ПЕСНИ О ГИБЕЛИ ИМПЕРИИ

Carolus Rex группы Sabaton как апология и проклятие шведскому имперскому опыту

Русские привычки
4 min readJun 2, 2016

Есть такая шведская группа Sabaton. Обычная такая металл-группа, ничего выдающегося. Правда, поют они только о войнах, великих битвах, солдатах и полководцах. Тоже мне новость — металл-группа, поющая о войнах. Ну, вот реально ничего выдающегося.

Поют они, правда, очень достойно. Я больше того скажу, на ряду с книжками Энтони Бивора песни Panzerkampf и Attero Dominatus я пока считаю лучшими современными произведениями о Второй Мировой войне. В обоих случаях поется от лица бойцов РККА. Боже мой, как это делается!

А с учетом того, что мой дед Михаил Фёдорович Пузанов начал войну на Тепловских высотах под Понырями в июле 1943 года, а в апреле закончил ее благодаря осколочному ранению на других высотах — Зееловских, мое интимное отношение к этим песням становится очевидным. Не поленитесь — послушайте.

В 2012 году у ребят вышел альбом Carolus Rex. Из названия следует, что он посвящен королю Карлу XII. Но не только. Это альбом об опыте шведского имперского строительства, пусть и с одной — военной — стороны.

Все начинается в начале XVII века, когда Швеция выдвигается на ведущие роли в Балтике (Dominium Maris Baltici). А дальше “шведский лев”Густаф II Адольф огнем и мечом мочит католиков по всей Центральной Европе во время Тридцатилетней войны.

С середины альбома начинается уже рассказ про приключения молодого короля Карла, вошедшего на престол в конце XVII века, когда Балтийское море окончательно превратилось во внутреннее “Шведское озеро”. Осталось домочить датчан и примкнувших к ним поляков, саксонцев и русских варваров.

И вот тут уже можно порассуждать о нарративе. А вернее, о том, почему ничего подобного в России записать нельзя.

Военные авантюры Карла XII и авторитарная воля Петра I привели к тому, что Швеция перестала быть навсегда великой державой. Спеть об этом можно со слезами на глазах об утраченном величии и выстреле в спину. О, сколько таких “песен” пелось в Германии, сколько поется в России прямо сейчас!

А можно и нужно— с достоинством, отдавая должное солдатам и офицерам, потерявшим здоровье и жизни за “Шведское озеро”, отдавая должное и самой имперской идее. Или даже встать на колени и сказать этим мальчикам, что в скандинавской стране даже светлые подвиги — только ступени в пропасти к недоступной весне. Ну, вот где-то по середине находится альбом Carolus Rex.

Перед нами — чистейший образчик произведения искусства об империи из страны, которая уже давно окончательно разобралась со своим имперским прошлым. Вот вам заглавная песня “Carolus Rex” — молодой, активный, влюбленный в оружие и в историю своего народа король возлагает на себя с юношеским задором и идеализмом мессианскую цель сделать свою прекрасную северную родину самой великой на Земле. Но в следующей песне слушателя ставят на место: “Killing Ground” — рассказ о том, как после Фрауштадтской битвы в 1706 году солдаты Карла из шовинистических и садистских побуждений перебили 5000 (пять тысяч) безоружных русских пленных. Пленных саксонцев при этом шведы не трогали.

Ну, и конечно же, вершина альбома — “Poltava”. Собственно, если вы дочитали до этого места, то обязательно послушайте эту песню. Ради этого всё и писалось. В ней вся боль и скорбь шведского народа из-за поражения у Полтавы.

Поется всё это от лица рядовых шведских солдат, которые не выиграют этой битвы, а их смертями будет оплачен уход Швеции с дороги Большой Истории в многовековой покой. Но спето это так, как будто поется о дороге в Вальгалу — а как еще внукам Одина петь?

Послушали, русские? У вас есть такие песни о Первой Мировой, о Финской, об Афганской, о Чеченской войнах? Нет? Тебе неизвестны? А всё потому, что ты прямо сейчас, сидя у монитора или держа в руках телефон, остаешься расходным материалом авторитарной империи и жандарма мировой реакции.

Заканчивается всё гибелью Карла XII и рассказом о том, как 7500 тысяч его солдат замерзли в норвежских горах под занавес Великой Северной войны — знаменитый “Марш смерти каролинеров”. И казалось бы всё. Действительно, альбом на этом и кончается.

В этом, конечно же, его проблема с точки зрения, сформированного нарратива. После Полтавы Стокгольм еще сто лет вплоть до Наполеоновских войн пытался восстановить былое имперское величие, но тщетно — Российская империя три раза била шведов, а они гнулись.

Вот этого, конечно, не хватает — ни одна империя никогда не умирает в одночасье, а зловонный труп геополитических фантазий за собой в могилу будет таскать всё новых и новых жертв, пока окончательно не разложится.

Как мы это хорошо понимаем в 2016 году! Правда по шведскому календарю у нас на дворе только 1741 год какой-нибудь.

Смерть тиранам!

--

--