ФРС vs. Банк России

DTI Research Center
3 min readDec 28, 2016

--

Когда ФРС в 2013 году дала понять, что конец политики количественного смягчения (QE) близок, последовавшая “истерика” вызвала волны шока, прокатившиеся по финансовым рынкам и экономике многих развивающихся стран.

Действительно, есть опасения, что повышение процентных ставок в США и, связанный с ним возможный рост стоимости доллара, могут вызвать хаос, который затронет правительства развивающихся стран, их финансовые учреждения, корпорации и даже домохозяйства. За последние несколько лет они заняли триллионы долларов, и поэтому теперь им придется столкнуться с реальным ростом стоимости этих долгов в местной валюте.

В наиболее уязвимом положении будут находиться страны с низким уровнем дохода, многие из которых зависят от экспорта топливно-сырьевых товаров. При росте цен на нефть экономика таких стран значительно окрепла: открывались новые месторождения металлов, расширялся экспорт топливно-сырьевых товаров.
Однако, когда цены на черное золото пошли стремительно вниз, экономики стран, привязанных к экспорту нефтепродуктов, заметно пошатнулись: снижаются кредитные рейтинги таких стран, сокращается приток капиталов, а также повышается риск нестабильности финансовых рынков.
Кроме того, в докладе Всемирного Банка сообщается о том, что чрезмерное удорожание доллара может повлечь за собой замедление «экономического подъема в крупнейшей экономике мира, что будет иметь неблагоприятные последствия для торговых партнеров США во всех странах мира». При этом повышение процентных ставок в США будет способствовать росту ставок в развивающихся странах, тем самым еще больше увеличивая стоимость обслуживания долга.

Теперь же вспомним о последствиях внезапного повышения ключевой ставки ЦБ РФ в декабре 2014 года.

Резкое повышение ключевой ставки в середине декабря привело к параличу банковской системы, панике на рынке РЕПО, остановке кредитования, бегству из депозитов. Тогда спрэд между межбанковской ставкой и ключевой ставкой ЦБ достигал безумных 13 п.п, что превосходило худший эпизод кризиса 2008. Почти сразу посыпались долговые и фондовые рынки России. «Грохнулся» валютный рынок. Всего за один день банковская система России стала банкротом. Банки или другие финансовые учреждения, которые не имели полностью захэджированных рыночных позиций, попали в ситуацию отрицательного капитала (когда текущие обязательства по рыночной оценке превышают все активы банка).
Если инвалютные долги привести по курсу, который был во вторник, то система была на грани катастрофы, т.к. многие банки показывали отрицательный чистый баланс (не считая убытков от обрушения рынка).

Иными словами, решение ФРС о завершении политики нулевых ставок вызовет серьезные проблемы в мировой экономике, а резкое повышение ставки в России оказало большое влияние только на экономику внутри страны. Вышеперечисленное свидетельствует о главенствующей роли США на мировой арене, косвенным подтверждением чего также может послужить тот факт, что бывшие главы ФРС сейчас работают советниками в крупнейших инвестиционных домах и хедж-фондах.

Например, Бен Бернанке занял пост старшего советника крупнейшего облигационного фонда Pacific Investment Management Co (PIMCO), а Алан Гринспен был назначен на должность старшего советника Deutsche Bank.

Также нельзя не упомянуть о зависимости российского ЦБ от валютной выручки: парадоксальным звучит то, что длинные рубли требуют покупки долларов. Однако это действительно так — наша страна привязана к количеству входящего долларового потока, и если наличие коротких рублей ЦБ может обеспечить самостоятельно, то для наличия длинных денег в стране необходима продажа долларовых активов. Таким образом, банковская система нашей страны находится еще на этапе развития и требует активного проведения реформ, а начавшийся в России банковский кризис лишь усугубляет сложившуюся ситуацию.

Unlisted

--

--