Людмила Нильская: «Когда-то я потеряла себя, но теперь нашла снова…»

Редактор Публики
7 min readMay 13, 2017

--

13 мая актриса отмечает юбилей

Одна из красивейших актрис советского кино 80-х пережила неудачный роман, поспешную эмиграцию, предательство мужа, потерю профессии и возвращение домой с одним чемоданом. Некоторые ее коллеги, прошедшие через подобное, пишут книги о своих злоключениях, пытаясь вернуть себе былую славу. А Нильская обо всем рассказывает спокойно, без надрыва. Да, это был путь разочарований, потерь и ошибок. Но она выстояла, сделала выводы и вышла из трудной ситуации победительницей…

«Моя героиня ставила себе высокие цели: удачно выйти замуж, сделать карьеру, а я так не умела…»

Драматический кружок в жизни неугомонной и интересующейся всем подряд Люси Нильской появился самым последним — как маленькое несерьезное увлечение. Но потом произошел классический случай: лучшая Люсина подружка мечтала поступить в театральный, но боялась одна ехать в Москву и уговорила ее съездить с ней за компанию.

Так Людмила стала студенткой школы-студии МХАТ, из которой ее через год отчислили — за несданный экзамен по истории КПСС. Но девушка сразу же поступила в Щукинское училище и уже во время учебы начала активно сниматься. Причем не в эпизодах и второстепенных ролях — Нильская играла героинь. В своем первом фильме «Кузнечик» Людмила сыграла практически себя — провинциалку, приехавшую покорять Москву. «Только моя героиня ставила себе высокие цели: удачно выйти замуж, сделать карьеру, обзавестись жильем, — и шла к ним напролом, а я так не умела, ничего не загадывала…» — признается она.

А тем временем роли сыпались на нее как из рога изобилия: «Мелодия на два голоса», «Бешеные деньги», «Государственная граница». В последнем из перечисленных Нильская сыграла обворожительную польскую шпионку Ядвигу Ковальску, и эта роль принесла ей широкую популярность и признание коллег.

Людмила призналась, что на съемках у нее, двадцатилетней студентки, случился роман с одним из актеров. «Если ты по-настоящему играешь любовь с партнером, то невозможно остаться к нему равнодушной», — говорит она.

«Думала, что буду за ним как за каменной стеной. И ошиблась — как многие ошибаются…»

Тот роман был коротким и не сыграл никакой роли в ее судьбе. Чего не скажешь о другом, случившемся на съемках фильма с символичным названием «Никто не заменит тебя». Партнером Нильской был Борис Щербаков. «После первого дня съемок Борис пригласил меня в номер на бокал шампанского. Мы болтали всю ночь, а когда надо было уходить, он меня обнял. И я потеряла контроль над собой…» — рассказывает Людмила.

Щербаков был женат, у него недавно родился ребенок. Поэтому на первых порах он твердил: «Я люблю свою жену». Но чем больше времени они с Людмилой проводили вместе, тем менее убедительно это звучало. Чувства между влюбленными были настолько сильными, что Борис в итоге собрался оставить семью. Но стать счастливой с Щербаковым Нильской было не суждено. Когда во МХАТе, где работал актер, узнали, что он решил развестись, ему устроили публичную «порку» и постановили: «Вернуть в семью!»

По слухам, жена Щербакова грозила покончить с собой. Правда ли это — одному Богу известно. Тем не менее однажды Борис позвонил Людмиле и сказал: «Прости, мы с тобой должны расстаться». А уже через неделю приехал к ней и стал умолять снова встречаться… Такие качели Нильская долго выдержать не смогла. Ей было очень больно, и чтобы раз и навсегда перевернуть эту страницу своей жизни, она… вышла замуж.

