СМЕРТИ СПУТНИКОВ — БЕЗДЕЛИЦЫ ДЛЯ ПОГРОМОВ

Под лед
7 min readOct 10, 2018

--

Вчера главный редактор «Спутника и Погрома» Егор Просвирнин опубликовал текст, который вполне оправдал ожидания многих — издание действительно прекращает свою работу. По крайней мере — в нынешнем виде.

То, что с когда-то главным правым ресурсом страны творится что-то неладное, стало заметно давно, как минимум — с лета этого года. Увлекательные и почти всегда провокативные лонгриды, некогда формировавшие лицо «СиП», утонули в бесконечных «днях в истории», а позднее — в совсем уж посредственных стримах, требующих от гостей не эрудиции с логикой, а хорошо поставленной речи и артикуляции, которых участникам явно не доставало. Пожалуй, даже достаточно известные гости, вроде Константина Крылова, едва ли вытягивали общее качество стримов, заунывных, как трёп у офисного кулера.

Одно время «СиП» пытался оперативно реагировать на повестку дня, что было востребованным и желанным. Но и соответствующая рубрика — «Радио Апокалипсис» — тоже благополучно канула в лету, издание постепенно перестало говорить о современных русских и России, превратившись в журнал о мертвецах, пускай и великих.

Главный редактор «СиПа» долго тянул с объяснениями, практически не откликался на критику и делал загадочное лицо, уверяя, что скоро всё расскажет. И, наконец, рассказал. В последнем лонгриде «Спутника и Погрома».

Надо признать, что этот текст смог доставить удовольствие вопреки всем ожиданиям. Просвирнин обладает легко узнаваемым стилем, а сквозь пафосные тирады про войны со всеми силами зла на свете легко проступает его образ, иногда карикатурный, и все чаще разрушительный. В конце концов, у главного редактора получилось не последнее слово, а увлекательное чтиво, которое интересно разбирать по абзацам. К сожалению, такой вот пристрастный разбор подтверждает многие сомнения, которые давно подтачивали любовь к этому, без иронии, прекрасному до какого-то момента, изданию. Как оказалось, есть вещи помощнее «ядерных держав».

Итак, о чем же нам поведал главный редактор?

Во-первых, конечно же, о себе.
В прощальном послании Просвирнин не мог обойти стороной свою собственную фигуру. Все же в жизни иногда появляется необходимость хотя бы некоторое время не быть собой, но, увы, главный редактор такую необходимость в очередной раз проигнорировал. Получилось так себе.
«Даже в таких условиях я умудрился выдать мегатекст».
«Это… это… невероятное ощущение, что ты на своем месте, в свое время и делаешь свое дело, от которого трещит по швам Украина, а с ней и весь постсоветский миропорядок!».

Недостатков у Егора, похоже, не нашлось, если не считать того, что, как он сам признавал, «СиП 2.0» следовало начинать делать на два года раньше. Да, о себе неприятно вспоминать дурное, но… Речь даже не о самом Просвирнине, а о том, что из-за его специфического характера и поведения издание лишилось множества ярких авторов, с которыми хотелось говорить и спорить. Куда они все ушли и почему? Впрочем, и у Егора, и у бывших авторов иногда хватало такта (не всегда) не выносить сора из избы. Ясно одно — рано или поздно люди уходят от Просвирнина.

Во-вторых, выяснилось, что «СиП», а вместе с ним и главный редактор были атакованы сразу двумя ядерными державами — Россией и США.

«И если одна РФ ушатать «Спутник» не смогла, то совместный напор США и РФ мы выдержать не смогли.»

Возможно, к ним впоследствии добавилась КНДР, испытывав на главном редакторе новенькую баллистическую ракету. Но это не точно.

«Простите, что коллектив из 10 сотрудников и 300 авторов не смог выдержать натиск сразу двух ядерных сверхдержав с миллионными армиями гебистов.»
«Таким образом, после предательской атаки сразу со стороны двух ядерных сверхдержав редакция «Спутника» решила не медлить».

Безусловно, «СиП» действительно пострадал от действий РФ на новом витке удушения свободы слова. Но так уж получилось, что блокирование «Спутника и погрома» на территории РФ совпало с общим упадком издания. Исчез драйв, ушли со скандалами и без многие интересные авторы, да и сама по себе постоянная мобилизация читателей к скорому краху режима немного изжила себя, как повторяющийся фокус.

При этом Просвирнину даже повезло — его не посадили. Почему — вопрос отдельный и любопытный, но в любом случае издание пострадало. Однако добила его даже не РФ, как пишет сам главный редактор, а еще и происки госдепа. Откровенно говоря, по причине того, что подписку я прекратил продлевать еще год назад, я не могу судить, действительно ли с оплатой возникали такие чудовищные проблемы. Но госдеп тут, всё же, вряд ли при делах.

В-третьих, Просвирнин признался, что «СиП» утратил смысл как издание еще в 2015 году.

«К зиме 2015 года «Спутник и Погром» себя изжил».

