Полтора дня в Вильнюсе

Roman Sudolsky
8 min readFeb 28, 2016

Самое время для запуска трэвел-блога: фотографировать я еще не научился, зато уже разучился писать.

Из прошлого поста известно, что восемь месяцев назад мы переехали из Киева в Минск — по зову карьеры. Я также писал о том, что одним из безусловных преимуществ белорусской столицы является близость к Литве и Польше, а оттуда можно дешево летать по Европе. Минск и сам по себе побуждает к путешествиям, потому что это довольно скучный город. Но об этом — уже в следующем посте.

А сегодня — о Вильнюсе, том самом хабе, который для минчан является основными воротами в Западную Европу и на Балканы.

Президентский дворец. Laisve — “свобода” по-литовски

И еще одно отступление. Предыдущие пару лет мы выбирали для путешествий что-нибудь поюжнее и повосточнее — Гоа, Шри-Ланку, Стамбул. Сейчас и география, и рабочая загрузка оставляет нам только один вариант — туры выходного дня по городам Европы. А мы и не очень против.

Не было никаких вопросов по поводу того, какой город мы посетим первым. Шенген мы получали в визовом центре Литвы, и начать освоение Европы именно с Вильнюса нам диктовало все: здравый смысл, бюджет и даже закон. Это путешествие идеально для тура выходного дня — из Минска ходят вечерние и утренние поезда, которые довозят в столицу Литвы за два с половиной часа. В моей практике это кратчайший путь, связывающий две столицы. Купить билеты можно на сайте rw.by, там же можно пройти электронную регистрацию и садиться в поезд только с паспортом. Бумажных билетов не нужно.

Уже не первый раз, планируя поездку, мы искали жилье через Airbnb. Проверено — практически в любом европейском городе сервис позволяет снять квартиру по цене хостела. Пока почти каждый наш опыт был удачным, но кое-какие нюансы в отдельных случаях тоже были.

В Вильнюсе как раз был такой существенный нюанс. Мы сняли квартиру с очень хорошим рейтингом и умеренной ценой ($64 за двое суток, включая сборы Airbnb). Приехали в пятницу поздно вечером, хозяин квартиры даже подобрал нас на вокзале и привез в спальный район на окраине. На машине путь занял до 10 минут, а хозяин рассказал, на каком автобусе мы сможем вернуться в центр утром.

Утром выяснилось, что единственный автобус, связывающий эту местность с центром города, по выходным ходит раз в полтора часа. К сожалению, владелец жилья нас о такой особенности не предупредил, потому в первый день мы простояли на остановке минут 20, прежде чем заподозрили неладное. Из расписания выяснилось, что до ближайшего автобуса — час, который мы переждали в торговом центре рядом с нашей квартирой. В общем, если планируете передвигаться на общественном транспорте, то лучше селиться вблизи троллейбусных маршрутов — они в Вильнюсе гораздо активнее.

Этюд в кирпичных тонах

В торговом центре, где мы дожидались автобуса, был ресторан Forto Dvaras — сетевое заведение местной кухни. Там мы заказали хваленые цеппелины (начиненные фаршем картофельные клецки огромных размеров). Заказали большую порцию, собираясь съесть одну на двоих, но почти половину оставили, не доели. Их было слишком много, да и на вкус не сильно впечатлило. Ничего, вкусняшки были еще впереди.

Автобус ехал до центра около 20 минут. Увидев в окно одну из главных достопримечательностей Вильнюса — возвышающуюся над Старым городом башню Гедимина — мы вышли на ближайшей остановке и направились к самой башне. Подняться к ней можно на фуникулере, но мы решили пойти по брусчатому серпантину пешком.

Башня Гедимина

Вход в саму башню — 4 евро. Внутри скромная музейная экспозиция на трех этажах и смотровая площадка, ради которой, в общем-то, туда и стоит идти — оттуда открывается классный вид на Старый город.

Перед отъездом я бросил в Facebook клич с просьбой дать советы по обязательным для посещения местам Вильнюса. Среди отозвавшихся была моя коллега Лена, которая одолжила нам буклет «Один день в Вильнюсе» с картой Старого города — там сосредоточено почти все самое интересное для туриста. В итоге мы двигались практически полностью по предложенному на карте маршруту, а текстовые комментарии к нему позволили мне сыграть роль гида.

Основная часть этого маршрута пролегает по улице Pilies (Пилес). Мне она напомнила Андреевский спуск, разве что здесь больше исторических зданий и кафешек, а подъем не настолько крутой.

улица Пилес

Есть смысл сворачивать с Пилес в дворики — практически в каждом можно обнаружить что-нибудь интересное. Например, Мадонну.

Вообще, исторический центр Вильнюса очень компактный, его можно обойти за пару часов. Нагулявшись по Старому городу, мы отклонились от Пилес и перешли по маленькому мостику маленькую, но живописную речку Виленку.

Этот район Вильнюса называется Ужупис, в переводе с литовского — “Заречье”. В Ужуписе — своя атмосфера. Нам понравился и город в целом, но эта его часть оставила самые яркие впечатления. Ее называют “вильнюсским Монмартром” — это отдельный мирок, где живет много представителей творческих профессий. В 1997 году Ужупис стал “республикой” — его население провозгласило шуточную независимость. У республики есть собственная конституция — на одной из улиц есть ее полный текст на многих языках, в том числе — на украинском.

