Пять главных признаков зрелой сексуальной любви по Кернбергу. Часть 1

Channel Archetype
6 min readApr 17, 2018

--

Свою книгу «Отношения любви: норма и патология» американский психоаналитик ОТТО КЕРНБЕРГ написал, когда ему было около семидесяти лет, включив в эту работу результаты своих многолетних исследований и размышлений. Наверное, найти все ответы и закрыть тему любви не удастся никому и никогда, тем не менее Отто Кернберг многим помог приблизиться к пониманию того, что значит зрелая любовь, каковы её признаки и все ли способны испытать это чувство.

Для достижения фазы зрелой сексуальной любви необходимо пройти определённый путь, в юном возрасте невозможный: Кернберг считает, что для этого надо обладать серьёзным жизненным опытом, способностью к размышлению и анализу интимной сферы собственной жизни, умением абстрагироваться от неё и, таким образом, влиять на её развитие. Еще одно из свойств, которыми обладает человек, способный к зрелой любви — открытие и принятие свободы другого.

БИЛЕТ

Кернберг цитирует мексиканского поэта и философа Октавио Паса, который писал о любви, как о точке пересечения между желанием и реальностью, точке перехода от эротического объекта к любимому человеку и болезненных чувствах, которые этот переход вызывает — поскольку возлюбленный является одновременно и телом, в которое можно проникнуть, и сознанием, проникнуть в которое невозможно:

“Противоречие самой природы любви в том, что желание стремится к осуществлению с помощью разрушения желанного объекта, и любовь обнаруживает, что этот объект невозможно разрушить и невозможно заменить.

Отто Кернберг не случайно обращается к идеям мексиканского поэта, поскольку несколько раз упоминает, что для того, чтобы больше узнать о любви, о том, как она зарождается и трансформируется, необходимо внимательно читать художественную литературу, потому что именно поэтов и писателей следует считать главными исследователями любви.

Октавио Пас

Нижеприведенного стихотворения Октавио Паса в книге Кернберга нет, но оно бы могло стать эпиграфом к ней:

Два тела

Встретятся два тела, И вся ночь — пустыня.

И порой — как волны Но порой два тела –

В океане ночи. Два ножа холодных,

Встретятся два тела, И вся ночь — их отблеск.

И порой — как корни, Но порой два тела –

Сросшиеся ночью. Две звезды падучих

Но порой два тела — В опустелом небе.

Два холодных камня,

Графика Нади Рушевой. АПОЛЛОН и ДАФНА

Опыт, интерес к себе и другому, умение любоваться и преодолевать запреты, разрешение себе чувствовать — все эти пути ведут к зрелой сексуальной любви. У неё, СОГЛАСНО КЕРНБЕРГУ, ПЯТЬ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ, первое из которых:

ЭРОТИЧЕСКОЕ ЖЕЛАНИЕ

Эротическое желание, которое направлено на определенный объект, возникает не сразу — оно предваряется сексуальным возбуждением, которое связано с инстинктом размножения и для человека очень значимо. Кернберг характеризует его так:

“Его проявления сложнее таких примитивных эмоций, как гнев, радость, печаль, удивление, отвращение. По своим когнитивным и субъективно переживаемым составляющим оно похоже на такие более сложные эмоции, как гордость, стыд, вина и презрение.”

Физическое удовольствие, которое младенец получает в общении с матерью и близкими взрослыми, которые купают его, переодевают, ласкают, прижимают к себе, сопровождается появлением бессознательных фантазий, постепенно активируется, развивается и позже достигает пика в виде сексуального возбуждения. Нельзя сказать, что у него совсем нет объекта, но он на этом этапе «частичен» и связан с младенческим опытом слияния.

Графика Нади Рушевой. АДАМ И ЕВА

Для того, чтобы сексуальное возбуждение преобразовалось в эротическое желание, нужен конкретный, избранный, притягательный объект, на котором человек будет концентрироваться как бессознательно, так и сознательно, и частичные объектные отношения преобразуются таким образом в целостные: отщепленные и диссоциированные «Я» становятся всеохватывающими, и человек ощущает не только себя, и того, на кого направлено его эротическое желание — как нечто цельное и многогранное, интересное, достойное исследования и уважения. Как пример интереса к частичному объекту можно привести признания: «Меня привлекают только мужчины с крепкими ягодицами», «Меня интересуют женщины с большой грудью» — будто бы все остальное неважно, не достойно рассмотрения. Цельный же объект предполагает и более глубокое, трепетное, серьезное отношение к нему.

