Harmonium. Музыка сфер

Татьяна Колесова живет в городе Галич. Много лет она занимается поиском, восстановление и изучением забытых в России музыкальных инструментов — фисгармоний. Мечтает создать собственный класс и музей. Поддержать проект Татьяны “Возвращении фисгармонии” можно на planeta.ru.

ПроНаследие. Media
9 min readJul 10, 2019

Три слова о наследии:

Город Галич, в котором я родилась. Озеро, природа. Бывшая красота и величие старинных зданий. Городу присвоено звание «Территория опережающего развития». Правда, кого и как будем опережать — не объяснили.

Память о людях, которые здесь жили и работали. Память о моей семье.

Фисгармонии, часть утерянной русской музыкальной культуры.

В 13 лет точно поняла, что хочу играть на пианино. С большим трудом поступила в музыкальное училище. После окончания приехала работать в музыкальную школу города Галича. Заочно закончила пединститут. В общей сложности (вместе с музыкальной школой) проучилась 15 лет. Потом поняла, что пора что-то делать, иначе пропаду. Торгую на рынке лет 20. Попала туда, потому что не на что жить было … Позже начала торговать своим товаром — семенами. Сейчас есть крыша над головой, а раньше в любом состоянии и в любую погоду на улице торговала. Хорошо, что хватило ума не бросить музыку. Так вот и жила: торговала и музицировала.

Татьяна Колесова. Концерт в ДМШ. Архив Т. Колесовой.

Фисгармония в музее города Галич

Однажды к нам в музыкальную школу пришла Ирина Геннадьевна Белова, новый директор краеведческого музея, с предложением посмотреть старинный музыкальный инструмент, который отремонтировал Николай Васильевич Сотников. Бывший военный, учёный, вернулся в Галич из Москвы. Конечно я согласилась

Сотников Николай Васильевич за работой. Архив Т. Колесовой.

Басы! Это была любовь с первого звука! Когда- то в этом инструменте жили мыши, здорово его попортили. Но Николай Васильевич всё исправил и даже меха заклеил. Но физически процесс игры оказался очень тяжёлым. Приходилось с большим усилием качать ногами педали, звук шёл толчками. И неудобно и неизвестно, что играть. Но так здорово и столько радости!

Можно было просто нажать клавишу и слушать этот бесконечно длящийся печальный благородный звук. Когда было время, я урывками прибегала в музей и садилась за фисгармонию.

Атмосфера бывшего жилого дома городского главы Нешпанова, где располагался музей, уносила далеко от коллег из музыкальной школы, торговли на рынке, проблем. Я даже и не заметила, как играть стало горазда легче. Кожаные меха разрабатывались, инструмент оживал и просыпался. Я пыталась приспособить фортепианные произведения для игры на фисгармонии. Было такое чувство, что инструмент сам выбирает, что можно сыграть, а что никак уж не подходит. Потом знакомый прислал из Москвы из РГБ несколько отпечатанных переложений из дореволюционных сборников.

В музее Галича. Архив Т. Колесовой.

Я играла всё, что принимал инструмент. Со временем начал складываться небольшой репертуар. Появился ноутбук! Я завела канал на ютубе, стала выкладывать записи произведений, которые я играю .

Нашла единомышленников за границей. Пришлось выучить английский. Теперь я могу прочитать множество информации о фисгармониях, посмотреть видео на английском, написать сообщение. У меня появилось много единомышленников из международного сообщества ”Reed Оrgan”. Там люди бережнее относятся к своему наследию. Мой друг из Канады Родни Джантси, говорит, что его мечта, чтобы весь мир узнал эти инструменты и полюбил их. Добавлялись новые произведения, находилась новая информация. Со временем историй накопилось очень много, появилась потребность их рассказывать.

Родни Джантси. Архив Т. Колесовой

Фисгармония из Нижнего Новгорода

Ирина Геннадьевна познакомила меня с замечательными мастерами в Костроме. Михаил Шмаров и Светлана Пиманова, музей “Петровская игрушка”. Их игрушки необыкновенно звучат. Конечно мне захотелось на них поиграть! Костромичи стали меня сманивать к себе. Я говорю , купите мне фисгармонию, тогда уеду к вам.

Я нашла её в Нижнем Новгороде (фисгармония фирмы «Карпентер-Циммерман») в семье Постниковых. Продавал правнук владельцев, Илья, по просьбе матери. Не хотел, очень не хотел расставаться с семейным наследием.

В то время я на год уходила из музея. Не играла год.