Людмила Нильская:

«Жора работал водителем. Он был настолько сильно в меня влюблен, что в те мои годы казалось: сильнее любить невозможно. Ходил за мной, как собачка, — даже когда отгоняла прочь. Я думала, что буду за ним как за каменной стеной. И ошиблась — как многие ошибаются…»

То, что замужество было ошибкой, актриса осознала намного позже. Пока же ее захлестнула семейная жизнь, налаживание быта, новые роли. А в 1991 году еще и родился долгожданный сын Дима. «Я долго лечилась, — вспоминает она. — У меня получилось только с 4-го раза, и если бы не настойчивость Жоры, который очень хотел ребенка, может, и раньше сдалась бы… Сын — первое, за что я благодарна этому человеку».

«На меня Америка произвела впечатление. Но эйфория длилась недолго…»

Когда сыну Нильской было всего два года, грянул кризис. Все складывалось настолько плохо, что иногда даже было нечем накормить ребенка.

Людмила Нильская:

«Своей профессией тогда зарабатывать было очень трудно: кино больше не снимали, в театр приходило по 60 человек, на студиях «Мосфильма» были склады. Мы пытались торговать горячими бутербродами: ветчинка, сверху сырок, делали их с мужем дома, а потом отвозили в кафе, но через пару месяцев наш бизнес накрылся… Муж предложил эмигрировать. Мне показалось это таким заманчивым: Америка, Голливудский бульвар, свой бизнес! Да, было больно, но что делать — сосать лапу?! И я согласилась…»

В 1994 году Нильская с мужем и сыном уехала в Америку. Первые восемь месяцев они прожили в Лос-Анджелесе, Мекке американского кино. Но продолжить там карьеру актрисы Людмила даже не надеялась: на первых порах она учила язык, занималась сыном. «Мы получали небольшое пособие, которое полагается всем приезжим, — рассказывает она. — Его вроде бы хватало. Были у нас с мужем и кое-какие свои сбережения… Поначалу мне там все нравилось. Ностальгия, как у других эмигрантов, не мучила. Когда я смотрела фильмы со своим участием — они часто шли по русскому каналу, — не рыдала. Конечно, на меня, сытую по горло голыми советскими прилавками, отсутствием элементарных вещей и грязью на улицах, Америка произвела впечатление. Но эйфория длилась недолго».

Вскоре жизнь в Калифорнии с ее частыми небольшими землетрясениями стала напрягать актрису. «Господи, зачем я сюда приехала? Чтобы трястись по ночам с ребенком на руках?» — спрашивала себя Нильская. Супруг успокаивал: «Скоро переедем в другой штат, там и с работой лучше. И вообще, может, нам продать твою квартиру в Москве? Откроем автомастерскую, механики зарабатывают очень прилично…» Очевидно, муж актрисы обладал даром убеждения, иначе как понять, почему она согласилась?

Людмила Нильская:

«Наш бизнес шел из рук вон плохо. Муж только и делал, что вкладывал деньги, вырученные за мою квартиру… Чтобы заниматься ремонтом машин, надо в этом хоть что-то понимать, элементарно разбираться в деталях. А он на родине работал водителем, потом администратором в ансамбле Моисеева, затем я его к нам в театр на ту же должность пристроила. Ни образования, ни профессии — все больше на подхвате. И вдруг — оба-на! — в Америке стал боссом! Сидел в кожаном кресле и руководил. Ей-богу, смешно…»

«Случайную измену можно и простить, но когда человек обманывает долго и сознательно, нечего раздумывать…»

Сначала то, что автомастерская не приносила денег, муж актрисы объяснял временными трудностями: «Надо раскрутить бизнес, привлечь новых клиентов…» И Людмила пыталась внести свой вклад в семейный бюджет: «Я работала продавщицей дамского платья — и пряталась от клиенток в примерочной: от усталости уже не держалась на ногах, а там можно было на секунду присесть… Пошла учиться на курсы, чтобы потом работать тестером, то есть целый день нажимать на одну кнопку, проверяя программы, и очень быстро поняла, что это не мое. Самой «благодарной» была работа с бабушками — я помогала русским пенсионеркам, возила их на прогулки, по магазинам, помогала прибраться, покупала продукты».

