Хованское кладбище

Русские привычки
6 min readJan 21, 2015

Часть первая. Январь 2015-го

200 гектаров русских могил

Хованское — самое большое московское кладбище. На несколько километров оно вытянулось между Киевским и Калужским шоссе. Это настоящий город мертвых. Слово “некрополь” здесь как раз в тему — 200 гектаров. Для примера Ваганьково — 50 гектаров, Востряково — 131 гектар.

Но не этим Хованское кладбище интересно. Оно основано в 1972 году, а затем постепенно разрасталось. Последний большой кусок ему был прирезан в 1992 году — Западный.

И это означает, что Хованское кладбище — во всех смыслах наше. В нем нет чужого для нас дореволюционного слоя — статских советников и купцов III гильдии тут не встретишь на надгробиях. Да, и первые 20 лет советской истории отстуствуют напрочь. За ними идите на Донское в Москве. Хованское кладбище в терминологии Парфёнова — это наша эра.

Перед въездом… Да, именно пере въездом — через Хованское кладбище проходит дорога, по которой ездят автобусы и маршрутки. Так вот перед ним развернута целая похоронная индустрия. Для сравнения масштабов можете сходить на Ваганьковское или на Введенское.

О примерных объемах кладбища может сказать карта. Сторонна каждого квадратика, наверное метров 30 в длинну. И учтите, что мы посетили Центральную территорию, а есть еще Западная и Северная.

Советская разведчица испанского происхождения . Про нее есть статья на Вики, и вообще, она — оказывается, какой-то известный персонаж. На “Первом канале” про нее был даже сериал.

От центрального входа мы повернули сразу направо. И, как выяснилось эта полковник там лежит неслучайно. Скорее всего этот участок ведомственный: там сплошные генералы и полковники.

Слои времени на русских кладбищах легче всего различать по оградкам. Синие и высокие — это советский слой. Черные и низкие — это постсоветское время. Это, не значит, что последние ограждают могилы, появившиеся после 1991 года. Но оградку наверняка ставили в 1990–2010-ые. Кстати, к вопросу о давнем исследовании синих оград — почему изменилась их высота?

Самое завораживающее в кладбищах — это пустое место.

И, конечно же, никакое современное российское кладбище не может обойти тему “воров в законе”. Хованское — вероятно, главное место захоронения в Москве героев эпохи первоначального накопления капитала.

Ну, вот эта звезда на надгробии просто чудесна!

Я ехал на Хованку в надежде случайно найти могилу Сильвестра. Но случайно нашел могилу Деда Хасана.

Недавно была годовщина безвременного ухода от нас этого жулика и бандита. Приезжали соратники — его поминали, как видим.

Окружающий Хованское кладбище ландшафт прекрасен. Рядом огромный Саларьевский мусоросвалочный полигон, проще говоря, свалка с огромными горами мусора. Сама по себе рождается пошленькая метафора от такого соседства — свалка мертвых тел.

Может быть, подруги. Может быть, сестры. Погибли в один день, и у них одинаковые памятники. В некотором роде, красиво.

Светлая и добрая Сталина.

Вообще, зима — конечно, не время для некросоциологии. Снег, который здесь не тает даже, когда повсюду оттепель, скрывает слишком много информации.

Интересно, почему у девочки надгробие без отчества?

90-ые. Но здесь какая-то достаточно мелкая шестерка (человек) лежит.

Вот, отлично покрасили!

Вот, то самое шоссе через кладбище. Отдельно стоит сказать о церкви. Так как кладбище советское, то для него участка на погосте специально выделено не было. Поэтому построили у входа на центральный участок Хованского.

Я никогда не понимал, почему греческое “Аллелуя” (славить Бога) нужно заканчивать русской калькой “Слава тебе, Боже!”.

Никогда ранее не видел изображение на надгробии, выполненное в такой технике.

Постсоветский ландшафт.

Мне 26 лет. Могил ровесников, не смотря на то, что они все еще молодые люди, на кладбищах становится всё больше. Через какое-то время я пойму, зайдя на кладбище, что большинство свежих могил — это люди, рожденные в конце 1980-х. Через лет сорок, например. А сорок лет назад, в 1975 году, нормой были могилы людей, рожденных в начале XX века. Да, и рожденные еще в XIX веке встречались. А сейчас из них никого на земле нет.

В 2014 году разразился кризис некросоциологии. Подробнее об этом здесь. К декабрю он закончился. В этом году я решил отказаться от хаотичного блуждания по столичным и провинциальным кладбищам. Наступивший 2015-ый я полностью посвящаю Хованскому кладбищу. Это не значит, что другие кладбища будут проигнорированы. Но на Хованку в течение года я съежу еще три-четыре раза. Размер кладбища позволяет делать каждое посещение новым и неповторимым.

До новых некровстреч, друзья!

--

--