Костромичи горячие, поехали за фисгармонией. Привезли в Кострому, потом в Галич. Николай Васильевич взялся за дело. Инструмент встрепенулся. Много с ним возни было. Его до нас несколько раз разбирали, пытались ремонтировать. Только напортили. Пришлось всё переделывать. Намучился наш мастер.

Фисгармония Постниковых из Нижнего Новгорода. Архив Т. Колесовой.

Костромичи хотели открыть новый музей с фисгармонией и Петровской игрушкой. Музей, где бы нашлось место и другим старинным инструментам. Но, к сожалению, костромские чиновники оказались сильнее. Место не дали под новый музей. Сначала показали помещение, а потом всё равно отказали. Несколько раз я в Костроме играла.

Вернулась в музей Галича. Фисгармония из Нижнего стоит в Костроме уже года три. Если я насобираю деньги, заберу к себе в Галич. Да и если не насобираю, всё равно заберу.

Маннборг

Я боялась, что фисгармонию из музея Галича заберёт Костромской музей-заповедник (наш музей всего лишь филиал) И я начала искать инструменты, чтобы купить себе и отремонтировать.

Так появился «Маннборг». Нашла этот инструмент в городе Ярославле. Это немец, звук у него крепкий, как у настоящего бюргера. Но сам корпус сильно повредил жучок. Нижняя рама почти рассыпалась в труху. Опять к Николаю Васильевичу. Что смогли, поправили. У него голова светлая и руки золотые. Мы всегда выясняем характер повреждений, думаем, что можно исправить, как можно меньше травмируя инструмент. Иногда спорим. Один другому не уступает! Но дело потихоньку движется.

Маннборг. Архив Т. Колесовой

Привезла «Маннборг» в класс, поставила. Инструмент был слегка расстроен. Дело в том, что язычки за многие годы почти не расстраиваются. Чтобы понизить или повысить тон нужно подточить носочек язычка или пяточку (как у баяна или гармошки). Но для этого надо быть профессиональным настройщиком. Но нашёлся и такой человек! Это Сергей Валентинович Касик из города Суздаля. Приезжает настраивать пианино в нашей музыкальной школе. Я его давно уговаривала посмотреть фисгармонию, он отказывался, так как до этого никогда не имел дела с подобными инструментами. Но когда услышал звучание, а потом и сам поиграл, не смог оторваться! Он огромную работу проделал! Ночами сидел, изучал инструмент, учился играть на нём. Поправил все язычки , выровнял механику. И всё это практически бесплатно. Ещё спасибо сказал, за то, что с таким инструментом познакомился. Сейчас очень чистое звучание, но, как всегда, тяжело качать педали, спина болит! Но я знаю, что скоро будет легче. Просто почаще нужно играть!

Язычки. Архив Т. Колесовой
Касик Сергей Валентинович. Архив Т. Колесовой

Лиебиг

Потом появилась “Лиебиг”. Нежная дама. Привезли её из города Наволоки Ивановской области. О ужас, поздней осенью, на крыше машины! Слава Богу, добралась без неприятностей. Эта фисгармония стояла у баптистов в молельном доме. Им жалко инструмент, никому не нужен, никто не играет. Были рады, что мы его забрали. Фисгармония была сильно залита водой (на ней стояли цветы!), часть клавиш западает, отсутствуют многие деревянные части, но меха в порядке.

Путешествие “Лиебиг”. Архив Т. Колесовой
“Лиебиг”. Архив Т. Колесовой

Концерты для меня — связь с внешним миром. Туристы приезжают посмотреть на нас, а мы смотрим на них. Ко мне в класс ходят люди послушать игру. Некоторые ещё помнят эти инструменты.

Не играть я не могу, это потребность моего организма ,как поесть или поспать. Но не все понимают, зачем я всем этим занимаюсь.

Вся работа ещё впереди. Осталась только денег собрать, чтобы с мастерами рассчитаться . Да они-то готовы и без денег всё сделать, но мне кажется ,что это не честно. Я подавала на грант ”Культурная мозаика малых городов и сёл“. Не получилось. Сказали, что это не достаточно интересная тема. Но мне нравится сам процесс, такая игра ума. Я готова к проигрышу. Не будет этого, будет что-то другое. Всё равно мои инструменты никто у меня не отнимет.

Мечтаю об отдельной комнате. Пусть все желающие приходят и слушают. В классе, где я работаю, три фисгармонии не встанут. А ещё там стена выпадает и потолок может рухнуть. Но ремонта не будет. Действительно, зачем? И так же хорошо.

Татьяна в ДМШ. Архив Т. Колесовой

Фисгармония обладает терапевтическим эффектом. Снижается давление, проходит головная боль, усталость, раздражение.

