В Турцию на машине в 2022 году. Дороги, ПДД, общие вопросы и впечатления.

Radegast
6 min readJul 10, 2022

--

Вот и пролетели три с половиной месяца с того момента, как мы с супругой въехали в Турцию на авто через пограничный переход в Сарпи. За это время мы успели получить туристический ВНЖ на год, немного освоиться и оценить многие плюсы и минусы Турции и Стамбула в частности.

В этом очерке я поделюсь своими впечатлениями о стране как водитель и резюмирую информацию, которая так или иначе касается нахождения в Турции на авто. Начну, пожалуй, с турецкого стиля вождения.

ПДД и турецкий драйв

ПДД, судя по знакам, почти такие же, как и в России, с той лишь разницей, что здесь они по большей части игнорируются. При этом, насколько я понимаю, полиции на такие нарушения насрать. За всё время что я в Турции, мне показалось, что ловить здесь пытаются только нелегалов и разного рода дилеров.

Сплошная, двойная сплошная — никого не волнует, если надо проехать.

Пропустить пешехода? Ни в коем случае, ибо вас догонит едущий позади турок и сидите потом, разбирайтесь со страховкой. Пешеходы в Стамбуле — это униженный участник дорожного движения, поэтому переходит дорогу всегда на свой страх и риск. Ну или наглость. Но её тоже надо рассчитывать)

Езда по односторонней встречке между домами — стабильно. За исключением, конечно, тех улиц, где находятся специальные барьеры, после которых шины могу получить несколько больших проколов. Поэтому ездить по встречке я крайне не рекомендую, а если уж заехали, развернитесь и найдите другой маршрут.

Въезжая в Стамбул, помните, что для многих турецких водителей, красный свет светофора — рекомендация. Серьёзно. На красный свет здесь ездят очень часто, особенно когда дорога не центральная. Имейте это ввиду, если вдруг будете лететь на зелёный свет по главной дороге.

Да, главной дороги здесь не существует. Просто забудьте. Знак может и есть, а главной дороги — нет. На любых нерегулируемых перекрестках действует правило — кто самый смелый и быстрый, тот едет первым. Меня это бесит просто пиздец. Поэтому каждый перекресток даже с небольшим трафиком я проезжаю максимально внимательно и даже напряженно. При этом, ДТП лично мне встречались не так часто, видимо отсутствие правил — это тоже правило, которое позволяет избегать аварий. Но для неопытного водителя это всё может стать большой проблемой, имейте в виду!

При этом, несмотря на хаотичность движения, любителей погонять шашечками я встречаю крайне редко, хотя автомобилей для наваливания в Стамбуле хватает. В основном быстро летают на платниках, но там грех этого не делать.

Курьеры на мопедах

Курьеры, гоняющие на мопедах, это особый участник движения. Их много и едут они там, где им надо. По дороге, по пешеходному переходу, по газону, по вашим ногам/голове, возможно, некоторые умеют ездить по воде и воздуху.

На дороге они стараются жаться правее, но в пробках едут там, где позволяет промежуток между машинам.

Смотрите по зеркалам и сторонам, особенно вблизи переходов и старайтесь быть предсказуемым).

Дороги

Проехав Турцию с востока на запад и наездив в Стамбуле не одну сотню километров, я могу сказать, что дороги однозначно лучше, чем в России. Половину пути из Трабзона в Стамбул я преодолевал по бесплатным дорогам, половину по платным, и бесплатные дороги были хорошими.

В самом Стамбуле встречаются в основном следы неудачного ремонта или вздутия покрытия, но довольно редко и в целом ругаться из-за дорожного полотна не приходится.

Много больших качественных развязок и дублёров. Это редко спасает от пробок, иногда выходит путаница с навигатором, но быстро привыкаешь и становится даже удобно.

Кстати, вот здесь ссылка с информацией о платных дорогах. За три месяца, что у меня есть метка HGS, я потратил на платные дороги лир 50, ездя в центр Стамбула из своего района только по платникам. То есть в самом Стамбуле платные дороги очень дешевые.

Пробки

Стабильные. В час пик всё едет очень медленно, причем неважно платник это или нет. Но не в часы пик достаточно свободно.

Навигация

Пользуюсь только Google Maps. В общем и целом, этот сервис маршруты прокладывает нормальные. Пробки трекает, ETA рассчитывает точно. Иногда может завести в тупик, поэтому слепо доверять навигации не стоит, смотрите на знаки!

Торговля

На платных многополосных магистралям, когда они стоят в пробках, каждые 100 метров между полосами можно встретить торгашей водой, едой, цветами и жалостью. И, судя по всему, эти услуги пользуются спросом. Особенно сильно давят на жалость дети.

