Редизайн Ленты.ру, окончание

Антон Григорьев
5 min readApr 11, 2014

--

Окончание рассказа с мастер-класса Галины Тимченко в Школе новых медиа

Начало.

Кастомные шрифты

К вопросу об ошибках, которые мы сделали.

У нас кастомные шрифты. Это отдельная боль. (Но теперь уже не моя.) Потому что в мобильных приложениях грузятся они… не сразу.

Тут либо договариваться с арт-директором и дизайнером, а у нас арт-директор и дизайнер — не кремень, а прямо-таки алмаз. Договориться с ним невозможно. Он заставлял верстальщика переделывать картинки из-за одного пикселя. Либо просто командным порядком менять шрифты на какие-то похожие, то есть отказываться от кастомных шрифтов.

Кроме всего прочего они ещё и денег стоят. В условиях стартапа или небольшого сайта это непозволительная роскошь. Мы тут уже вот так сделали: *показывает козу*. Не нужно этого.

Системы комментирования

Незадолго до редизайна мы закрыли форум. Совсем.

  1. Мне надоело.
  2. Не хотелось тратить деньги на круглосуточное поддержание псевдодискуссии, которая там велась.

Мы долго искали себе партнёров и смотрели разные системы комментирования. Наконец, нашли, но заказали им особые условия.

Например, есть у вас некие поклонники на сайте, которые регулярно замусоривают вам форум чем угодно. Таких много, больных людей вообще много.

Мы заказали поставщикам такой способ иезуитского бана, когда то, что пишет человек, видит только он и администратор. Ну и всё. Они бьются в истерике:

Почему мне никто не отвечает? Я вас тут всех обзываю…

А его видят только модератор форума и он сам. По-моему, хорошее решение. Хитрое.

Системы комментирования мы выбирали специально, чтобы держали наши нагрузки. Очень многие хотят прикрутить систему комментирования из какой-либо социальной сети или блогоплатформы.

Мы знаем блогоплатформы, которые ломаются столько, сколько живут. Или не грузятся столько, сколько живут. Или они под какими-то странными DDoS-атаками: вроде как DDoS, а вроде как и нет, но ничего не грузится.

Выбирая систему комментирования, нужно понимать, какую нагрузку ей нужно держать. Форум приносил нам 6 миллионов хитов в месяц. Для Ленты это немного. Для ленточных 124−137 миллионов это погрешность.

Фотовизуальный трафик

Мы закрыли форум и потеряли 6 миллионов хитов. Давным-давно до редизайна мы отказались от перезагрузки страниц в фотогалереях, на чём потеряли ещё 4 миллиона хитов.

В совокупности мы потеряли больше 10 миллионов хитов, а это почти 10% инструментария. Поэтому нам нужно было понимать, откуда мы будем брать трафик, откуда будем его наращивать.

Мы проанализировали, сколько фотовизуального трафика производят иностранные СМИ, и выяснили, что в среднем он составляет у них до 8%. Это реально много. Мы посмотрели, сколько он составляет в старой Ленте, и увидели цифру 0,5%.

Это и была точка роста, которая должна была заменить нам трафик, потерянный из-за форума и фотогалерей. В результате за год наш фотовизуальный трафик вырос с 0,5% до 5%. И, как ни странно, время на сайте увеличилось.

Понимаете, в чём дело:

Ваши настоящие или будущие пользователи и читатели всегда поймут, когда с ними играют в открытую и честно.

Мы отказались от перезагрузки фотогалерей. Плюс, у техотдела одной из главных задач была скорость загрузки страниц.

Быстро грузятся фотографии, их много, они очень хорошего качества, в хорошем разрешении. Время на сайте растёт и читатель оценивает, что мы…

Грубо говоря, если вы — хороший серьёзный сайт, нефиг семечками торговать. Не надо тырить по копеечке. Широту читатель всегда оценит. Время на сайте растёт, и хиты тоже растут, хотя мы отказывались от этого.