“Эротическое желание перерастает в отношения с конкретным объектом, в которых бессознательная активация отношений из прошлого опыта и сознательные ожидания относительно будущей жизни пары сочетаются с формированием совместного Я-идеала. Зрелая сексуальная любовь подразумевает некие соглашения и обязательства в области секса, эмоций, ценностей”, -

пишет Кернберг.

Графика Нади Рушевой. Минотавр и нимфа

И если сексуальное возбуждение человек может переживать в одиночку или направляя его на какую-то часть тела другого человека, то одно из основных свойств эротического желания таково — оно разделено с другим человеком, и желания, ощущения этого человека не только принимаются во внимание, но порой становятся важнее, чем собственные, и этот момент становится важным шагом на пути к зрелой любви.

Эротическое желание включает в себя семь признаков:

Взаимодействие с объектом желания. Как ты можешь овладевать желанным человеком, вторгаться, проникать в него, так и он может делать то же самое. В этих взаимных действиях есть слияние и преодоление, насилие и соединение в одно целое, и оба партнера чувствуют себя равными в своей способности и стремлении доставлять друг другу наслаждение.

Исчезновение стыда. Сексуальная жизнь связана с внутренним запретом, который происходит из ее эдиповой структуры — эротическое желание преодолевает этот запрет, позволяет выйти за пределы дозволенного и не испытывать в этот момент стыда за свое возбуждение и наготу. Раздеваясь перед половым актом, мы не испытываем стыда, одеваясь после него — возвращаемся в прежнее состояние стыдливости.

Кернберг О. Ф. Отношения любви: норма и патология /Пер. с англ. М.Н. Георгиевой. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. — 256 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 76).

Агрессия. Для того, чтобы испытывать желание и получать удовлетворение, необходима агрессия, степень которой регулируется СуперЭго, не позволяющим агрессии перейти в прямое насилие. Эта агрессия служит любви, трансформирует боль в эротическое возбуждение, позволяет партнерам властвовать друг над другом и покорно подчиняться. Половой акт и оргазм содержат в себе также полярные элементы любви и ненависти, поскольку подлинные и глубокие человеческие отношения всегда амбивалентны; таков и коитус, где смешиваются сексуальное и агрессивное возбуждение.

Достижение экстаза. В наслаждении и боли, которые партнеры испытывают при половом акте, ищутся особые эмоциональные переживания, которые стирают границы Я и дают возможность испытать чувство выхода за предел, свойственное сексуальному и религиозному экстазу, опыт свободы от запретов и ограничений будничного существования.

Идеализация тела партнера. Партнеры восхищаются телами друг друга, находят в них новые личностные смыслы, испытывают острое желание вторгаться друг в друга, прикасаться, ласкать. Здесь есть связь с ранними отношениями младенца с матерью и ранним чувством удовольствия от взаимопроникновения поверхностей тела, выпуклостей и полостей. Но когда любовь проходит, интерес к прежде идеализированным частям тела партнера пропадает.

Флирт и желание дразнить. «Убегание» объекта, на который направлено эротическое желание, соединяет в себе обещание и избегание, обольщение и фрустрацию. Частично прикрытое тело всегда возбуждает гораздо больше, чем полностью обнаженное — и вызывает желание перешагнуть барьер, который отделяет разрешенное от запретного. Мужчина, которого дразнят, получает мотив для агрессивного вторжения в женское тело, и испытывает желание преодолеть барьеры стыда.

Вуайеризм и эксгибиционизм. Эксгибиционизм связан с демонстрацией частей тела и «дразнением»; вуайеризм дает возможность прикоснуться к личному и тайному сексуальной интимности, которая позволяет идентифицироваться с родительской парой и переживать триумф над ней. У многих пар существует запрет на вуайеристский и эксгибиционистский аспект своей близости, и они способны получать удовольствие от секса лишь в уединенном месте, где никто не может их потревожить.

Нарушение непрерывности. Эротическое желание не всегда постоянно и ровно — партнеры колеблются между стремлением к интимности и желанием внезапно оборвать контакт и отказаться от близости. Периодические охлаждения даже в благополучных союзах являются важным дополнением к аспектам уединенности и интимности. Если охлаждения не происходит, сексуальные отношения становятся чересчур ровными и обыденными, что, с одной стороны, приводит к скуке, с другой — к накоплению агрессии в переживании слияния, что является угрозой отношениям в целом.

ссылка
ссылка

--

--