Программа умерщвления «Т-4»

Alex
5 min readOct 6, 2018

--

Программа умерщвления «Т-4» «Акция Тиргартенштрассе 4») — официальное наименовани евгенической программы стерелизации, а в дальнейшем и физическому уничтожени душевнобольных умственно отсталых наследственно больных в Нацисткой Германии. Впоследствии в круг лиц, подвергавшихся уничтожению, были включены нетрудоспособные лица (инвалиды, а также болеющие больше 5 лет). Вначале уничтожались только дети до 3-х лет, затем все возрастные группы.

(Пропаганда убийства неполноценных людей в нацистской Германии, на постере: “Этот больной за время жизни обходится народу в 60 000 рейхсмарок. Гражданин — это и твои деньги!)

Программа предусматривала в рамках расовой гигиены «очищение» арийской расы от людей, существование которых, согласно господствующим представлениям, влияло на появление здорового потомства — прежде всего это коснулось пациентов психиатрических клиник, а также тех лиц с психическими расстройствами, которые выявлялись через врачей амбулаторного звена и частных психиатров. Оправдательным мотивом служила высокая стоимость содержания и лечения, что было использовано нацистской пропагандой с целью вызвать ненависть к «психически неполноценным» как к бесполезным членам общества, на лечение которых уходят средства налогоплательщиков.

Поначалу практиковалась стерилизация больных согласно «Закону о предотвращении (рождения) больного потомства». С1934 по 1945 год было принудительно стерилизовано 300 000–400 000 человек, страдающих слабоумием, шизофренией,аффективными нарушениями, эпилепсией, наследственной глухотой и слепотой, хореей Гентингтона, тяжёлыми уродствами и тяжёлым алкоголизмом.

Причиной массовых убийств было не только проведение расовой гигиены для уничтожения лиц, болезни которых могут передаваться потомству, но и чисто экономические мотивы. Категорию нетрудоспособных национал-социалистический режим рассматривал как лишних людей. В замке Хартхейм был найден документ, в котором был произведен расчёт экономического эффекта от уничтожения людей за текущий период:

“До 1 сентября 1941 года было умерщвлено лиц 70 273. При средней дневной норме на содержание больного в немецких марках 3,5 следует, что годовая экономия в немецких марках составила 88 543 980,00. Учитывая, что данное число больных могло бы прожить 10 лет, сэкономлено в немецких марках 885 439 800,00, то есть эта сумма соответственно, была сохранена после умерщвления 70 273 лиц, проведенной до 1 сентября 1941 года.”

(На национал — социалистическом плакате: Работающие люди под гнетом обузы “лишних” людей, рост доли нетрудоспособных в цифрах: если в 1925 году 4 чел. на 50 работающих, то в 1955 г. будет 7 чел., а к 2000 уже 12 человек.)

На совещании 9 октября 1939 года число потенциальных жертв программы было установлено в 70 тысяч человек. Была принята пропагандистская формула 1000:10:5:1, согласно которой из каждой тысячи людей десять нетрудоспособны, 5-ти из 10-ти нужно оказывать помощь, а одного физически уничтожить. По этой формуле из 65–70-ти млн. граждан Германии нуждалось в «дезинфекции» 70 тысяч человек. Согласно нацистской статистике, это давало огромный экономический эффект в сохраненных для страны 885 440 000 рейхсмарок.

Свое название программа получила благодаря адресу главного бюро по координации программы — оно находилось в Берлине на Тиргартенштрассе, 4. Для названия этой программы применялось сочетание слов «Акция — смерть из жалости» (нем Aktion Gnadentod) или слово «эвтаназия» как более благозвучное, в документах употреблялось также слово «дезинфекция».

В самом начале действия программы уничтожались только неизлечимо больные дети до 3 лет, позднее мера распространилась и на подростков до 17-летнего возраста. Приговор о смерти выносился без серьёзной диагностики. До конца войны примерно в 30 специализированных детских отделениях было убито, по неполным данным, не менее 5000 детей-инвалидов.

