Адская бритва

I HATE IT HERE
Aug 23, 2017 · 4 min read

Представьте, что вы просыпаетесь с утра и внезапно вас начинают комментировать. Как в Шоу Трумана, каждый шаг озвучивается несколькими голосами. Они спорят друг с другом, ругаются о ваших текущих действиях, соглашаются и вообще — живут отдельной от вас жизнью. Уже через минуту вы будете молить, чтобы это закончилось. Существование неподконтрольной вам части сознания, которое вы считаете своим, немногим лучше, чем медленно растекающаяся по телу гниль метастаз.

В центре Hellblade лежит именно шизофрения главной героини. Игра просто потрясающая: суровая, северная природа страны, где солнце всегда заходит и никогда не бывает в зените. Холод, дождь, снег, ветер — все элементы рекламы автомобилей Volvo перед вами. Кельтская воительница, ставшая ей по неволе, в состоянии психоза, отправляется на поиски своего возлюбленного, перескакивая с одного скандинавского мифа на другой. Несмотря на кажущуюся простоту, игра показывает себя во всей глубине только в самом конце.

Разработчики ставили перед собой задачу максимально воспроизвести опыт людей с шизофренией и им удалось это на все 100. Непрекращающаяся какофония из голосов, которые обсуждают действия игрока, визуальные эффекты, поиск совершенно бессмысленных символов в пространстве — все это реализовано с потрясающей четкостью. Главная героиня живая настолько, что хочется ее обнять и пожалеть.

И давайте попробуем прикинуть, сколько надо было бы приложить усилий для создания подобной игры. Пожалуй, запасемся тонной аниматоров и дизайнеров. Стоит провести кастинг актрис, а затем записывать одну из них в специальной студии захвата движений. Каскадеры, операторы, программисты, менеджмент всех уровней разработки, ну в общем мы знаем сколько стоит новый Uncharted. На Uncharted 3 было потрачено около 40–50 миллионов долларов, значит на Uncharted 4 может быть больше. 27 часов геймплея. Не очень много — Destiny стоила почти полмиллиарда, по словам главной жабы Бобби Котика.

Hellblade, безусловно, не сравнима с ними — Destiny огромная онлайн-вселенная, Uncharted очень длинный. А у Hellblade всего 8 часов геймплея. При этом студия-разработчик Ninja Theory — не самая богатая в мире компания — решила обойтись собственными средствами при ее создании, без привлечения издателя, несмотря на то, что до этого она занималась заказной разработкой для Disney и EA. Общая сумма затрат меньше 10 000 000$. И вот тут начинается самое интересное.

Как сделать экшн-игру ААА-класса за бюджет, который не покрывает и 50% требуемых расходов? Ребята подробно рассказывают об этом в дневниках разработчиков. Там описано столько хаков и подходов, что хочется просто расцеловать их: насколько много у них было рвения и смекалки, чтобы произвести проект такого уровня за 3 копейки.

Например, актрисой и лицом игры стала 23-летний монтажер, которая просто работала в этой же студии и делала трейлеры к играм. У нее нашлась парочка огромных голубых глаз, миловидное личико и достаточно желания, чтобы передать Сенуа свою внешность, движения и голос.

Разработчики хотели чтобы главная героиня вела себя как настоящий человек, как 23-летняя девушка, а это значит надо делать запись движений в студии. Денег на это не было, поэтому они просто заказали камер, притащили рендер-ферму и сделали из большой переговорной комнаты собственную студию захвата. Для того, чтобы корректно считать текстуры лица, они изготовили простейший прототип из корпуса настольной лампы, небольшой цифровой камеры и нескольких светодиодов. В сумме меньше 300$, а качество съемки поверхности лица не хуже чем у профессионалов.

Большая часть разработки до альфа-версии велась силами команды из 13 человек, включая менеджмент. Удешевлялось все, что можно было удешевить: горы брались из реальных 3D снимков норвежских фьордов, подсветка импровизированной студии собиралась из ламп за 60$ с Амазона, все проектировалось для того, чтобы это можно было использовать в игре множество раз. Первая крупная трата пришлась на 3D-съемку лица актрисы в Сербии, но при этом 3D-съемку тела выполнили уже в самой студии, каким-то дешевым 3D-сканнером. Второй крупной тратой был захват движений каскадеров и бинауральная запись звука, который необходим для создания ASMR эффекта при шепоте шизофренических голосов актрисы.

Список тех, кто помогал в разработке широченный: от Энди ЛаПлега (Combichist), который написал всю музыку к игре (бесконечно прекрасную) до центра помощи душевно-больным и профессоров Кэмбриджского университета, которые держали руку на пульсе и консультировали разработчиков по части заболеваний главной героини.

Ninja Theory публиковали множество материалов о разработке, документируя каждый свой шаг. И Hellblade — это не только крутейшая история о девушке, которая борется со своими страхами и воюет с прошлым, это еще и прекрасная история разработчиков, которые сбросили с себя гнет корпораций и выпустили что-то совершенно удивительное, то, во что они искренне верили сами. История хоть и маленькая, но ничем не уступает пиратским сагам Даниеля Дефо.

Я считаю, что игру можно покупать хотя бы за этим. Каждый может выпустить Калл оф Дути за сотни миллионов долларов, но не каждый может сделать действительно хороший продукт за очень малый бюджет. Во славу героев Вальхаллы, надо поднять свои банковские карточки и купить такой вот piece of art.

)

I HATE IT HERE

Petr Fomichev, head of digital in Friends Moscow. Being a bastard works.

Welcome to a place where words matter. On Medium, smart voices and original ideas take center stage - with no ads in sight. Watch
Follow all the topics you care about, and we’ll deliver the best stories for you to your homepage and inbox. Explore
Get unlimited access to the best stories on Medium — and support writers while you’re at it. Just $5/month. Upgrade