Пациент Отто Кернберга, повторял: «Моя жизнь бессмысленна. Моя жизнь ничтожна»

Channel Archetype
6 min readApr 17, 2018

--

Пациент, пришедший на терапию к психоаналитику Отто Кернбергу, повторял: «Моя жизнь бессмысленна. Моя жизнь ничтожна». Кернберг, несколько раз выслушав эту фразу, сказал: «Хорошо. Ваша жизнь ничтожна. А почему вы сделали такой вывод о ней?» «Потому что я ничего не достиг» — ответил мужчина. И его глобальный вывод о своей жизни принял конкретную форму.

Отто Кернберг начал расспрашивать пациента о том, чего он хотел достичь, чем он занимается, как много времени уделяет своим делам — это выглядело, как заинтересованность, и было ею, но у мужчины началась паническая атака, он не мог дышать. Дальнейшая работа позволила понять: то, что терапевт задавал много вопросов, заставило пациента воспринимать его как Критикующего и Осуждающего, какими он считал и окружающих людей. Этого мужчину долго лечили от тревоги и депрессии с помощью лекарств, но никто не обращался к образам, живущим в его разуме.

Метод, созданный психиатрами и психоаналитиками Отто Кернбергом, Францем Йомансом и Джоном Кларкином, называется «терапия, фокусированная на переносе» (ТФП) и отличается от большинства распространенных в США подходов. Терапевт, который использует ТФП, в первую очередь работает с бессознательными конфликтами, лежащими в основе беспокоящих симптомов, а главная его цель — не только убрать эти симптомы, но изменить структуру личности пациента.

Эта терапия конкретна: она для пациентов с четким диагнозом, она ставит перед собой определенные цели и начинается с ясного терапевтического контракта и отчетливых границ.

Франк Йоманс:

«В целом у нас есть две фазы в нашей работе. Первая — это установка рамки, чтобы мы могли здесь поставить границы и свести к минимуму отыгрывание. Когда это обеспечено, мы можем прейти к настоящему исследованию.

Москва 2017. Семинар по ТФП

И это исследование направлено на то, чтобы перевести человека из состояния диффузии идентичности к состоянию более связному, непрерывной идентичности. Как мы это делаем — мы поощряем рефлексию о том, как человек проживает и воспринимает себя и нас. Для пограничных пациентов мы фокусируемся на расщеплении разума на разные части.

Каких пациентов можно лечить таким образом? Мы считаем, что это подходит всему спектру личностных расстройств»

ТФП работает с клиентами с пограничной структурой личности. С ними работают в разных видах терапий, достигают в работе хороших результатов, но, как правило, обращают внимание именно на симптомы.

Как мы это делаем — мы поощряем рефлексию о том, как человек проживает и воспринимает себя и нас. Для пограничных пациентов мы фокусируемся на расщеплении разума на разные части.

ТФП ставит перед собой немного другую цель. Клиент может говорить, что он больше не наносит себе телесных повреждений и не мечтает о передозировке наркотиками, но при этом ему по-прежнему некомфортно с самим собой и в тех отношениях, которые он выстраивает с другими. Главная идея ТФП — помочь человеку разрешить свое основное внутреннее противоречие, достичь психологической интеграции и начать жить полной жизнью, получая удовлетворение от работы, отношений и самого себя.

В нашей жизни есть вещи, которые мы хотим делать, а есть те, которые мы делать не хотим, но должны. Ключ к удовлетворению жизнью — в том, чтобы найти между ними баланс. У пациентов с пограничным расстройством личности конфликты между желанием и долженствованием особенно сильны, им тяжело адаптироваться к среде и оттого трудно удовлетворять свои потребности.

«Человек с расстройством личности идет по жизни, словно в смирительной рубашке, — говорит Франц Йоманс. — Поэтому его лечение — это освобождение из тюрьмы разума, в которой он живет».

Метод ТФП можно легко описать в рамках руководства, даже пошаговой инструкции. Далеко не всем психоаналитикам нравится такое конкретное определение, но Франц Йоманс, Отто Кернберг и Джеймс Кларкин считают, что если терапию трудно ясно описать, то и проводить ее тоже будет трудно.

