BookChick. Юрій Винничук — Аптекар

Юля Рябчик
5 min readSep 26, 2016

--

К собственному стыду, я не читала ни одной книги Выннычука прежде. Более того, я никогда прежде не писала его фамилию на русском языке, поэтому не уверена, что там действительно два ы. Но, гуляя по Книжному Арсеналу в Киеве весной, что-то меня зацепило в названии или аннотации — сейчас я этого даже не могу вспомнить — настолько, что я прибежала на уже закрывающийся стенд издательства Folio и купила эту книгу. Я была последним покупателем, после этого Арсенал закончился и ушел в спячку до 2017. И это одна из самых затягивающих книг, что я прочла в этом году. Спойлер — “Аптекарь” читать, он крутой.

Книга написана на украинском языке, при этом не самом современном. Если украинский для вас не родной/если у вас плохо с фантазией/если вам впадлу гуглить в процессе/если вы против диалектов, фразеологизмов, архаизмов и прочих измов, вам может быть тяжело во время чтения.

Сюжет разворачивается вокруг Лукаша Гулевича, врача хирургии в середине 17 столетия. После обучения в Венеции и военной службы на корабле со своим другом Мартином Груневогом, оба едут во Львов — Мартину в наследство досталась аптека. По дороге друга убивают и последней своей волей он просит Лукаша взять его, Мартиновское, имя, личность, жизнь и стать во главе аптеки. Обман проходит гладко (спойлер — более того, дальше вообще никого этот момент практически не беспокоит, за исключением одной ситуации, и та больше для акцента была нужна, но то такое). В городе Лукаш-Мартин становится важным человеком, ведь вокруг аптеки крутится масса народу. Он обрастает влиятельными друзьями и неприятелями, решив заняться расследованием смерти девушки, до которого никому не было дела по одной простой причине — она была проституткой. Подумаешь, чай не человек! А дальше сюжет закручивается плотной петлей, в которой есть место драме, детективу, любовному роману и мистицизму с магией.

В саму историю автор втянул такое огромное количество персонажей, что голова кругом. Тут вам и талантливый хирург Лоренцо, который на самом деле Юлиана, и обаятельный черт Франц, в которого так и тянет влюбиться всю историю, девочка-мечтательница Рута, оказавшаяся в тюрьме по подозрению в колдотве, палач Каспер с тонкой душевной организацией, который любит васильки, справедливость и Руту (а она его нет), некий Калькбреннер с повязкой на глазу и миллионом слов на языке, прислужник Айзек, некое подобие Жванецкого и тьма тьмущая других людей (всех мне запомнить так и не удалось).

Структура текста дает нам три страницы из середины — заинтересовывающий момент. Теперь читатель знает — где-то в центре текста идет погоня, кто-то кого-то ловит, а кто-то пытается спастись. Интрига! Дальше автор курсивом выделяет записку Лукаша. В начале указано, что это записка перед лицом смерти, но помогите мне силы небесные обладать такой же потрясающей памятью в стрессовых ситуациях, как у героя этого романа. Он помнит все и записывает все с такой детализацией и дотошностью, что уже на втором абзаце забываешь, что это предсмертная записка. Я весь текст была уверена, что это мемуары. Короче, курсивом все от лица Лукаша-Мартина, хирургом с безукоризненной памятью. Все, что не курсивом, это повествование о разных героях книги, коих тут множество.

А еще в какой-то момент у меня случилось дежавю. Я приблизительно так же ощущала в какой-то момент Собор Парижской Богоматери, потому что Париж был там одним из героев, у него даже глава была “Париж с высоты птичьего полета”, я ее на всю жизнь запомнила. Так и тут — Львов один из множества персонажей романа. И тут можно много говорить о том, какой же Выннычук молодец, потому что Львов у него получился очень живым и очень реальным, но я не буду — возьмите книжку и почитайте. Это то, что лучше прочесть самому и проникнуться.

Как я уже писала, в процессе чтения могут возникнуть сложности с текстом. Во-первых, язык. Но тут я, на удивление, прошла легко. Во-вторых, слишком много инфы. Она как бы нужна для того, чтобы вы себе представляли атмосферу. Это не настоящий исторический роман. То есть, база в нем воистину историческая, и автор проделал немалую работу по изучению быта города тех времен, но атмосфера дополена вымыслом, фантазией. Для большего мистицизма, драматизма и прочего изма:) Но тут так много всего, к чему, по ходу обзора так любит придираться Евгений Баженов. Персонажи и события, которые не приводят ни к чему и которым уделено очень много текста. Особенно меня удивил момент с (СПОЙЛЕЕЕЕР!!1) женщиной из корня мандрагоры. Так много букв, так смачно все описано, раскрывает дополнительную сторону персонажа, но прям перегиб. Тупиковая ветвь текста. И она там не одна.

В-третьих, детали. Они будут отвратительны. Не так, как в “Маша або Постфашизм”, но тоже весьма реалистичны и буэтельны. Изнасилование в деталях? Пытки под лупой? Рецепты настоек от миллиона хворей с добавлением мозгов котят и расчленованых трупов щеночков? Изи! Автор выдаст вам такого с лихвой. Понимаю, время было куда более жестокое на бытовом уровне, но плечами передергивать будете.

НО! Приятно, что даже после этого книгу отложить не хочется. Моя сестра имела неосторожность заглянуть в нее как-то ночью, говорит, еле опомнилась — книга затягивает мгновенно. Ты ловишь атмосферу “Аптекаря”, проникаешься , она захватывает и увлекает. Более того, когда попадаешь в один темп с автором, понимаешь его юмор, начинаешь поглащать текст с неимоверной скоростью. Потому что он действительно захватывающий. И ты готов следить за перипетиями Лукаша и забывать, что же у него за новое имя. Мне каждый раз приходилось одергивать себя, когда к герою обращались Мартин — кто это? Сопереживаешь юной дочке ведьмака, но и сердце сжимается за Ката, восхищаешься очаровательным чертиком Францем, попадаешь под чары Юлианны и хихикаешь над вездесущим Айзеком. В результате у вас получается что-то наподобие сериала Community в лучшие его времена, но в эпоху старинного Львова — много героев, много событий, много диалогов, много характеров, всех понимаешь, все живые, все готовы сорваться со страниц и выйти в 21 век.

Отдельного текста заслуживает мое восхищение при описании Львова. Я будто VR-очки надела и заглянула без машины времени под занавесочку времен. Это афигенно. Да, не всегда правдиво, но очень реалистично. Фантазия под руководством такого текста работает на полную мощь.

Итого, Аптекарь абсолютно не идеальная книжка, которая невероятно увлекает. Я получила кайф от чтения и готова рекомендовать ее абсолютно всем. Не стоит ее читать только в трех случаях: сложности с украинским, острая реакция на скользкие сцены и неумение держать в голове больше трех сюжетных линий. Потому что в итоге исторический, казалось бы, роман становится абсолютной помесью жанров — от детектива до любовного романа, в котором много чего происходит. И у этого, кстати, тоже есть своя позитивная сторона — если вы предрасположены к осенним депресиям/хандрам, берите книгу и читайте ее неспешно, разбирайтесь в деталях, погружайтесь в мир. Он не даст вам заскучать.

--

--

Юля Рябчик

Писатель в 4 блокнота. Книжная познавательно-развлекательная рассылка 🐣 t.me/bookchick