ФАКАПЫ при ГОРЯЩИХ ДЕДЛАЙНАХ (часть первая)

или “что-то пошло не так”

Anastasia Romanova
4 min readMar 26, 2019

Если вы не совсем новичок в деле видеопроизводства, то наверняка сталкивались с ситуацией, когда вы работаете над роликом для клиента и вроде все хорошо, но в какой-то момент “что-то идет не так”, а срок сдачи, как всегда — “надо было вчера”.

когда дедлайн совсем близко

Случиться на финальной стадии работы может что угодно — от неожиданных правок клиента (из серии “все классно, только перемонтируйте все нафиг, как-нибудь по-другому”) и невнимательности монтажера до технической ошибки (самая наша адская боль — когда вдруг по неведомым причинам в программе слетает проект и ты ничего не можешь сделать).

Лирическое отступление: На Руси есть два любимых вопроса
(если верить поговоркам и народной мудрости) —
“Кто виноват?” и “Что делать?”.

Так вот, в момент Х, когда “что-то идет не так”, по русскому обычаю, большинство начинают выяснять отношения и пытаться найти виноватого в ситуации, оштрафовать его и, как следствие — начинают писать клиенту, почему ролик завтра сдан не будет (ну или не был сдан вчера). Только вдумайтесь: кучу времени потрачено на то, чтобы “наказать виновного” и придумать красивое оправдание тому, что произошло.

Что, на мой взгляд, вместо этого нужно делать: забыть про первый вопрос (“кто виноват?”), и сосредоточиться на втором — то есть понять, ЧТО ДЕЛАТЬ и КАК ИСПРАВИТЬ нынешнее положение вещей. Практически из каждой ситуации реально найти выход, и сдать видео в срок, если не тратить время на выяснения отношений.
(Если вы при всех возможных раскладах не сможете сдать ролик до обозначенного дедлайна — конечно нужно предупредить клиента в первую очередь, но это совсем другая история).

Скажу честно: этот “инсайт” по работе в кризисных ситуациях я получила во время работы с одним из наших клиентов. А дальше этот подход я применяла из раза в раз. И он реально действует.

сегодня расскажу о факапе при монтаже Youtube-ролика

Вот разбор недавней ситуации.
Без имён, чтобы не обижать никого:)
Необходимо было за 2 недели смонтировать ролик с англоговорящим спикером для Youtube-канала. Монтажер работает на удаленке.
Он получил материалы, ТЗ, и указание по срокам сдачи. 2 недели мы работали над роликом, над переводом спикера, правками, озвучкой и прочими штуками.
Наступает утро понедельника (день до дедлайна — выхода видео на ютубе). Я присылаю озвучку монтажеру и последние пару правок.
Он мне пишет: “Супер, сейчас поработаю пару часов, а потом продолжу в среду, тк уезжаю, ок?”.
У меня ступор. Какая блин среда, у нас во вторник ролик готовый на ютубе выйти должен!..
И вот, 1 вариант выхода из ситуации: вступить с ним в длительную полемику, почему он забыл про сроки, пытаться заставить его отказаться от поездки, пригрозить штрафом за невыполненную работу… Но это все — трата драгоценного времени.
2 вариант (который я и выбрала): без лишних слов, я попросила собрать проект и материалы на хард-диск и привезти его мне. Позвонила Кате, попросила оперативно приехать и спасти нас (на удивление, она оказалась свободна в тот день). Через полтора часа все уже были на месте, и мы продолжили работу над видео. Вдобавок еще выяснилось, что монтажер многие мои правки еще не внес, и мы по факту начали работу с нуля (ну прям по классике, чтобы жизнь малиной не казалось).
Да, было неприятно. И да, нас ожидала бессонная ночь и еще очень нервный день вплоть до загрузки видео на Youtube.
Но — мы сделали это.
Ролик вышел как положено, клиент был доволен, никто не пострадал (кроме нашего сна и нервной системы).

это мы, когда приходится за сутки разбирать тонну материала

И нет, это не значит, что нужно просто забить после этого на то, что произошло. После удачной сдачи ролика надо постараться разобраться, что именно привело к тому, что вы попали в такую ситуацию.
Но искать ошибку именно в процессе, и исправить ее в следующий раз.
Например, в данном случае, очевидно не хватило моего контроля ситуации, так как я по доверию не требовала (как обычно я это делаю) от монтажера высылать новые версии видео после каждых правок, это была моя ошибка. Мы дотянули до последнего с озвучкой, потому что слишком долго “доводили до идеала” текст переводчика — тоже косяк. Исправили, пошли дальше. Больше в такую ситуацию именно с таким сценарием мы не попадем.
Это не страхует нас от других ошибок, конечно.

Ну, и если вам угодно — потом, конечно, можно и отношения выяснить. Если вы вобще хотите тратить свое время на это.
Если же человек постоянно подводит вас — то тут уже совсем другая история (тут просто нужно прекращать сотрудничество).

Я, безусловно, рассказывала про пост-продакшн, такие ситуации могут случаться и на препродакшене, и во время съемок. От ошибок не застрахован никто, ни на каком этапе. Об этом еще как-нибудь расскажем в другой раз;)

В общем, к чему это я. Забудьте про вопрос — “кто виноват?”. Он просто бесполезный. Всегда лучше сначала отвечать себе на вопрос “что делать?” и переключаться на действия. В кризисных ситуациях просчитывайте всевозможные варианты, и принимайте решения быстро, не бойтесь ответственности.

--

--