Немного истории

Звучащая фисгармония в современной России — большая редкость. Очень жаль, что сегодня практически полностью утрачены навыки реставрации, реконструкции, ремонта фисгармоний, и тем более утрачены традиции музицирования и участия в концертных программах этих старинных инструментов. Когда-то в России они были частью русской музыкальной культуры. Они были любимы и востребованы среди разных сословий и людей разного достатка, уровня образования. Они стояли в дворянских усадьбах и в классах консерватории, в купеческих домах и в церковно-приходских школах. Чудом сохранившиеся инструменты пережили первую мировую войну, революцию, гражданскую войну, великую отечественную войну и перестройку. Память исчезает. Как будто и не было у нас таких инструментов. Кое-где стоят они в музеях немые, как предметы мебели.

Фисгармония — разновидность гармоники. Термин употребляется только в России. В Европе инструмент называют «гармониум». В Америке — язычковый орган (reed organ). Потому что звук с помощью воздушной струи, нагнетаемой мехами, извлекается из латунных язычков, лежащих в деревянных коробочках внутри инструмента. Чем больше язычков, тем богаче звук.

Принцип проскакивающего язычка был изобретён в России при дворе Елизаветы Петровны. Владимир Фёдорович Одоевский усовершенствовал механизм фисгармонии. Эти инструменты были у Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова. Фисгармонии не только были популярны в небольших католических храмах но были любимы русской православной церкви. Не даром большинство из сохранившихся инструментов принадлежали семьям церковнослужителей.

В.Ф. Одоевский

Мои любимые персонажи в истории о фисгармонии, это Дмитрий Митропольский — изобретатель русской фисгармонии — митрофона. При финансовой поддержке и благословении Священного Синода открыл фабрику музыкальных инструментов, в том числе и фисгармоний. Так как этот инструмент больше всего подходил для обучения пению детей из бедных семей, им была изобретена простая система расположения клавиш на инструменте, благодаря которой любой ребёнок, не знакомый с музыкальной грамотой, за короткое время изучил бы митрофон. Юлий Генрихович Циммерман поставщик его императорского двора, издавал огромное количество произведений, адаптированных для игры на фисгармонии: переложения русских песен, романсов, классической русской и зарубежной музыки, литургические произведения. Иван Степанович Карпов, крестьянин из архангельского села, оставивший описание всей своей жизни. Его записки бережно хранятся в Пушкинском доме. Обязательно послушайте аудиокнигу “По волнам житейского моря” и посмотрите документальный фильм ”Старик с фисгармонией”. Альфред Мирек, собиратель музыкального наследия нашей страны, основатель музея гармоники.

Д. Митропольский
Ю .Г. Циммерман
А. Мирек

Священномученик Митрополит Серафим Чичагов, потомок Костромских дворян Чичаговых, военный, врачеватель, историк, музыкант, иконописец. Написал альбом произведений для фисгармонии. И многие, многие другие! Об этом я рассказываю на своих лекциях-концертах и в музее и в музыкальной школе. А сколько ещё в России неизвестных людей, которые занимались фисгармониями! И сейчас занимаются.

С. Чичагов

Прекрасный «Маннборг» есть в Вологде в «Музее забытых вещей». Есть американские инструменты в Санкт-Петербурге и Петрозаводске. Прекрасный инструмент стоит в Юсуповском дворце. В Ярославле, в музее “Музыка и время”, есть несколько фисгармоний. В Москве фисгармониями занимается Пётр Айду.

П. Айду

У нас много инструментов, просто на них не играют, а если играют, то никто об этом ничего не знает. Много фисгармоний на Западе. Практически в каждой стране есть небольшой музей с подобными инструментами.

Я тоже очень хочу свой музей! Это большое счастье играть на таких инструментах! И его никто у меня не отнимет!

Я прекрасно понимаю, что мне никто не даст никакое помещение, арендовать или купить я не смогу. Большой класс под инструменты тоже никто не выделит. Но я подумаю об этом завтра, а сегодня к Николаю Васильевичу приехали гости из Москвы, пойду показывать им свои инструменты. Больше-то здесь нет развлечений.

Раз в несколько лет я собираюсь уезжать в другое место насовсем. Хотела уехать в Кострому, уже нашла место работы. Но мне начала по ночам сниться моя фисгармония в разваливающемся виде, не отпускала. Я не уехала.

Подготовка материала: Ольга Пичугина, Фонда культурных инициатив “ПроНаследие”.

Фото: архив Т. Колесовой.

При копировании материалов просим указывать ссылку на источник

(с) Фонда культурных инициатив “ПроНаследие”, 2019

--

--

ПроНаследие. Media

ПроНаследие- про нас. Говорим о наследии просто. Рассказываем о людях, которым не все равно.