Другая нехорошая квартира

Sam K. Onegin
2 min readJan 1, 2017

--

Квартира, в которой, согласно “Мастеру и Маргарите”, поселился дьявол со свитой — находилась по адресу Большая Садовая, 302-бис, кв. № 50.

Но есть еще одна настолько же известный адрес, где располагается квартира, соревнующаяся по нехорошести с той, булгаковской. Это, разумеется, 3-я улица Строителей, дом пять квартира 12, где происходят основные события “Иронии судьбы…”

Несмотря на то что “Иронию судьбы” принято считать легкой новогодней комедией — это, на мой взгляд, скорее последствие долгой привычки и “фоновых просмотров”, заполненных жеванием оливье. Фильм задумывался как трагикомический, и составная часть трагедии в нем весьма велика.

Причем эта часть, уж не знаю как у остальных — с возрастом становится мне все более понятной и очевидной. В конце-концов, когда я впервые фильм посмотрел, я был еще ребенком и взаимоотношения дядек и тетек из фильма мне были совершенно непонятны.

Теперь я соответствую возрасту главных героев, и ставя себя на место любого из них — я понимаю что смешного в ситуации очень мало. Да, можно порадоваться за нашедших внезапную любовь героев-инфантилов, но просто проиграйте в голове несколько сценок типа “встреча Нади и Ипполита через две недели после новогодних событий”.

И вот еще один аспект фильма, который сейчас вносит в его просмотр ноты, которых там раньше быть не могло. “Ирония” сейчас — это еще и мемориальный фильм о советском быте середины 70-ых. Понятно, что это художественное описание, а не документальное, и углы здесь скорее сглажены (все-таки фильм должна была принять цензура).

Но даже с учетом этих гладких углов и того что действие происходит в самых обеспеченных, столичных городах СССР — в глаза бросается насколько тогда люди жили скудно.

Я тут не про бедность, а именно про скудность. Одинаковая мебель, одни те же обои, посуда и книги — это ведь не художественное преувеличение фильма, а будни плановой экономики самого прогрессивного государства в мире.

Эта скудность смотрится диковато даже с точки зрения совсем не богатой нынешней жизни постсоветского пространства, и этот эффект будет усиливаться чем дальше мы будем отходить живого ощущения эсэсэсэра.

Это же, кстати, относится и к тем образам, которые гениально (без шуток), воплотили режиссеры и актера фильма. Они тоже, как и вещи вокруг них — странноватый продукт советской действительности, подростки, странным образом вынужденные жить в обличье взрослых одиноких людей.

--

--

Sam K. Onegin

Это зеркало моего персонального сайта — https://eugeneronin.com