Молодые технологические филантропы лидируют в списке ТОП-50

Сумма пожертвований ТОП-50 филантропов США в прошлом году выросла на 33%. В значительной степени, благодаря пожертвованию Билла и Мелинды Гейтс на сумму $1.9 млрд. Но еще одним трендом становится рост числа предпринимателей и бизнесменов в возрасте до 40 лет. Этот рост поражает, если сравнить его с показателями 2012 года, когда сумма выросла всего на 4%.
Это Ян Кум, 38-летний основатель мессенджера WhatsApp, пожертвовал $556 млн, что поставило его на 4 место в списке ТОП-50. Шон Паркер, 35-летний бывший президент Facebook и основатель Napster, занял 5 место, вложив $550 млн в семейный фонд и донорский совет. За ними следует семейная пара: 39-летний Николас Вудман и 38-летняя Джилл, создатели высокотехнологичной камеры GoPro, которые пожертвовали в Фонд сообщества Силиконовой долины чуть больше $500 млн.
В 2013 году Марк Цукерберг и его жена Присцилла Чан стали первыми филантропами в возрасте до 30 лет, которые возглавили этот список. В этом году они перевели почти $1 млрд в Фонд Силиконовой долины, в настоящее время являющийся самым богатым национальным сообществом в стране.
Вклад доноров технологического профиля нестандартно велик по сравнению с другими отраслями и составляет 49% от пожертвований в размере $10,2 млрд, сделанных ТОП-50.
Ломаем шаблоны
Супруги Гейтс изначально стали лидерами движения, заняв первое в списке ТОП-50. Размер пожертвования тогда составил чуть больше $1,9 млрд в акциях Microsoft, а деньги были переданы семейному фонду.
2 место рейтинга у Ральфа К.Уилсона-младшего, владельца Буффало Биллз (он скончался в марте в возрасте 95 лет), пожертвовавшего $1 млрд. Его деньги также ушли семейному фонду, созданному в первую очередь для оказания помощи благотворительным организациям в Нью-Йорке и Мичигане.
3 место у Теда Стенли, 83-летний бизнесмен, ставший одним из самых богатых доноров в пользу здравоохранения. $650 млн было переведено Институту для исследований в области психического здоровья.
Более 60% от общего объема пожертвований — почти $6,3 млрд ушли в 17 фондов, причем выбор был совершен абсолютно вне зависимости от типа организации. Деньги получили также порядка 25 колледжей и университетов. Примерно 4 десятка из ТОП-50 с большей вероятностью вкладывают деньги в фонды для последующего распространения, не указывая конкретное направление.
Фонд Паркера в прошлом году перевел $24 млн на создание центра в Стэнфордском университете, ориентированного на исследования аллергических реакций. Вместо того, чтобы просто искать способы лечения симптомов, центр позиционирует себя как первое исследовательское подразделение, создающее лекарства, а также осуществляющее поиск экспертов из разных областей, чтобы совместными усилиями определить основные механизмы работы иммунной системы при аллергии.
Вудманс и Кум не уточнили, куда именно пойдут их деньги, но Кум выделил $1 млн в Фонд FreeBSD— организацию, которая предоставляет бесплатную операционную систему с открытым исходным кодом для программистов. Кум использовал эту систему при запуске своей собственной компании.
Майкл Муди, профессор Центра филантропии филантропии Университета Гранд-Вэлли Джонсона, прогнозирует, что деньги в фондах «технических предпринимателей» не обязательно останутся там долго.
Молодые доноры не заинтересованы в самих пожертвованиях, вместо этого они хотят способствовать немедленным изменениям, особенно когда речь идет об ускорении темпов научных открытий.
Уна Осили, директор исследовательского центра Лианской семейной школы филантропии Университета штата Индиана, говорит, что ожидаема также такая тенденция: сами молодые доноры будут принимать участие в программах, которые финансируют. Более того, она сказала, что молодые филантропы против институциональных границ. Вместо этого они смотрят на то, какая именно группа людей сможет обеспечить наилучший результат, независимо от места работы. И этот бизнес-подход работает.
Юные благотворители знают, что такое талант, видели его силу в своей карьере, и теперь применяют такой же подход в филантропии. Они объединяют таланты, чтобы стимулировать инновации.
Командный подход
Именно этот подход использовал Паркер — самый молодой благотворитель из списка ТОП-50, когда передал $5 млн для поддержки Stand Up to Cancer — организации по борьбе с раком, в 2012 году.
Вместо поддержки какого-либо конкретного исследовательского центра, организация создает «команды мечты» — группы исследователей со всего мира — из различных университетов , центров, лабораторий и онкологических клиник, сосредоточенных на поиске способов лечения рака. Исследователи делятся информацией о своей деятельности и не ждут публикаций только в рецензируемых журналах.
