Экология для ленивых

Юля Рябчик
6 min readJul 13, 2018

--

Недавно прочла интервью с экспертом-экологиней о ее правилах потребления, и выяснилось, что я тоже экологиня. Хожу в магазин с тканевой сумкой, покупаю одежду на секондах и не беру пластиковую крышечку к кофе. Все это я делала не от большой и светлой мечты сохранить планету, а просто потому, что это мой стиль жизни: зачем приносить домой лишние пакеты? для подкормки мемчика про пакет с пакетами и взрослую жизнь? масс-маркет очумел с ценообразованием и полагающимся качеством; кофе на вынос я не беру, потому что люблю робусту и пью всего одну кружку — утром дома. Вообще ничего особенного. Но мне понравилась мысль, что помогать можно и без особых заморочек. Поэтому я решила написать этот текст.

В каком бы информационном пузыре вы не находились, скорее всего, там тоже говорят о проблеме мусора. Для тех, кто все же упустил — мы в говне. Во-первых, мусора слишком много. Во-вторых, его правильно не перерабатывают. Стандартная для просвещения ссылка на мусорный остров в океане, другой мой текст о том, где законодательно запрещен полиэтилен до тюремного срока, и совсем уж важное, что в Украине запрещены мусорные полигоны и “захоронение” отходов, потому что этого требуют ЄС і здоровий глузд, но воз и ныне там — закон о переработке есть, а как делать это на практике неизвестно. Из этого выплывают два тренда: на отказ от создания мусора, эдакая философия zero waste, и самостоятельная переработка отходов. А еще пакеты для элиты от Celine за 985 баксов, чтоб один и на всю жизнь.

автора не нашла, но спасибо ему

Сортировать мусор — дело энерго и времязатратное. С интересом наблюдала в Cтокгольме за девушкой, которая вынесла два пакета мусора во двор, и, болтая по телефону, ходила его сортировала между восемью контейнерами. У нас пока под подъезд с такой благой целью спуститься не получится — 98% мусора гниет на свалках. Поэтому эко-энтузиасты призывают вас поставить дома несколько емкостей, отделять белое стекло от коричневого, органический мусор от пластика, бутылки из-под молока помыть, картон\бумагу\этикетки отдельно, крышки отдельно, все это утрамбовать и везти самостоятельно в пункты переработки вторсырья. Другие сознательные граждане-молодцы находят в доме/подъезде территорию, где устанавливают коробки для сортировки и потом сдают мусор коллективно.

Что делать, если вы понимаете масштаб трагедии и готовы способствовать ее решению, но слишком ленивы или не готовы к таким колоссальным изменениям сразу или еще что-нибудь? То есть, хотите начать с малой крови, а не бросаться в омут с головой. (вариант поднапрячься тоже существует, если что, но знаю по себе, что срабатывает плохо) Несколько очень простых вещей:

