Князь Дмитрий Александрович Хилков. Политический деятель, толстовец, революционер.
Родился в семье князя Александра Дмитриевича Хилкова (1834—1887) и княгини Юлии Петровны (урожд. Джунковской) (1837—1916). Воспитанник Пажеского корпуса, затем офицер лейб-гусарского полка. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877—1878 гг. По окончании её служил в Закавказье, где познакомился с духоборами.
В 1884 году вышел в отставку и поселился в имении Павловки (современное село Павловка, Белопольского р-на, Сумской обл., Украина) в Сумском уезде Харьковской губернии. В 1885 году землю в триста восемьдесят десятин он продал по низкой цене крестьянам, а сам, оставив себе надел в семь десятин, стал жить личным земледельческим трудом. В 1887 году Хилков вступил в переписку с Львом Толстым и стал сторонником толстовства. Его дом превратился в центр толстовства. Сама Павловка стала известным центром толстовского движения.
Хилков был женат без церковного брака на Цецилии Владимировне Винер (1860—1922), дочери своего знакомого по Кавказу, полковника Владимира Ивановича Винера, и также последовательнице Толстого. Дети их не были крещены, что, по тогдашним российским законам, лишало их состояния и титула. Это вызвало крайнее недовольство матери Д. А. Хилкова Юлии Петровны Хилковой.
Соединив духоборчество со взглядами Толстого, Хилков стал проповедовать среди крестьян. К. П. Победоносцев в письме к Александру III от 1 ноября 1891 года указывал на развращающую деятельность Хилкова. В феврале 1892 года Хилков был выслан административно в Закавказье. Местом ссылки ему было назначено духоборческое село Башкичет Борчалинского уезда Тифлисской губернии. В 1896 году Хилков был переведен в уездный город Вейсенштейн Эстляндской губернии.
В 1898 году получил разрешение уехать за границу. После короткого визита в толстовскую колонию в Пурлее в Англии Хилков в августе 1898 поехал в Канаду, где осматривал места для предполагавшегося переселения духоборов и вёл переговоры с канадским правительством о переселении. Среди лиц, занимавшихся обустройством духоборов на новом месте, вспыхнули разногласия по финансовым вопросам. Хилкова обвинили в том, что при осмотре земли, предложенной канадским иммиграционным комитетом, он не обратил должного внимания на важные экономические и климатические факторы, потому что канадское правительство дало Хилкову взятку.
Поселившись в июле 1899 года в Женеве, где находилась его семья, Хилков сотрудничал с социал-демократом В. Д. Бонч-Бруевичем и В. М. Величкиной. Сотрудничал в толстовском издании «Свободная мысль» и участвовал в создании марксистского журнала «Жизнь». Сотрудничал он и в газете «Искра».
Начиная с сентября 1901 года Хилковым была издана серия революционных противоправительственных брошюр под общим названием «Народные листки». В числе их была брошюра, им самим составленная, «Об уличных беспорядках (Мысли военного)», призывавшая к вооружённой борьбе с правительством. Хилков советовал формировать «десятки» и боевые дружины для вооружённой борьбы. В 1902 году Хилков перешёл уже к прямой пропаганде массового террора, заявляя, что каждый революционер должен быть террористом. В этот период он идейно расходится с Л.Н. Толстым, который оставался верен идеям ненасильственного сопротивления . Толстой в личной переписке пишет критические отзывы о новых взглядах князя Хилкова. Сам же Хилков переходит к военному обучению (в том числе методам партизанской войны) местных крестьян. Во время революции 1905 года крестьяне Павловки и соседнего села Ястребиное, устроили беспорядки. Одно время существовала даже т.н. Ястребиная Республика, которая не подчинялась правительству. Во время этих беспорядков погибло много людей. Во многом шок от произошедшего вызвал тяжелый мировоззренческий и духовный кризис у князя, что предопределило его возвращение в православие.
В 1903 году князь Хилков вступил в партию социалистов-революционеров, входил в заграничный комитет эсеров. Активно участвовал в конспиративной работе революционеров.
После 1905-ого года Хилков вернулся в Россию и поселился в своем хуторе Павловки. Взгляды его вновь претерпели радикальное изменение: теперь он становится истовым православным и усерднейшим апологетом церкви. Бывший толстовец и бывший революционер уговаривает своих сыновей посвятить себя военной или государственной службе.
В 1910 году обе дочери князя, Ольга и Елизавета, покончили с собой, приняв яд. По свидетельству священника Николая Чепурина, близко знавшего семейство Хилковых, «девушкам приходилось быть между тремя совершенно различными и антагонизирующими влияниями: бабушкиным (Юлия Петровна Хилкова — мать Дмитрия Александровича — была закоренелой монархисткой), отца и матери (Цецилия Владимировна Винер — жена Дмитрия Александровича — непоколебимая сторонница толстовства). В результате этих трех влияний у них обеих в душе ничего не оставалось, никакой веры, никаких убеждений, кроме страшного хаоса и недовольства».
Когда началась война 1914 года, Хилков решил вновь поступить на военную службу. По личному распоряжению Николая II он был назначен войсковым старшиной Кубанского 3-го Хоперского полка, в котором служил еще в годы русско-турецкой войны. 15 октября 1914 года он был убит в Карпатах в разведке.
Дмитрий Александрович был похоронен в хуторе Павловки, рядом со своей дочерью. В октябре 2010 года на могилах князя и княжны были установлены памятники.
ЕГО СОЧИНЕНИЯ
Хилков Д. А. Террор и массовая борьба. // Вестник русской революции. 1905. №4. С. 225-261.
Хилков Д. А. О методе пчеловодства священника Юшкова. Сумы, 1912 г.
Хилков Д. А. Письма князя Дмитрия Александровича Хилкова: В 2 вып. Сергиев Посад, 1915-1916.
РелигиоМир. Религиоведение без границ