Гиперион, 20 лет спустя

Sam K. Onegin
2 min readFeb 7, 2017

--

Гиперионский цикл Симмонса я полюбил давно и прочно. Твердо дату первого прочтения самого “Гипериона” мне, разумеется, не вспомнить уже никак.

Но по ощущением это было где-то в конце 90-ых, после издания книги в русском переводе. Пытался проверить это по своему старому дневнику — обнаружил что поминал книгу еще в первый год его ведения, в 2002-ом, как любимую, так что читал его видимо раньше. Зато вспомнил, как впервые слушал его на английском (в другом, кстати, изложении), и было это ровно 6 лет тому назад, на переломе 2010-го и 2011-го.

И я по прежнему считаю Гиперион — одной из лучшей книг современной фантастики, хотя многое в моем восприятии поменялось. Например, я понял что Гиперион и Падение Гипериона действительно были одной книгой, разделенной по требованию издателей, хотя долгие годы это в моей голове не укладывалось.

Впрочем, это мне не мешает любить первую книгу (первую часть книги, ладно) и считать вторую слабой.

Из забавного, то что выловил на этой прослушке прис сравнении с русским переводом. Оказывается, переводчик так и не сумел найти хороший аналог для containment field, а просто “силовым полем” почему-то решил не злоупотреблять. Из-за этого в русском тексте постоянно говорится какого класса было поле — “поле десятого класса”, “поле третьего класса”.

За некоторые вещи переводчику хочется сказать спасибо — река Хули превратилась в Хулай, а один из героев был переименован из Меррин в Мерри.

C другой стороны, иногда переводчик в спасении читателя явно перебарщивает. Несчастный грузовик, на котором летят на Гиперион Дюре и Хойт почему-то превратился из “Nadia Oleg” в просто “Олег”.

Самое обидное, конечно, что при любом, видимо, переводе теряется смысл имени Шрайк. Ну не переводить же его сорокопутом, да?

Но вот то что рассказ Силена в переводе так сильно отцензурили, это очень обидно. Он в оригинале настоящий фонтан сквернословия и красноречия одновременно.

--

--

Sam K. Onegin

Это зеркало моего персонального сайта — https://eugeneronin.com