Парковки

В центре Стамбула почти все места, где можно припарковаться — платные. Это может быть обустроенная подземная парковка, с классическим парковочным талоном и шлагбаумом, либо просто закуток между домами, который доблестно “держат” местные. И то и то стоит денег, но никаких проблем с этим нет.

В центре Стамбула час может стоить несколько десятков лир, сутки — сотню. Не в центре за пару десятков лир можно парковаться на сутки.

Но чем дальше от центра, тем больше бесплатных мест вдоль дороги или просто пустырей, где стоят машины и никто не берет плату. Причем, даже в самом Стамбуле в некоторых местах побережья именно такая организация парковки.

По-турецки, парковка называется otopark. Это, впрочем, становиться очевидно и без переводчика.

Табличек, указывающих на парковку, порой даже слишком много

На некоторых парковках чуваки просят ключи, чтобы самостоятельно припарковаться. Я такие парковки объезжал просто потому что это неудобно. Но в целом тут такое имеет место.

Подземные парковки под резиденциями или просто закрытые охраняемые парковки во дворах или рядом — стандартное явление. У нас, например, во дворе так.

Парковка во дворе нашего sitesi

Но есть нюанс. Это же место используется местными детьми в качестве игровой площадки. Детских площадок тут очень мало. Детей разводят пачками, но уважают и любят больше машины. Понимаю.

Мойка, шиномонтаж, сервис

Что касается подобных сервисов, то их тут пруд пруди. Начиная от кустарных моек рядом с жилыми домами и самообслуживанием на заправках, до полноценного цикла с полировкой воском и чисткой. По качеству мне больше понравилось полноценная мойка на цокольном этаже ТЦ. Пусть и развели меня на воск, который был не сильно нужен, но за 250 лир не жалко. И да, удивительно, конечно, но на этой же мойке я встретил русскоговорящего сотрудника.

Пробитое колесо после посещения Белградского леса я чинил на сервисе, которым владеет русскоговорящий украинец. Нашёл сервис совершенно случайно, опираясь на отзывы на гугле и название. Здесь любят в названия сервисов приписывать известные бренды. Я думал, что у меня колеса Pirelli(они летние, остались дома), то сервис этого бренда и приглянулся. Каково же было мое удивление, когда там оказались русскоговорящие ребята. Починили быстро и дешёво.

Такое, увы, тоже можно поймать

Что касается ремонта и ТО, то здесь я с этим не сталкивался.

Ситуация с водительскими правами

К сожалению, просто приехать в Турцию на авто и чилить два года на расслабоне не получится. Через 6 месяцев нужно либо менять права на турецкие, чтобы, так сказать, все в мире знали, что вы не уступаете на второстепенной дороге, либо делать визаран за границу, чтобы обнулить текущие права. При этом, выезжать нужно НЕ на машине. Очень тупо и неудобно. Какие будут штрафы, если не сделать ни то, ни другое, я пока не знаю, но, возможно, проверю.

Штрафы

Где-то читал и слышал, что после продления визы на машину, про которое я писал тут, и внесения её в какую-то базу, начнут приходить штрафы за нарушения. Ну, во-первых, в той базе, в которую моё авто вносили на продлении визы, оно уже там было, а во-вторых, непонятно куда и как они будут приходить. Ну и в-третьих, штрафуют тут скорее за езду по правилам, нежели за их нарушение.

Но вообще этот вопрос попробую изучить, погоняв под камерами или пообщавшись в чатах. Будет дополнено.

Общие впечатления

Подводя итог, скажу, что сильно меня атмосфера турецкого автомира не впечатлила. Да, когда я только въехал в страну, качество дорого радовало. И до сих пор отрадно, что здесь с этим всё хорошо. Климат другой всё же. Но в целом какого-то кайфа от вождения нет, особенно в самом Стамбуле. Много горок, на которые неприятно взбираться и мало свободных прямых путей.

Манера вождения турков меня скорее расстроила, ибо весь это хаос на дороге мне совсем не по душе. Да и страшно немного за новую машину. Если честно, я бы не рекомендовал сюда ехать человеку с маленьким водительским опытом.

Но в общем и целом — норм, кататься можно. Но если у вас прожорливая машинка, бюджет на топливо выделяйте побольше, бензин тут в два с лишним раза дороже чем в РФ.

--

--

Radegast

На данный момент пишу про свой опыт эмиграции и поиск нового места для жизни. А ещё про музыку и немного философию. Sometimes in English.