Что такое типографская раскладка?

Maxim Taranov
3 min readFeb 10, 2017

--

Это расширенная версия раскладок QWERTY и ЙЦУКЕН, позволяющая без лишних усилий вводить символы, которых нет на обычных раскладках. Удобно, когда под рукой всегда есть «правильные» кавычки или символы тире и минуса (узнайте про их различие). А иногда может понадобиться и что-то более экзотичное.

Автором оригинальной типографской раскладки является Илья Бирман, по совместительству являющийся разработчиком Эгеи (удивительное совпадение!). Со временем раскладка получила неплохую популярность и в данный момент ей пользуются многие крупные российские компании, например Яндекс или Студия Лебедева.

Символы находятся на третьем и четвертом уровнях. Вводить их нужно удерживая специальные клавиши, обычно это Альт или Альт+Шифт.

Было бы странно писать этот пост ради пересказа того, что написано на официальной страничке проекта. Я хочу рассказать о том, как это сейчас работает на Линуксе и что я хотел бы изменить.

Автор оригинальной версии никогда не делал раскладку для Линукса (изначально он создал её для Виндоус, затем стал поддерживать и Мак). Почти сразу же после выхода первой версии раскладки появилась её сторонняя реализация для Линукса, в виде патча для xkeyboard-config, который затем был закоммичен в основную ветку. Интересно, что раньше Илья давал ссылки на версии раскладок для «странных операционных систем» на официальной страничке проекта, но затем перестал делать это. Причина забавна, вот вам цитата из FAQ:

Хочу раскладку под Линукс, Юникс, Убунту и ФриБСД
Что бы это всё ни значило, делайте и распространяйте. Раньше я обещал поставить ссылку со страницы раскладки на версию для чего-то такого, но больше не обещаю. Дело в том, уже три или четыре раза я это делал, а потом мне писали, что у меня на странице дохлая ссылка. Видимо, в мире странных операционных систем такое отношение нормально, но мне это надоело.

Несмотря на это, сейчас типографской раскладкой можно и нужно пользоваться на Линуксе, по крайней мере у меня получалось это делать на всех рабочих окружениях, которыми я пользовался.

Но есть два существенных недостатка:

Первый: хотя типографская раскладка в Линуксе и идёт «из коробки», её активация далеко не очевидна и для этого приходится использовать сторонние приложения (а не стандартные системные настройки), либо вовсе колдовать в терминале. Но здесь всё не так просто. Я помогал с UX-дизайном настроек клавиатуры в elementary OS и я очень хотел добавить этот пункт настроек. Мы даже сделали это в первых тестовых версиях, но потом выяснилось, что это может вызывать проблемы для некоторых пользователей. Дело в том, что существует множество раскладок, которые используют 3-й уровень для ввода своих дополнительных символов, например испанская или украинская. И при включении типографских символов это вызывало конфликт. Возможно стоит подумать над выпуском альтернативного «патченного» плагина настроек клавиатуры для тех, кому это нужно.

Второй: так как раскладку поддерживают сторонние разработчики, а не автор оригинального проекта, то она идёт немного своим путём и в данный момент сильно отличается от оригинала. Посмотрите на этот скриншот и сравните его с тем, который я добавил в этот пост. На Линуксе нет некоторых важных символов, которые уже давно есть в оригинале, например знака рубля. Немного покопавшись в системных файлах я разобрался как можно это исправить и поддерживать раскладку в состоянии «как можно ближе к оригиналу», но пока у меня не доходят руки сделать это. В дальнейшем я обязательно займусь этим. Сначала просто для себя, а затем попытаюсь, чтобы мой патч приняли в основную ветку xkeyboard-config.

Напоследок я расскажу как можно активировать типографскую раскладку на Линуксе. Способ работает на Гноме и Пантеоне, остальные рабочие окружения под вопросом — нужно пробовать. Самый простой способ — установить dconf editor и пройти по пути org.gnome.desktop.input-sources xkb-options. Здесь у вас уже будут прописаны какие-то параметры и нам нужно добавить ещё два. Первый собственно отвечает за активацию дополнительных типографских символов, второй назначает клавишу 3-го уровня, с помощью которой вы будете вводить эти символы. В качестве клавиши третьего уровня обычно назначают AltGr (правый Альт).

Итак, если в данный момент по вышеуказанному пути у вас прописано что-то типа такого:

['grp:ctrl_shift_toggle']

То нужно добавить misc:typo и lv3:ralt_switch. В итоге должно получиться что-то типа этого:

['grp:ctrl_shift_toggle', 'misc:typo', 'lv3:ralt_switch']

После этого удерживайте правый Альт и наслаждайтесь.

Originally published at png2378.ru on Feb 10, 2017.

--

--