47. Повесть Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича»: тип героя и специфика конфликта в свете посткризисного мировоззрения Л. Толстого.

В повести «Смерть Ивана Ильича» (1886) впервые ярко сказались те черты реализма Толстого, которые характерны для его произведений на темы современности, созданных или опубликованных им после перелома (включая и «Отец Сергий», повести «Холстомер», «Хозяин и работник», рассказ «После бала»). Психологическое ясновидение, глубинное исследование человеческой души в ее противоречиях и развитии — все это сохранилось. Но возникли новые социально-критические акценты, новая прямота выражения авторской мысли, побуждавшая Толстого заострять контрасты, будь то между «верхами» и «низами» общества, будь то между видимостью человека и его сущностью. И более прямой, более обнаженной стала связь между изображением жизни «как она есть» и постановкой кардинальных философских вопросов — о назначении человека, о жизни и смерти.

По первоначальному замыслу повесть носила название “Смерть судьи», побудительной причиной ее написания стала известная Толстому история жизни и предсмертной болезни бывшего прокурора тульского суда Ивана Ильича Мечникова, а “описание простой смерти простого человека» предполагалось дать в форме записок главного героя. И. И.Головин был средним сыном чиновника, сделавшего обычную карьеру, человеком средним во всех отношениях: в характере, поведении, уме. Веселый и общительный, И. И. отличался подчеркнуто честным, щепетильным отношением к своим служебным обязанностям, умением достойно держаться в свете, где он интуитивно тянулся к обществу людей, находящихся на более высокой ступени социальной лестницы. После окончания училища правоведения И. И. начинает служить в провинции, заботясь о том, чтобы его жизнь сразу, приобрела приятный и приличный, одобряемый светом характер. Через несколько лет службы герой становится судебным следователем уже в другой губернии. За это время формируются и моральные устои жизни И. И., не отличающиеся сколько-нибудь от общепринятых в свете.

Постепенно он начинает находить удовольствие в ощущении власти над другими людьми. Примерно в то же время происходит встреча с будущей женой, девушкой из хорошего дворянского рода, невестой с небольшим приданым. И. И. женится не столько по любви, сколько потому, что так принято. Со временем семейная жизнь начинает доставлять неприятности: ревность и придирки жены, ссоры, непонимание между супругами. Эти взаимоотношения становятся постоянными и побуждают героя искать успокоения и личной независимости в служебной деятельности, в которой И. И. достиг высочайшего мастерства. Около полутора десятков лет жизнь И. И. текла по накатанной колее, “приятно и прилично». Но однажды, будучи обойденным по службе, И. И. почувствовал несправедливость по отношению к себе и решился предпринять активные действия, неожиданно для себя получив в результате завидное назначение.

Это обстоятельство на короткое время возобновило взаимопонимание между супругами, пробудив надежды и планы на будущее. С жаром принявшись за отделку квартиры на новом месте, И. И. случайно падает, ушибив при этом бок, что становится причиной его предсмертной болезни, приведшей героя к переосмыслению прошедшего и новому взгляду на жизнь. Лишенный сколько-нибудь существенных интересов, искренних привязанностей и настоящей цели в жизни, И. И. с ужасом осознает пустоту своего прежнего существования, лживость жизни окружающих его людей. Идеал “приятности и приличия» рассыпается под воздействием мучительной болезни и непонимания близких. Заурядный по своей внутренней сути герой понимает, что вся его жизнь, за исключением детства, была “не то», что существует главный вопрос жизни и смерти, в момент которой человек освобождается от страха и видит свет.

Толстой показывает социальные и психологические условия формирования “недумающего” сознания и своеобразие “ширмочек”, которыми оно себя обставляет и которые превращают жизнь людей в приятную, но неразумную. В статье “О безумии” писатель замечал, что “большинство человечества… живет в наше время жизнью прямо противуположной и разуму, и чувству, и самым очевидным выгодам, удобствам всех людей — находится в состоянии… полного сумасшествия”2, К этому большинству принадлежит и судейский чиновник Иван Ильич Головин, средний сын в семье, “не такой холодный и аккуратный, как старший, и не такой отчаянный, как меньшой”. Судья Головин — “порядочный человек”, характеризуемый автором как “середина”, умный, живой, приятный и приличный, словом, обыкновенный. История жизни Ивана Ильича есть “самая простая и обыкновенная”. Но одновременно она — “и самая ужасная”. Простота и обыкновенность этой жизни состоят в том, что герой повести жил, как многие в его среде, то есть добывал доходные служебные места, обрастал разными вещами, развлекался и т. п., а ее ужасность заключается в том, что подобная “деятельность” есть “огромный обман, закрывающий и жизнь и смерть”, делающий существование человека бессмысленным.