Этот подход предполагает обращение к молодым предпринимателям, имеющим опыт в технологичном секторе, как считает Расти Робертсон — одна из соучредителей Stand Up to Cancer. «Разобрать все на части, сломать код — вот что хотят делать молодые люди, — говорит она, добавляя, что мистер Паркер сам любил похожую модель работы, так как именно она позволяет создавать новые вещи».
Сергей Брин, 41-летний соучредитель Google (9 место), также привлекает к работе группы-команды, каждая из которых работает над Большой проблемой.
Значительным приоритетом для его семейного фонда, которому были пожертвованы почти $383 млн, являются такие организации как Ashoka — НКО, обучающая социальных предпринимателей и сообщество Tipping Point.
Подобно Stand Up to Cancer, сообщество Tipping Point собирает экспертов, чтобы сосредоточиться на конкретной проблеме. В случае Tipping Point — это искоренение бедности в районах Сан-Франциско. Группа привлекает людей к участию в программе стипендий T Lab и просит их действовать как разработчики программного обеспечения, которые участвую в запуске нового приложения. Руководители проводят мозговой штурм в течение шести месяцев, используя методы научных исследований для решения таких проблем, как беспризорные дети, реабилитация бывших заключенных или безграмотность и отсутствие образования.
Марк Бениофф , соучредитель Salesforce.com, и его жена Линн, занявшая 14 место в ТОП-50, также помогли Tipping Point, проведя кампанию SF Gives, сгенерировавшая более $10 млн от технологического комплекса Bay Area. Фонд Salesforce.com — благотворительный филиал компании г-на Бениоффа, начал работу с капиталом в $1 млн. Остальная часть денег пришла просто: Бениофф взял в руки телефон и начал звонить своим друзьям — бизнесменам технологичного сектора.
Влияние технологий
Если роль технологической индустрии в третьем секторе продолжит расти с сохранением нынешних темпов, эта тенденция сможет навсегда остановить доминирование финансовой индустрии среди крупнейших филантропов страны. 11 доноров из ТОП-50 сделали свой капитал в финансовой отрасли. Доноры-финансисты выделили более $1 млрд — это много, но… это всего лишь четверть от вклада доноров-технарей.
В списке лучших доноров-финансистов Джон и Лора Арнольд — пара, вызвавшая споры относительно своей филантропической деятельности, связанной с пересмотром пенсионных систем. Их пожертвования в размере $218 млн были разделены между научными, образовательными, государственными и уголовно-судебными органами, что помещает их на 11 позицию в списке.
Несмотря на присутствие восьми семейных пар или лиц в возрасте до 50 лет, средний возраст крупных доноров составил 73 года. Старшим донором в списке был Дэвид Рокфеллер, который в возрасте 99 лет занял 26-е место, пожертвовав $79 млн, причем большинство — Рокфеллеровскому университету. И многие другие филантропы сделали крупные пожертвования именно колледжам и университетам.
Джей Иордан II (28 место), основатель чикагской инвестиционной фирмы, выделил $75 млн Университету Нотр-Дам на научные и технологические исследования. На вопрос, почему он сделал это пожертвование, он ответил просто: «Это здравый смысл. Это моя альма-матер и отличное место».
Он сказал, что хочет обеспечить Нотр-Дам (из которого он выпустился в 1969 году), лучшими научными талантами на долгие годы. Миллионер также отметил, что сделал подарок исходя из долгих перспектив, но еще и просто потому, что «у меня так много денег, что я должен был избавиться от них».
Два других донора, сделавшие крупные подарки университетам, были мотивированны лояльностью, а также стремлением содействовать популяризации демократии во всем мире.
Рональд Вайзер, бывший посол США в Словакии, и его жена Эйлин Лаппинг Вайзер (41 место) выделили $25 млн из общей суммы пожертвований в $50 млн, своей альма-матер — знаменитому Мичиганскому университету на развитие Центра стран с развивающейся демократией, основанному ими же еще в 2008 году.
Вайзер, основатель McKinley Associates — инвестиционной фирмы по недвижимости, сказал, что хочет следующего от своего пожертвования: 1) привлечь лучших мыслителей в Мичиганский университет и 2) помочь странам, которые совершают переход от авторитаризма к демократии. Причем, пара приурочила свое пожертвование к общей кампании по сбору средств университетом, чтобы стимулировать других потенциальных доноров.
Вайзер говорит, что его многолетний опыт работы в университете дает гарантию, что направление средств именно туда будет хорошей инвестицией. «Вы даете деньги тем, кого знаете, тем, за кого можете поручиться, что средства будут потрачены на нужные вещи и станут катализатором масштабных изменений», — сказал он. «Если мы делаем столь крупное вложение, мы естественно ходим знать, как оно будет использовано».