Кстати, о языках. Показалось, что русский здесь — язык люмпенов. На русском в Вильнюсе говорят бомжи, сотрудники “Макдональдса”, таксисты, охранники привокзальных кафешек и уличные торговки. О неприязни литовской молодежи и интеллигенции “ко всему русскому” нас предупреждали не только в Минске, но и в самом Вильнюсе — те немногие из местных, с кем мы здесь познакомились. Это не означает, что русскоязычный автоматически нарвется на агрессию, но и симпатию встретишь далеко не везде. Лично мы антипатию ни у кого вызвать не хотели, потому общались, в основном, на украинском и английском.

Ужупис, несмотря на свое название, очень уютный и симпатичный район. Тут витает неуловимый дух свободы, на балконах гордо восседают собачки, много маленьких ярких машин и приятных заведений. Одно из них настолько нам понравилось, что мы за сутки посетили его дважды. Это легендарный Snekutis — небольшой трактир с вкусным пивом и хорошей местной кухней по очень умеренным ценам. В теплое время года здесь можно сидеть и на улице, за деревянными столами, но зимой все посетители вынуждены ютиться внутри — в небольшом помещении, увешанном кучей забавного хлама. Здесь все очень демократично, официанта дожидаться не принято — идешь за стойку и делаешь заказ. Нам понравились картофельный пирог, рагу со свининой и овощами, а к пиву — местные сухарики с чесноком. Название самого вкусного пива не помню, но любое местное разливное — на уровне. Очень душевное место.

В “Шнекутисе” я попробовал и широко известную в узких кругах местную настойку “Жальгирис”. Ее крепость — 75%, потому эти 50 граммов я брал приступом в несколько заходов. Из трактира мы вышли сытыми и очень веселыми, внезапно обнаружив, что уже стемнело.

Вечерний Ужупис

Из сказочного Ужуписа мы вернулись в Старый город и добрели до проспекта Гедимина — главной улицы города. В ее окрестностях мы решили продолжить вечеринку в сидр-баре “Саркози”. Выпили бутылку вкусного сидра и уже собирались уходить, как вдруг за одним из соседних столиков обнаружили главного редактора TSN.ua Катю Коберник с ее местными знакомыми. Остаток вечера провели с ними — сначала в «Саркози», потом в виски-баре Mouse and Lion. Оба заведения тоже смело рекомендуем, но тут уже вполне европейские цены (в районе 5 евро за коктейль и 8–10 евро за бутылку сидра). Возвращались на такси — оказалось, что в Вильнюсе оно стоит вменяемых денег, если заказывать по телефону. На нашу окраину мы доехали за 8 евро. Попросить вызвать такси можно бармена или официанта— скорее всего, не откажут.

Вечерний поезд на Минск отправляется в четверть седьмого, так что назавтра у нас было больше чем полдня на осмотр доселе невиданного. Но мы предпочли закрепить пройденный материал — снова прогулялись по проспекту Гедимина, зашли в Старый город, осмотрели знаменитый костел Святой Анны, до глубины души потрясший Наполеона, и направились в Бернардинский сад.

Костел Святой Анны

Из этого парка видна тропа на Холм Трех Крестов, с которого открывается едва ли не лучшая панорама, чем с башни Гедимина. Но мы решили оставить покорение холма на визит при более благоприятной погоде и, миновав еще один мост через Виленку, погрузились в уже почти родной Ужупис. Там нас снова ожидала вкусная еда и пиво в “Шнекутисе”, а потом мы посетили небольшое, но очень атмосферное Бернардинское кладбище.

Бернардинское кладбище

Оставшееся до вечернего поезда в Минск время мы потратили на покупку мелких сувениров и пешую прогулку на вокзал. Смысла брать местный алкоголь в супермаркете, как оказалось, нет — минский поезд отправляется со специального перрона, где оборудован магазин DUTY FREE. Там бывают довольно заманчивые акции. Единственное — приходить на перрон нужно загодя, потому что пассажиры минского поезда усиленно тарятся в “дьютике”.

Вообще, минчане редко ездят в Вильнюс любоваться красотами Старого города (особенно если это уже не первый визит). Основной целью приезжих белорусов, как правило, является шопинг. В Вильнюсе есть несколько крупных торговых центров, главный из которых — “Акрополис” — лежал как раз на полпути между нашей вильнюсской квартирой и Старым городом. Проезжая мимо него, мы оба раза мужественно отворачивались в сторону: первое знакомство с городом должно быть не таким. В Вильнюс мы планируем приехать еще не раз и не два.

И почти в самом конце — не про Вильнюс. Вернее, и про Вильнюс тоже, но и про какой-то баг “Медиума”. Сначала я подгрузил сюда много фото, тасовал их так и сяк, перемещал по тексту, некоторые удалял. Но вот этот снимок памятника Тарасу Шевченко стал как вкопанный — ни могу ни удалить, ни вообще сделать с этим снимком хотя бы что-то. Высшие силы хотят, чтобы это фото было здесь — пусть будет. А под ним — еще несколько симпатичных картинок.

За помощь в обработке фотографий спасибо Оле Закревской.