Вообще, это редкая дельная мысль в статье. Хорошо, что Просвирнин смог это признать. Потому что, на самом деле, очень тяжело взять и похоронить своё детище, которое ярким факелом горело в вечных рфийских сумерках. Нет в этих словах никакого злорадства, но издание действительно утратило смысл, по крайней в том виде, в котором оно себя позиционировало. Нельзя в сотый раз рассказывать, что такое русский национализм и в сотый раз предсказывать неизбежный конец путинской РФ. Это не только скучно, но и безвкусно.
Не случилось никакой национальной революции, никакого похода на Киев, а режим еще прочнее, чем был.
За всё, что сделал Просвирнин к 2015-му году, ему можно было бы назначить государственную пенсию, выдать какой-нибудь путинской особняк с условием, что больше ничего Егор писать не будет, кроме постов в «Инстаграме» о своих роскошных трапезах и ироничных рецензий на фильмы и игры.

Наконец, в-четвертых, Егор поделился планами на будущее.

И планы эти звучат как плохо соотносящиеся с реальностью прожекты по созданию двух параллельных ресурсов с предсказуемым концом.
Первый проект, анонсированный Просвирнином, — это некий GECK, сумма знаний для правителей будущего.

«…большое отдельное издание, целиком состоящее из лонгридов. Исторических лонгридов с общей концепцией «Развернутый курс по устройству Российской Империи для будущих (и, может, нынешних) правящих элит».
«Журнал в том числе планируется бумажным, дорогим, безо всякого экстремизма, предварительно 3 лонгрида в неделю, 12 текстов в месяц, каждый я буду редактировать и переписывать лично. Топовое оформление. Топовый дизайн. Топовая печать»

Нынешние правящие элиты вряд ли интересуются логикой решений русских императоров. А до будущих правителей неплохо бы дожить, в том числе — самому журналу, который планируется сделать дорогим и роскошным. Как будто несколько абзацев до этого сам Егор не жаловался на недостаток средств и скудный бюджет только одного электронного издания.
Пожалуй, это хорошая тема для отдельной книги, которую, в самом деле, можно было бы дарить и губернатору, и маме с папой, и своему преподавателю по Теории государства и права. Но стоит ли ради этого городить какой-то «СиП», только из слоновой кости?

Второй проект, впрочем, звучит еще несуразнее.
«Сошл 2.0» даст широким народным массам образец принципиально другой культуры общения на основе вас, дорогие читатели.»
Прививать культуру общения в интернете в 2018-м? Серьезно? Если кто забыл, то несколько лет назад «СиП» запустил собственную социальную сеть, которая в кратчайшие сроки просто вымерла, как колония на острове Роанок. «Сошл» не смог продемонстрировать ни единого преимущества по сравнению с нынешними социальными сетями. А «дорогие читатели» по своему составу ничем не отличались от среднего пользователя, со всеми положительными и отрицательными сторонами.

«Спутнику» скучно быть изданием — «Спутник» хочет мутировать в некий прототип Национального Университета По Подготовке Русской Интеллигенции, попутно задав новый стандарт дискуссий среди восточных европейцев»

Единственное, во что удастся мутировать «СиПу» — это в одну из сотен вымерших социальных сетей с десятком-другим пользователей, которых очень быстро станет тошнить друг от друга. Идея создать среду общения для русских националистов не нова, но насколько она актуальна? Едва ли некая защита от товарища майора, обещанная Просвирниным, будет достаточно эффективной и достаточно привлекательной, чтобы тысячи пользователей выбрали «Сошл 2.0.» в качестве основной площадки для общения.

Увы, вряд ли этим планам суждено сбыться. Как показало время, Егор весьма токсичный человек, с которым рассталась большая часть золотого состава «СиП».
Журнал для губернатора? Новая социальная сеть? Неужели эти два проекта, требующие поистине огромных затрат и сил, проще по реализации, чем эволюция, модернизация «СиПа» из рупора национальной революции в добротное качественное издание, задающее тон и стандарты, как это было всего четыре года назад? Неужели изобретение велосипеда привлекательнее, чем кропотливая и нудная работа над ошибками? Видимо, да.

При этом главный редактор не оказался честен до конца. Он ничего не сказал о клубах, которые с огромным энтузиазмом были организованы читателями в самых разных уголках России. Ничего не сказал о том, как дорогая редакция разрушила это прекрасное начинание, учредив такое посмешище как «федеральный клуб». А ведь эта история еще будет долго отравлять любые организационные потуги Просвирнина.

Важных слов в некрологе Просвирнина немного, но они есть.

«Вы не сделаете — никто не сделает, взрослых в стране больше нет».

На самом деле, это очень ценная мысль. DIY в своем истинном проявлении. До 2013 года в России не было хорошего правого издания, и Просвирнин, вместе с командой талантливых авторов и дизайнеров, сделал его. И не просто сделал, а сделал действительно лучшее националистическое издание в РФ, лучшее до зависти, до копирования и подражания, про русских и для русских. Без свастик, Раховы, 1488 и прочей клоунской одежды, мгновенно превращающей националиста в white trash.

«СиП» выполнил пророческую миссию, доказав два важных постулата:
- национализм здорового человека существует;
- если тебе не нравится что-то, сделай это что-то сам.

Никто ничего за нас не сделает. Ни хорошего издания, ни хорошей жизни, ни хорошей страны. Начиная проект «Под лёд», мы пришли именно к этой мысли — нас не устраивают существующие СМИ и издания (включая угасавший «СиП»), как на бумаге, так и в сети. Мы делаем, что считаем нужным и как считаем нужным.

Если экстраполировать DIY не только на увлечения и хобби, но и на свою жизнь, то добиться можно гораздо большего, чем перманентного ожидания подачек от общества и государства.

Добиться можно всего.

--

--