Китай — новый Lehman?
--
Если вспомнить, то на рынке китайской недвижимости разворачивается противоположный сценарий: если в Америке «мыльный пузырь» надувался за счет растущих кредитов, то есть спроса, то в Китае — за счет растущего предложения.
Растущее предложение в итоге привело к переизбытку, который в свою очередь вызвал отрицательную динамику на рынке жилья: падание продаж на 16,7% в январе/феврале текущего года, рост объема выданных ипотечных кредитов (за последние 10 лет прирост составил более 70%), а также массовый отток капитала в зарубежную недвижимость в связи с кампанией китайского Правительства по борьбе с коррупцией. Все это привело к падению цен, которые стало крупнейшим за последние 5 лет истории Китая.
Таким образом, ‘мыльный пузырь’ рынка недвижимости уже сильно раздут. Виден ли свет в конце тоннеля? Вряд ли.
Во- первых, быстрый рост Китая очень похож на езду на велосипеде: он едет хорошо до тех пор, пока скорость сохраняется. После того, как скорость снижается, он начинает «вилять». Именно поэтому управлять замедляющейся экономикой трудно.
Во- вторых, китайская экономика не сбалансирована, а такой экономике особенно трудно. Характерной чертой несбалансированной экономики является высокая норма сбережений и, следовательно, ее сильная зависимость от инвестиций как от источника спроса.
Однако при замедлении экономики замедляется и поток инвестиций: изначально инвестиции были сделаны исходя из годового роста в 10%, а с замедлением роста появляются избыточные мощности, при наличии которых обычно останавливаются или сокращаются инвестиции.
Это также объясняет, почему правительство Китая должно поддерживать рост страны: если оно будет не в состоянии этого сделать, то инвестиции сократятся, а последствия от этого могут оказаться разрушительными. Получается, что вся мировая экономика зависима от действий китайских властей и то, что происходит в Китае, будет иметь большое влияние на остальной мир.
За последние десять лет или около того, он был основным двигателем роста мировой экономики, следовательно, большой шок для Китая окажется большим шоком для всего мира.