Ошибки конкурентов

Когда мы ещё только смотрели макеты, вышло интервью Михаила Котова (тогдашнего главного редактора Газеты.ру) по поводу того, как они видят свой редизайн.

Я схватилась за голову, позвала всех и сказала: «Отменяем редизайн, мы говорим одними словами, всё будет одинаково, у нас будет 2 одинаковых дизайна. Я не понимаю, что делать. Стоп машина. Ничего не делаем, умираем».

На что мои сотрудники, среди которых большинство мужчин, сказали:

Хватит истерить, ничего мы не умираем. Посмотрим. Они же выкатятся. А у нас ещё 2 месяца. Спокойно.

Они выкатились, и я поняла, что слова — это одно, а дела — это совсем другое.

Ошибки, которые я увидела при редизайне Газеты.ру:

Доверили конструкт сайта юзабилисту

В отношении сайта и в отношении социальных сетей я сторонник того, что это ваш контент и ваш читатель. Отдавать его в чужие руки — это преступление. Если и отдавать его в чужие руки, то в заботливые, которые вы знаете, и когда вы точно понимаете, что они вам ничего не испортят. В родственные, грубо говоря.

Своё животное, когда уезжаете, вы наверняка или отдадите в очень хорошую гостиницу, или попросите любимую тётушку прийти и покормить. И застанете своего кота на 2 кг больше, потому что тётушка боялась вас обидеть.

Вам нужна «тётушка» для юзабилити, то есть те специалисты, которые относятся к вашему бренду как к своему.

Поэтому стартаперам я бы не советовала брать юзабилистов. Все новые или неизвестные бренды для юзабилистов — это просто конвейер. Они выдают стандартные пользовательские сценарии.

Нужно самому изучить пользовательские сценарии, нужно самому изучить пути по сайту. Какой бы юзабилист сказал мне, какая самая-самая кликабельная точка в старой Ленте?

  1. Оказывается, справа от Лента.ру — зелёненькие тоненькие стрелочки «Обновить». Я их вообще там не видела.
  2. Вторая самая горячая точка на сайте — ссылка «Полный текст» под «Лента.ру», картинкой, заголовком и небольшим анонсом.
Главная страница lenta.ru, ноябрь 2012

Юзабилист, может, и скажет, но не сочтёт это важным для вас. Поэтому всё-таки нужно иметь своего юзабилиста или аналитика, каким для меня был Саша Амзин. Либо это должен быть человек, который любит и знает ваш бренд.

Пожалели весь свой контент

Любой редизайн ставит вас перед вопросом: что будем резать? Если смотрели «Покровские ворота», нужно самой себе сказать: «Резать к чёртовой матери».

До сих пор бумажные привычки живут и процветают. Я выдержала дикий бой со своим литературным редактором, который говорил: «А если человек захочет увидеть вот что-то такое, как мы будем организовывать архивы наших лонгридов?»

В этом смысле я всегда говорю грубо, и мне легко, потому что новости — это то, что хорошо сегодня.

Новости — это то, чем завтра, извините, подтирают, что придётся.

Никто здесь не Достоевский и не Лев Толстой. Новости живут в сети 12−36 часов. Лонгриды живут 2 недели. Исключением было письмо Толоконниковой, которое живо до сих пор и собрало миллион хитов. Но это исключение, и жалеть такие вещи нельзя. Газета.ру пожалела весь свой контент.

У неё были 2 меню: собственное и читательское. Им так было жалко собственных усилий кистевой мускулатуры, что они весь этот огромный контент запихали в новую оболочку, не перекроив, не перестроив и не отказавшись от половины.

Поэтому они и просели. После перезапуска они серьёзно потеряли в ядерной аудитории, а для них возвратность ядерной аудитории важна. И серьёзно потеряли во времени на сайте. Мне кажется, что это были 2 их основные ошибки.

Понравилось — подписывайтесь

Текст подготовил Антон Григорьев.

--

--