Слепые пятна. Продолжение.

Sam K. Onegin
2 min readAug 8, 2016

--

Тут меня спросили понимаю ли я что у меня тоже есть слепое пятно, мимо которого я смотрю.

Конечно, понимаю. Могу даже перечислить те из них которые я знаю четко.

1.Мне очень неприятно и даже страшно обсуждать рост ксенофобии и национализма в Украине. Для меня это тяжелая тема для обсуждения, потому что уровень агрессии и как следствие — самоцензуры (моей) крайне высок.

Сначала агрессия — как только начинаешь говорить о ксенофобии, на тебя начинают гнать сразу с двух сторон. Российские патриоты, разумеется, делают стойку на слова “украинский национализм”, и бегут выяснять как мне живется с фашистской хунтой. Не менее неотвратимо претензии предъявляют и те люди которые себя ассоциируют с украинским национализмом: “что вам не нравится в наших убеждениях?” спрашиваю они, “может вам и страна наша не нравится?”.

Тут, разумеется, я уже чувствую вину за то что неправильно люблю родину и начинаю опасаться что страна действительно не моя, а их. И наступает та самая самоцензура.

2. Второе слепое пятно, которое я старательно от себя прикрываю — это коллективная ответственность (кстати, в какой-то мере связано с пунктом один, сейчас только в голову пришло)

Для меня совершенно неясно где проходит грань, когда личные решения людей можно интерпретировать как их общую ответственность за результирующий вектор.

Несу ли я, харьковчанин, ответственность за избрание Януковича, за которого суммарно голосовал Харьков (но не я)? Несет ли средний россиянин, который тоже, может быть, не голосовал за Путина — ответственность за его художества?

Может ли коллективная ответственность применяться к народам? Поколениям? Религиям?

Я не знаю. Более того, я прекрасно понимаю что обсуждение этой темы скорее всего принесет множество неадеквата и агрессии. И стараюсь не смотреть на эти темы.

--

--

Sam K. Onegin

Это зеркало моего персонального сайта — https://eugeneronin.com