  • ходить в магазин со своей сумкой. Тканевых сумок и прикольных и простых миллион, на дне сумки/рюкзака помещаются легко. Я хожу в магазин с авоськой — по-моему, это стильно.
  • основную проблему составляют кульки-маечки, в которые мы кладем помидоры-печенье-хлеб, потому что они очень тонкие и время работы такой упаковки в целом супер короткое — до дома донести и выбросить. Тут несколько вариантов:
  1. самый сложный — пошить тканевые сумочки и ходить с ними. Это можно сделать самому, если дома есть машинка, попросить друга или заплатить немного денег другим людям. Например, так это делает моя хорошая знакомая. Их придется брать заранее, как и сумку, но тут еще один плюс — осознанное потребление. Плюс на плюсе и плюсом погоняет:)
  2. чуть проще — брать пакетики из дома. Мой парень говорит, что так я похожа на бабку и такими темпами мы будем стирать кульки из-под мяса, но у всякого энтузиазма есть предел. Я не считаю зазорным прийти со своим пакетом в магазин и сложить в него овощи — я же потом приду, порежу их в салат и пакет никак не испортится. Короче говоря, суть в продлении жизненного цикла такой “маечки” и сокращении объема потребляемого полиэтилена.
  3. просто брать меньше кульков. Например, в магазинах, где овощи взвешиваешь самостоятельно, могу взять одну грушу и клеить ценник прямо на нее. Но мне больше нравится ходить в магазины, где проще обойтись и без пакета, и без ценника, например, в новус. Тогда в тележку можно бросить хоть капусту, хоть жменю огурцов без кулька — на кассе тебе и слова не скажут.
  • отказываться от пакетов. Как только я решила запариться этим вопросом, я ошалела от того, с каким энтузиазмом у нас все заворачивают в кульки: таблетки в аптеке, крем в магазине, носки на кассе. Ведь у всего этого и так уже есть упаковка!
  • свинчивать крышки с пластиковых бутылок. Как-то я прочитала в интервью женщины, занимающейся утрамбовкой пластика на мусорном заводе, что деньги им начисляют за объем проделанной работы, а больше всего времени уходит на откручивание крышек и из-за этого зарплата ниже ожидаемой. Меня это зацепило, так что я всех и всегда прошу скручивать крышки с бутылок — мне не сложно, а кому-то выгодно. Теперь я знаю, что эти крышки перерабатывают отдельно — они из более плотного пластика. Совсем недавно мы завели банку и скидываем их туда, потому что у парня на работе эти крышки собирают для утилизации.
  • отказаться, если это возможно, от еды на вынос. Кофе без пластиковых крышечек и трубочек, макфлури без верхушки. Со своей тарой проще всего приходить в кофейни — скорее всего, бариста сам в теме эко-осознанности и сольет вам кемикс в термокружку. Еще не приходила в кафе со своим судочком, но обязательно однажды попробую. С магазинами сложнее.
  • термо-кружка и емкость для воды. На правах совсем лентяя, еще и неуклюжего, я использую пластиковую бутылку для воды, но много раз. Хотя лучше стеклянную или железную
  • сдавать/продавать/отдавать свою одежду. А еще трижды подумать, нужна ли вам очередная рубашка в полосочку.
  • зайти на секонд — вдруг понравится.
  • обращать внимание на мусорные контейнеры в общественных местах. Да, это уже задротство. Но так я узнала, что в моем батутном центре есть контейнеры для пластиковых бутылок, отдельно для крышек, отдельно для батареек и что в двух дворах от дома появился контейнер для опасных отходов. В целом, погуглить никогда не поздно — может рядом с вами есть пункт прием вторсырья или даже те самые энтузиасты с переработкой? Посмотреть можно тут и тут.
  • отказаться от чеков. В банкомате это легко, а в магазине сложнее.
  • эко-активисты предлагают здоровски задуматься, нужен ли вам продукт, упакованный в пластик, заменить бумажные салфетки на тканевые и носовички, а несортированный мусор хотя бы выбрасывать по-старинке — из ведра, а не в пакете. Но это уже требует куда больших усилий.
  • а еще туалетная бумага из переработанных материалов, энергосберегающие лампы и выключать воду, когда чистишь зубы — с миру по нитке.

Да, я понимаю, тот кто хочет, всегда ищет возможность. И если упереться, то все получится — и на маршрутке с отсортированным мусором ездить или сдавать его только раз в месяц. Будем честными и посмотрим правде в лицо — на данном этапе я слишком ленив для этого. Меня это не оправдывает, но я готова делать то, что мне сейчас по силам. Если вы тоже готовы, давайте делать это вместе. Меня страшно бесят посты-хвалебки из серии “ноль мусора за сегодня! а чем помог планете ты?”, но, возможно, такое перегибание палки заставит кого-то задуматься. И можно еще оставить капельку надежды на будущее— вдруг это только фундамент нашей эко-сознательности и на нем буйным цветом взойдет экологическая дисциплина.

--

--

Юля Рябчик

Писатель в 4 блокнота. Книжная познавательно-развлекательная рассылка 🐣 t.me/bookchick