“Маленькая жизнь” - Ханья Янагихара. BookChick

Юля Рябчик
4 min readJan 9, 2017

--

Маленькая жизнь” ворвалась в литературные просторы как скорый поезд Киев-Львов и сбила всех, кто ее прочел

О ней написано в каждом пятом Твиттере, Фейсбуке, модные журналы публикуют отрывки, ее перевод на русский называли самой ожидаемой новинкой, а после выхода ее подчистую смели с прилавков. Как же так? Почему “Маленькая жизнь”, которая больше похожа на подпопник для низкорослых, стала такой популярной?

Тяжело описать сюжет этой книги, поэтому все предпочитать писать, что каждый читатель видит в ней свое. Для одних это рассказ о привелигированных жителях Нью-Йорка из серии "богатые тоже плачут", для других социальный гей-текст, для третьих быт современного общества деятелей искусства. Я увидела в этом романе ту самую жизнь, которую каждый проживает, не думая, что это может стать основой для романа. В ней взлеты и падения, и только от восприятия зависит, была она хороша или так себе. Весь текст я задавала себе вопрос - а что, если бы герой отпустил свое прошлое и наслаждался настоящим, что было бы? Или осознает ли он, насколько на самом деле счастливчик.

Есть один момент, который меня удивил, потому что ни одна прочитанная мной рецензия его не коснулась и это спойлер, но я бы предпочла о таком знать - в тексте много сцен сексуального насилия, больше всего - над ребенком. И это жутко. Во-первых, потому что описаны они очень живо. Во-вторых, потому что это знатно тебя встряхивает и ты начинаешь думать об этом. В моем мире розовощеких пони нет педофилии, жестокости и самоубийств, а "Маленькая жизнь" как бы говорит - эгегей! Очнись! Это кругом! Но это настолько страшный вопрос, что о нем можно очень долго говорить. Опишу всего два личных итога: одну ночь из-за книги я не смогла уснуть, потому что сердце выпрыгивало из горла; теперь я хожу и присматриваюсь к детям со взрослыми.

У текста очень сложная структура. В нем нет одного рассказчика, временами сложно понять, кто и о ком сейчас говорит из-за отстраненности повествования, нет конкретного времени, более того - даже нет временных рамок. Получается, что начинается все в современное время, а заканчивается в будущем. Но автор не трогает ничего постороннего - ни политику, ни технологии. Роман очень закрытый - в нем есть люди, искусство, путешествия, при этом все герои выдуманы, все города реальны, а предметы искусства 50/50. Во время чтения мне не хватало сносок, но переводчики объяснили свое решение желанием погрузить читателя в атмосферу. Получилось очень хорошо, многие события живыми картинами проносятся перед глазами (и ты не всегда этому рад), но какой-то сайтик со всей музыкой, картинами и домами, описанными в романе, я бы пролистала с удовольствием.

С самого начала автор говорит, что в книге четыре главных героя - студенты Джей-Би, Виллем, Малкольм и Джуд. Она показывает их со всех сторон, дает каждому слово, описывает характер, привычки, мировоззрение. А потом как рыбок в пруд запускает еще бесчисленное количество людей. Их жизни так плотно переплетаются, истории скатываются в клубок, в узел, что ни одни из них не теряется, поэтому имена и связи стоит запоминать с самого начала (тут не помешало бы древо связей, как на развороте дневника Лоры Палмер). Временами меня охватывало удивление - да как вообще может столько людей дружить столько лет? Я им даже завидовала временами. И в итоге получилось, что "Маленькая жизнь" - это роман о дружбе. Как она бывает спасительна, сколько она забирает сил, времени, нервов, но сколько ты получаешь в итоге. Не о любви, что привычнее, а о дружбе, в котором практически нет женских персонажей - в центре события мужчины. Янагихара как-то призналась, что хотела написать роман вообще без женских персонажей, потому что у мужчин нет языка для описания эмоций. Женских персонажей в тексте мало и они незначительны, а вот эмоций через край. До смеха книга не доведет, а до истеричных надрывных рыданий еще как.

В общем, это роман-качели. Горе длинною в жизнь, радость минутна, но сконцентрирована, успех головокружителен, а характеры неизменно скромны. И пусть меня забьют тряпками, но Янагихара обрисовала не столько добрых, хотя они добры само собой, сколько травмированных людей, которые на фоне своих утрат обнаруживают возможность их заполнить. И эта гнетущая циничная, наверное, мысль не дает мне покоя - неужели, чтобы найти настоящего друга, надо найти человека, который совпадет с вами как пазл душевнми травмами?

Вообще, у меня осталось несколько и более позитивных мыслей для размышления после "Маленькой жизни":

- успех придет, прикладывайте усилия и все будет
- отношения важны, дружба важнее. Дружить сложно, но оно того стоит
- ни одна жизненная проблема не достойна того, чтобы о ней молчань. Молчание разъедает вашу натуру, душу, ество изнутри. Даже если кажется, что никто не в состоянии помочь, проговорите проблему вслух. Именно этот вопрос задел меня больше всего, а со стороны это лучше видно - молчать значит оставлять яд внутри. Пусть лучше называют нытиком, чем если душевная нестабильность доведет до самоубийства.

Двумя словами - сложная книга. Я бы не советовала читать ее всем. Если вы юны и впечатлительны, отложите до времен, когда будете считать себя потертым бывалым сапогом. С другой стороны, это хорошая таблетка для душевно-нестабильных со склонностью к самотравмированию - опосля не захочется.

--

--

Юля Рябчик

Писатель в 4 блокнота. Книжная познавательно-развлекательная рассылка 🐣 t.me/bookchick