Школа будущего — какая она?

EVOLUT
4 min readJul 23, 2018

--

Реформа — это всегда слом определенной парадигмы, сдвиг привычной точки восприятия. Новая оптика и новый ракурс. В этом смысле особенно показателен мыслительный опыт школы будущего. Попробуем пофантазировать?

Современное образование перешло в онлайн. Лекции лучших университетов мира доступны в один клик, проекты вроде Сoursera делают элитарное знание доступным и близким. Чтобы получить доступ к лучшим мировым библиотекам, сокровищницам знаний, не надо даже выходить из дома.

Одновременно ценность высшего образования девальвируется. В современном мире вдохновляющего успеха добились те, кто и вовсе не окончил вуз, забросив его. Джобс, Маск, Цукерберг, Гейтс — далеко не полный список. Вуз больше не является альфой и омегой знания. Вуз — скорее творческая лаборатория, которая поможет сориентироваться в VUCA-мире и определиться с вашим призванием. Конкретные инструменты работы и soft skills осваиваются в процессе.

Залог успеха — правильно поставленная и понятая цель. Все меньше людей считают, что диплом некогда престижного вуза и другие внешние атрибуты успеха дают реальную путевку в жизнь. Профессионал сегодня — тот, кто понимает то, что знает. Одних знаний слишком мало. Поэтому и учитель в такой школе не носитель информации, а помощник и наставник в ее интерпретации в зависимости от ваших личных особенностей, жизненной миссии и персонального образовательного плана.

Каково в этом контексте положение традиционной российской модели образования? Сказать, что она устарела — ничего не сказать. Она безнадежно устарела! В современных классах обучают по лекалам середины прошлого века. Старшие классы российской школы заточены на подготовку к ЕГЭ и полностью профанируют созидательную часть обучения. Школа воспринимается как транзитная точка из детства в вуз. Hard skills, которые здесь формируются, не отвечают запросам времени. Гибкие навыки — тем более.

Так быть не должно.

Сегодня на первый план выходят такие навыки, как развитый эмоциональный интеллект, умение работать в команде, креативность и кругозор. Те, кто сочетают в себе эти качества, добиваются наибольших успехов. На топовые позиции в «Маккинзи» (а лучшие консультанты должны быть всегда на шаг впереди) выбирают не тех, у кого наиболее развиты аналитические способности, а эрудированных интуитов-эмоционалов. Те, на кого охотятся хедхантеры, обладают, казалось бы, взаимоисключающими навыками: активным воображением, развитым системным мышлением и мастерством исполнения. Но прежде всего это — личности.

Итак, цель школы — создать самостоятельно мыслящего человека. Свободную личность, готовую к созиданию в новом мире. Но как сделать это «здесь и сейчас» — в физической, то есть оффлайн, среде школы?

История знает немало успешных попыток. К примеру, лицей — в то смысле, как его понимали Аристотель (родоначальник жанра), Эпикур и другие античные менторы, которые воспитывали новые поколения во время прогулок в тенистых садах Эллады. В том смысле, который позволил пушкинской плеяде стать элитой своего времени. Царскосельский лицей был и даже по нынешним меркам остается инновационной образовательной площадкой.

Если вдохнуть новую жизнь в хорошо зарекомендовавший себя подход, его будет отличать несколько базовых принципов:

1) Кампус и атмосфера комьюнити. Это изолированное от внешнего мира место, желательно живописное, где ученики не только учатся, но и живут. Более того, ученики полностью отдают часть своей жизни школе, что помогает сформировать убеждение «лицейское братство больше, чем каждый из нас». Лицей — это определенный стиль мышления, клуб, принадлежность к которому определяет всю дальнейшую жизнь.

2) Меритократия. Совместное обучение одаренных детей состоятельных родителей и гениально одаренных детей из семей с невысоким доходом. Для первых учеба с маленькими «гениями» — высокая планка и мотивация к самосовершенствованию, для вторых — социальный лифт, в том числе благодаря полученным здесь связям.

3) Раздельное обучение. Период обучения — это время формирования человеческой «самости», выражаясь в терминах Юнга. Важно сосредоточиться на личностном развитии, общение с противоположным полом нужно дозировать.

4) Свобода и творчество. Здесь учат мыслить, поощряют развитие личной креативности, латеральное мышление, которое, тем не менее, идет рука об руку с системным.

5) Индивидуальный подход и персональная образовательная программа. Все люди разные, соответственно, никакого общего образовательного плана быть не может. Кастомизированное обучение — основа создание «несерийных» людей будущего.

6) Наставничество. Учитель — прежде всего ментор, а не носитель знаний. Наставник, гуру, сэнсэй. Обучение — реальные жизненные ситуации. Активное постижение мира происходит в формате моделирования реальных ситуаций борьбы за лидерство, за признание, успех. Особое внимание навыкам выхода из кризисных ситуаций.

7) Совмещение физического и духовного развития по модели Древней Греции «В здоровом теле — здоровый дух». Урок литературы на футбольном поле — обычное дело.

8) Интернациональность — важнейший аспект идеальной школы будущего. Не надо замыкаться в своей культуре, понимание глобального контекста — залог не просто толерантности, но и подлинной креативности. Увидеть ситуацию с разных точек зрения — значит понять ее. И тут обучение рука об руку с представителями других национальностей и рас — идеальный сценарий.

9) Персональная миссия — основа основ. Поиск и понимание своего места в мире, своего призвания и сверхзадачи — это то, для чего существует школа.

В мире будущего ценность гуманитарного знания неизбежно возрастет. Это будет своего рода возврат в мир свободы и созидания. Если компьютер может вычислять и писать код быстрее, эффективнее и дешевле человека, зачем человеку с ним конкурировать, заучивая придуманные до него алгоритмы?

«Я считаю, что через 10 лет спрос на специалистов по гуманитарным наукам будет больше, чем спрос на программистов или даже на инженеров», — отмечате предприниматель-визионер Марк Кьюбан. — В будущем понадобятся люди с особенным взглядом на вещи, которые смогут дать критическую оценку данным, собранным алгоритмами».

Высвободившееся время будет направлено на творчество и созидание в гуманитарной сфере. Нейросети уже сегодня умеют писать музыку и стихи, романы и концепции, но они делают это в подражание человеческим образцам. Если искусство — это воздух с других планет, то легкие, чтобы дышать этим воздухом, имеют только люди. Создавать новое из ничего — это наше стратегическое преимущество. И школа должна помочь в развитии именно этого навыка.

Такая школа уже не готовит к поступлению в вузы — на первый план выходит сам процесс, результатом которого является человек, его уникальный когнитивный стиль. В дальнейшем он может заняться чем угодно — предпринимательством, творчеством, разработкой инновационных продуктов, спортом, духовными практиками. Это свободная и уникальная личность, готовая жить в новом мире.

Заинтересовала тема? Мы немало думали над тем, какой должна быть идеальная школа будущего. И даже кое-что уже сделали — в рамках тендерного проекта на разработку стратегии школы-пансиона для одаренных детей «Летово».

Подробную презентацию вы можете запросить у наших консультантов — http://re-former.org.

--

--

EVOLUT

Студия интеллектуальных услуг