Наследственная оскомина

Sam K. Onegin
2 min readOct 8, 2016

--

Мне нравится слушать лекции Дмитрия Быкова — он прекрасный рассказчик, а его литературная эрудиция феноменальна.

Иногда, впрочем, он говорит очень странные, на мой вкус вещи. Например — он много раз говорил что главная книга о Второй Мировой в русской литературе еще не написана. При этом, насколько я понимаю, временной разрыв между днем сегодняшним и серединой прошлого века Быкова не смущает, он приводит в качестве контрпримера Толстого с его “Войной и миром”.

Не знаю, по-моему это абсолютно нереалистично.

Во-первых, по поводу той Большой Войны, действительно перепахавшей судьбы миллионов — в русской литературе УЖЕ написана огромная масса художественных и документальных книг. Наверное, без особого преувеличения можно сказать что любое серьезное произведение, которое было написано про СССР второй половины его существования — как то связан с войной или ее последствиями.

Во-вторых, насколько вероятно что через пару поколений от тех событий, в совершенно ином историческом периоде появится писатель, который сможет сказать что-то даже просто новое и важное касательно той войны, не говоря о том чтоб написать какую-то смыслообразующую книгу?

На мой взгляд — крайне маловероятно. Плюс государственный культ победы в России стирает последние следы какого-то персонального, личного взгляда на те события. Слишком много времени прошло, слишком много было наврано, слишком серьезное пропагандистское давление было предпринято на людей.

Как тут напишешь книгу, отличную от представлений большинства?

--

--

Sam K. Onegin

Это зеркало моего персонального сайта — https://eugeneronin.com