“Остаемся зимовать” Шейн Джонc. BookChick

Юля Рябчик
5 min readFeb 15, 2017

--

В то время, как у большинства людей февраль — это “достать чернил и плакать”, для меня февраль — это “конец полетам”. Не Пастернак, а Шейн Джонс. Несколько лет назад прочитала “Остаемся зимовать”, случилось это аккурат в феврале, и вот теперь у меня есть традиция — каждый год в феврале читать сказку о Феврале. Это короткий роман, его даже часто называют новеллой или притчей, на его чтение вы потратите часа 2–3 и он отлично вписывается в категорию #самолетноечтиво, и настроением заряжает таким мечтательно-добро-романтично-легко-грустным. Отличная сказка.

Иллюстрация Люси Рябухиной о том, как BookChick читает “Остаемся зимовать”

Попытка объяснить сюжет истории в данном случае дело неблагодарное. Есть Таддеус, есть Бьянка, и Февраль, у каждого есть по истории из прошлого и есть их общая в реальном (и парочку раз в возможном будущем) времени. А еще есть воздушные шары для полетов, город, пропавшие дети, маски синих птиц, война и партизанский отряд. Если так не заинтересовались, то можно показать цитату:

Я хотел написать тебе историю о магии. Я хотел, чтобы кролики появлялись из шляп. Я хотел, чтобы воздушные шары поднимали тебя в небо. А обернулось всё грустью, войной, разбитым сердцем. Ты этого так и не увидела, но внутри меня сад.

Текст, удивляющий подачей, формой. Если у Павича это глобальная метафора, то у Шейна это та еще аллегоричность. При этом, есть и заигрывания со шрифтами, и версткой. Смысл без формы нагонял бы скуку и не выстрелил, а форма без смысла страшно напрягала. Если текст кажется вам вычурным и отвлекает от смысла, рекомендую отложить и попробовать спустя время — ее надо распробовать с первых страниц в свое время, а то чуда не случится. (А еще многим она просто не нужна.) Текст часто сравнивают со “Сто лет одиночества” Маркеса, но мне кажется это вещи все же немного разные, как петух и жираф — и то и другое сказки, но разного порядка. В “Остаемся зимовать” подача ведется от разных лиц, каждый раз меняется событие или персонаж. И хоть, читая линейно, история получается складной, полной и законченной, можно попробовать поиграть с нелинейностью чтения. Но делать это с небумажной книжкой неудобно, так что я все еще в поисках бумажной версии для таких экспериментов.

Из-за своей формы, смысл хорошо прячется. Мне кажется, каждый может увидеть там что-то свое, у образов и их переплетения может быть много прочтений, и мне не хочется сбивать вас, если еще не читали — вдруг вы увидите другое и поделитесь с миром. Поэтому свои смыслы я вынесла в самый конец — прочтете мои, когда увидите свои, они убраны под три звездочки ***:)

Книга наполнена образами, так что готовьтесь записывать их в блокнотик, ощущать и обдумывать “Новое небо пахнет, как океан”, “Меня рвет кубиками льда”, “Я хочу быть хорошим, но не получается”, “Я в таком смятении, что оно ощущается чуть ли не спокойствием”, “Грусть звучит, как пузырьки, медленно поднимающиеся в кипящей воде”. А, например, “Я знаю, встать — это важно, но мое тело такое тяжело” наверняка уже происходило с каждым из нас.

Это книга вообще о грусти.

Кстати говоря, нашла на форумах отзывы людей,которые сказали, что смысла в книге нет, но читать ее приятно из-за образов — фантазию включает. Авось и так кому-то пойдет.

Комментариев о том, что это все абсурд и наркомания тоже хватает. Я только скажу, что она вызвала у меня первый пищащий восторг от комбо формы и подачи спустя столько лет после аналогичной реакции на Павича. После серба столько лет и книг подряд такого не случалось, а тут хоп! и я читаю “Остаемся зимовать” уже несколько лет подряд. 160 страниц и светлое настроение мне гарантировано.

***

***

Для меня это история об апатии. О том, как человек не смог удержать свое душевное равновесие в пределах ватерлинии и начал медленно катиться вниз в темноту. Что у всего на свете есть причины и ничего не исправить, пока не способен услышать и понять как других, так и себя. О желании быть в безопасности и комфорте, но не искреннем, а только от страха и усталости. Об одиночестве. О внутреннем феврале, который и правду достать чернил со всеми вытекающими. О той сезонной депрессии, которая из февраля перекатила в март, а дальше перекинулась и на все остальные дни календаря. “Они не могут разжать кулаки, в которые превратились их сердца” и что “тяжело находиться рядом с человеком, который носит в себе так много печали”. Это две стороны — для того, кто в печали, и для того, кто рядом с ним. Будто рассказывает второму, что на душе у первого и наоборот. Дальше даже есть список из 13 пунктов, которые помогают бороться с тоской. То есть это еще и учебник, практическое руководство, которое подталкивает к диалогу. Что у любой ситуации есть решение, надо только постараться его найти, поговорить и послушать, можно жить, не усугубляя ситуацию, а помогать выкарабкиваться. Для человека в хандре, мыслящего образами, это более полезная книга, чем учебник “как выбраться из депрессии”

--

--

Юля Рябчик

Писатель в 4 блокнота. Книжная познавательно-развлекательная рассылка 🐣 t.me/bookchick