Как говорит актриса, русские в Америке ее узнавали, им нравилось, что у них работает известная актриса. Но случалось столкнуться и с высокомерием соотечественников: «Одна дама, едва меня узнала, стала вести себя высокомерно, цинично, по-хамски. «Это на родине ты, Нильская, была актрисой, звездой. А теперь ты в торбе, а я — на пьедестале. Я королева, а ты прислуга»… Людмила терпела, потому что дела у мужа шли все хуже, а ребенка надо было кормить и одевать. Через некоторое время они снова переехали, и в семье начался полный разлад.

«В бизнесе мой супруг не состоялся: дело лопнуло, как мыльный пузырь, — рассказала актриса. — Начал он мотаться в Москву, где в то время, ничего не делая, но имея определенный круг знакомств, можно было заработать кучу шальных денег. А потом выяснилось, что в Москве у него появилась девица, к которой он собирается уходить… Уже сейчас, с возрастом, я понимаю, что случайную измену можно и простить, но когда человек обманывает долго и сознательно, нечего раздумывать. Предательства я простить не могла и попросила развод.

К этому времени мы с мужем прожили 20 лет. Правда, в последние годы отношения были, как бы сказать… никакими! Большой любви изначально не наблюдалось, плюс американская неустроенность, его вечные депрессии, стенания. Он ведь ехал с наполеоновскими мыслями покорить Америку. Я, в свою очередь, осознав, что семьи больше нет, а в России жизнь налаживается, кино начинает подниматься, всерьез задумалась. Американское существование стало для меня невыносимым…»

«Я поселилась у подруги и была готова делать все что угодно — лишь бы встать на ноги…»

После развода Нильская осталась в Америке совсем одна, работы не было. Казалось, ловушка захлопнулась. «И тут позвонила моя близкая подруга из Москвы, — вспоминает Людмила Валерьевна. — Узнав истинное положение вещей, обматерила с ног до головы: «Быстро собирай чемодан, хватай под мышку ребенка и приезжай! Будешь жить у меня. На месте разберемся, что делать дальше». Так я и сделала. Взяла ребенка, чемодан с одеждой. В кошелек положила 300 долларов — и вперед! Летели с бывшим мужем вместе, а в московском аэропорту разошлись в разные стороны… Я поселилась у подруги и была готова делать все что угодно — лишь бы встать на ноги. Даже работать «хлопушкой».

Актриса признается, что не особо надеялась на свое возвращение в профессию — все-таки, прошло 9 лет, навыки казались утерянными. Но уже через два месяца ей предложили выйти на сцену в антрепризе, потом появились небольшие роли в сериалах, а потом и главные.

Людмила Нильская:

«Конечно, было и разочарование. Я человек замкнутый, сложно схожусь с людьми. Раньше перед съемками практиковался период привыкания, подготовки. А сейчас пять серий за пять дней. У меня обнаружился своего рода зажим. Понимала: много лет упущено, поэтому в себе сомневалась: а вдруг не получится? Но когда преодолела все барьеры, во-первых, осталась собой довольна. А во-вторых, поняла: если профессия сидит в тебе глубоко, ей никакой перерыв не страшен».

…После своего возвращения Людмила Нильская сыграла уже более трех десятков ролей, заработала на квартиры себе и сыну, оплатила Диме образование в университете физкультуры, помогла ему купить машину. Дела у нее идут неплохо, но на личной жизни, похоже, поставлен крест. «Я по-прежнему одна, — говорит актриса. — Пока не встретила свою вторую половину. Может быть, потому, что мне слишком хватило первой… Сейчас самое главное — быть нужной, востребованной, так я изголодалась в Америке по работе… Если спросить, счастлива ли я, отвечу: не знаю. Но, пожалуй, наконец удовлетворена. Когда-то я потеряла себя, но теперь нашла снова. Наверное, это и было написано мне на судьбе».

Ольга ЖУРАВСКАЯ

--

--