Мнение из Facebook

От традиционной психодинамической терапии ТФП отличается в первую очередь тем, что терапевт более активен в своих интервенциях. Этой активности надо учиться и на нее надо определенным образом настраиваться: был случай, когда в течение года сессии обучавшегося ТФП терапевта записывались на видео. После этого работа продолжилась, но терапевт начал вести себя иначе, перестал конфронтировать с защитными системами клиента и перешел на поддерживающий стиль. Работая в ТФП, приходится встречаться и с тревогой, и с враждебностью пациента, потому что терапевт ставит под сомнение его восприятие мира — но именно в этом восприятии и заключается главная проблема.

Франц Йоманс:

“Мы исследовали пациента в течение одного года и весь год записывали сессии на видео. Большинство курсов лечения длятся больше, чем один год, и терапевт продолжал работу, когда исследование уже закончилось. Тогда видеозапись уже не велась. И после этого терапевт стал менее точен и больше склонялся к поддерживающему стилю.

Суть в том, что если вы хотите заниматься СПП, вам надо быть готовыми намеренно конфронтировать с защитными системами пациента, ставить под сомнение их стиль мышления. И когда вы это делаете, у пациентов возникает либо тревога, либо враждебность, либо и то, и то. Потому что вы ставите под сомнение их мировосприятие. Но в этом мировосприятии и заключается проблема. Но нарастает напряжение.

Камера, была как представитель супер-эго, которая говорила — да, ты должен делать это все именно сейчас, не откладывать и не тянуть. И мы поняли, что без камеры многие терапевты говорят себе — ну да, я должен это делать, но я подожду, может, в следующий раз. Может, потому терапия и длится так долго, потому что терапевты все ждут и не конфронтируют с этими защитными системами”

Суть в том, что если вы хотите заниматься СПП, вам надо быть готовыми намеренно конфронтировать с защитными системами пациента, ставить под сомнение их стиль мышления.

Вторая особенность ТФП такова — терапевты используют метод свободных ассоциаций, но при этом учитывают тот факт, что пациент может с помощью этого процесса избегать определенных тем. Поэтому терапевт позволяет себе при необходимости вмешиваться в свободное ассоциирование пациента.

И третье отличие этого метода от традиционной психодинамической терапии состоит в том, что основной акцент ставится не на прошлом пациента, а на его отношениях с терапевтом в формате «здесь и сейчас». «У пациента во время сессии возникают сильные чувства по отношению к нам, и у нас возникают чувства к пациенту, и в такие моменты интервенция будет иметь наибольший эффект, — считает Франц Йоманс. — Если говорить в терминах нейробиологии, то психодинамическая работа ведется в основном с корой мозга и больше касается идеи, а не аффекта. Мы же работаем еще и с аффектом и, соответственно, не только с корой мозга, но и с лимбической системой»

Такой подход позволяет воздействовать на структуру личности пациента и достигать глубинных изменений. Согласно исследованиям результатов ТФП, у пациентов происходят изменения в социальном мышлении: человек выбирает более безопасный стиль привязанности, у него появляется склонность к рефлексии, лучшему пониманию себя и других, история собственной жизни становится более связной и ясной.

Франк Йоманс. Семинар по терапии сфокусированной на переносе. Видео 54 минуты.

_____________________________________________________________

В презентации:
− Лимитированная роль лекарственных препаратов. 3 ряда препаратов.
− ФТП — метод меняющий глубинные структуры психики
− Расщепленная внутренняя психологическая структура
− Диада объектных отношений
− Сознание «абсолютно хорошего» и «абсолютно плохого»
− Нейробиология и теория объектных отношений
− Сознание целостности
− Почему фокусируемся именно на переносе
− Позиция психотерапевта
− Внутренний мир пациента (схема)

ПОДРОБНЕЕ О ПРОГРАММЕ И МЕЖДУНАРОДНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

--

--