тенденция имперского правительства к предоставлению большей самостоятельности — вплоть до независимости — своим доминионам, отчасти — уникальные ирландские факторы, отделявшие её от всех остальных доминионов.

Реклама ирландских продуктов в Канаде

Так или иначе, Ирландия на сегодняшний день является единственным кельтским независимым государством, и огромную роль в этом сыграло именно подписание англо-ирландского договора 1922 года и создание Ирландского Свободного Государства. И как знать, как повернулась бы история, одобри повстанцы тактику де Валеры войны до полной независимости на всей территории острова — в конце концов, ресурсы у ирландцев тогда уже подходили к концу, а попытка взять Белфаст окончилась полнейшим провалом…

--

--