Китай. Рейтинг и компании-зомби

DTI Research Center
3 min readMay 28, 2017

--

Moody’s понизило кредитный рейтинг Китая впервые с 1989 года: с Aa3 до A1. Это аналогично снижению с AA- до A+ по системе S&P и Fitch. Также агентство понизило рейтинг эмитента Гонконга в иностранной и национальной валютах до “Aa2” с “Aa1”.

Реакция рынка:

  • акции в Шанхае упали до самого низкого уровня за восемь месяцев,
  • юань и австралийский доллар ослабли,
  • риски дефолта выросли,
  • доходность 5-летних гос. облигаций Китая выросла с 3.8% до 3.95% после анонса, однако к полудню уже вернулась к прежнему уровню.

Причина в растущем долге на фоне замедления экономики.

Moody’s:

“Стартовавший процесс реформ с большой вероятностью не сможет остановить дальнейшее увеличение долговой нагрузки на экономику и, как следствие — обязательств для государства. Темпы роста ВВП при этом продолжат замедляться, усложняя китайским корпорациям обслуживание накопленных займов.

Так, за первый квартал общий долг экономики КНР, который оценивается официальным показателем суммарного социального финансирования (Total Social Financing), вырос на 6,93 триллиона юаней, или 1 триллион долларов. Сумма долговых вливаний, осуществленных за три месяца, превысила размер ВВП Мексики и стала рекордной за все время статистики. ВВП за тот же период прибавил всего 1,2 триллиона юаней. Иными словами, на каждый доллар нового долга экономика КНР давала лишь 17 центов нового ВВП”.

Аналитик Bloomberg Intelligence Том Орлик:

“Решение о понижении рейтинга было принято как нельзя некстати. Именно сейчас Китай стремится открыть свой рынок облигаций для иностранных инвесторов, упрощая процесс инвестирования во внутренний рынок через Гонконг. Оценка Moody’s усложнит привлечение зарубежного капитала, особенно на фоне медленных структурных реформ. Однако оно не будет иметь для страны настолько негативного эффекта, который бы оно имело для других государств с высокой зависимостью от иностранного капитала (у Китая она составляет 12% от ВВП против 30% ВВП в среднем для развивающихся рынков, по данным МВФ).

Объем китайских облигаций, принадлежащих иностранным инвесторам, упал в конце марта до 830 млрд юаней ($120 млрд) с 853 млрд юаней на конец декабря, следует из данных Центробанка КНР. Это менее 1,5% от рынка всех китайских бондов объемом 63,7 трлн юаней, или порядка 3% рынка облигаций. Несмотря на слабую зависимость от зарубежных финансов, аналитики Moody’s считают, что Пекину стоит упрочить основу своей национальной экономики и провести болезненные реформы. В прошлом власти уже обещали снизить риски в финансовом секторе, однако в экономике по-прежнему доступны дешевые кредиты. Кроме того, некоторые отрасли накопили очень большие долги в иностранной валюте”.

Еще одна важная проблема — стоимость обслуживания долга. По данным Reuters, она является неподъемной для каждой четвертой компании, имеющей листинг на бирже: такие фирмы существуют по принципу финансовой пирамиды, оплачивая проценты по кредитам за счет нового долга.

Главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова:

“Компании-зомби Китая — это в основном компании промышленных секторов (угледобывающая и алюминиевая, черная металлургия, цемент, стекольная промышленность), характеризующиеся излишними производственными мощностями и высокой долей убыточных компаний, продолжающих свою деятельность за счет кредитной поддержки банков и правительства. При этом правительство КНР де-факто оказалось в тупике: в 2015 году был принят план очистки экономики от “живых трупов”. Предполагалось сократить избыточные мощности на 10% и закрыть 345 корпораций-призраков.

Однако такие меры приведут к потере 4,3 млн рабочих мест и потребуют от 24 до 73 млрд долларов дополнительных затрат. А это может вызвать социальные волнения, что в свою очередь ставит под вопрос возможность реализации такой программы действий”.

[#макро #финансы]

Назад к Дайджесту

Unlisted

--

--