Уже в июле 1939 года состоялось совещание Гитлера с рейхсфюрером по делам здравоохранения, доктором Леонардо Конти, директором рейхсканцелярии Гансом Генрихом Ламмерсом и Мартином Борманом; на совещании обсуждалась возможность распространения программы детской эвтаназии на «психически неполноценных» взрослых.

Эльфрида Лозе-Вехтлер (автопортрет), немецкая художница, чьи произведения были запрещены как проявление «дегенеративного искусства». Имела диагноз «шизофрения», была подвергнута принудительной стерилизации, а в 1940 году была убита в центре эвтаназии Зонненштайн в рамках Программы умерщвления

18 августа 1939 года министерство внутренних дел издало распоряжение об обязательной регистрации всех детей с физической или умственной инвалидностью. Параллельно проходила акция по статистическому учёту физических инвалидов и душевнобольных, проживавших в учреждениях Германского рейха.

Отбором жертв в рамках программы занимались 42 так называемых «эксперта». Отбор проходил по анкетам; врачи, решавшие участь человека, не имели возможности ознакомиться с его состоянием лично. «Экспертам», ставившим подписи под смертным приговором, посылались анкеты больных, и те ставили пометку «красный плюс», что означало необходимость умерщвления, либо «синий минус» — решение оставить в живых. Окончательное решение принимали главные эксперты: Герберт Линден, Вернер Хайде и Карл Шнайдер. Родственники обречённых нацистами к смерти не могли повлиять на решение, во многих случаях они не знали, где находятся их родные.

Ответственным за выбор наиболее эффективного метода умерщвления жертв нацистов был назначен группенфюрер СС Артур Небе. Его подчинённый и директор физико-химического отдела института криминологии Альберт Видман предложил для этих целей использовать угарный газ. На совещании были также установлены принципы, по которым должен был проходить отбор жертв убийств. Были разработаны анкеты, где выяснялось, является ли пациент работоспособным и каким заболеванием он страдает. В приложении к анкете были перечислены критерии отбора «неполноценных людей»:

  • Шизофрения, эпилепсия, энцефалит, слабоумие, старческое слабоумие, парализованные больные, пациенты с диагнозом болезнь Хантингтона, а также психически больные люди, не способные заниматься физическим трудом.
  • Пациенты, находящиеся на лечении более 5 лет.
  • Психически больные с криминальным прошлым.
  • Люди, не являющиеся гражданами Германии, или пациенты неарийского происхождения.

Учреждения, где проводился сбор информации о больных, ничего не знали об истинной причине сбора данных. В письме указывалось лишь то, что информация собирается для планирования расходов.

Технологии умерщвления

Для умерщвления сначала предполагалось использовать внутривенные инъекции специальных медицинских препаратов или воздушную эмболию, вводя шприцем воздушную пробку прямо в вену. Врачи, участвовавшие в программе, пришли к решению о нецелесообразности такого метода по чисто техническим соображениям, и было решено изыскать новые способы. Так, именно в рамках программы Т-4 впервые (ещё до применения в концентрационных лагерях) нацистами были использованыгазовые камеры, в том числе и передвижные (внутрь камеры подавались выхлопные газы двигателя внутреннего сгорания автомобиля). Первая газовая камера была испробована в Хадамаре (земля Гессен) в конце 1939 года.

С 10 декабря 1941 года в администрацию 8 концлагерей поступило распоряжение о проведении комиссиями врачей СС проверок, отбора заключённых и умерщвления газом. Для умерщвления стал применяться «Циклон Б».

Первые стационарные газовые камеры были установлены в замке Хартхайм, в Австрии, где располагался нацистский «Институт эвтаназии».

24 августа 1941 года, после волны протестов со стороны родственников больных и возмущения священников католической церкви (в том числе влиятельного епископагорода Мюнстер — Клеменса фон Галена), Гитлер отдал приказ об официальном закрытии программы Т-4. К этому моменту количество жертв Т-4 превысило 70 тыс. человек, что соответствовало запланированному числу; также были убиты тысячи детей с соматическими и неврологическими заболеваниями.

--

--