Эволюция, Шелдон Купер, даблбайнд, секс и насилие (1/2)

Sam K. Onegin
2 min readNov 29, 2017

--

Шелдон Купер, персонаж “Теории Большого Взрыва” во многом так забавен именно из-за своего непонимания социальных ограничений и отказа от принятия трационных социальных ролей. Вот, скажем, что он отвечает на претезии в политической некорректности и сексизме, будучи приглашен в отдел кадров института, где работает (см. ниже)

Впрочем, он сильно грешит против истины: все мы, Homo Sapiens Sapiens — в какой-то мере рабы своей физиологии, нет смысла и повода выделять женщин в более подверженную этому категорию.

Сегодня, наоборот, я буду говорить о том, что принято считать специфически-мужской формой рабского следования инстинктам. Да, я про сексуальном насилии, агрессии и харрасменте.

Мужчины традиционно и повсеместно считаются более агрессивными и более активными в поиске сексуального контакта. Внятного понимания насколько это обусловлено генетически и насколько культурой и воспитанием все еще нет, существует разные взгляды и подходы, мне ближе эволюционно-биологический.

Согласно ему мужская предрасположенность к сексуальной активности и агрессивности — главная из выживших эволюционных стратегий поведения. Менее решительные и напористые мужчины исторически реже добивались успеха у женщин, меньше заводили детей, соответственно их гены оставляли меньший след в популяции. Сочетание стратегий: женской -“выбирающей” и мужской — “добивающейся” на протяжении истории являлось эволюционно-стабильным сочетанием.

Халк, с его дикой агрессией — яркий пример гипертрофированного образа традиционной мужественности.

Вполне возможно что сейчас мы наблюдаем очередной этап слома традиционных стратегий, но тем не менее — на нынешнем сексуальном рынке базовая стратегия для мужчины — быть активным и добиваться внимания женщины. Под это “заточены” множество культурных ритуалов и соглашений.

Феминистское движение утверждает что совокупность этих ритуалов и традиций — является “культурой изнасилований”. По этой теории мужчины совершают насилие скорее не в силу генетической предрасположенности, а потому что к этому их толкает воспитание внутри патриархальной культуры, где мужчина должен поступать определенным образом.

Этот взгляд несколько гуманнее того что предлагает радикальный феминизм — там виновата не культура, а именно каждый отдельный носитель XY хромосом. Этот набор, мол, делает из человека разумного — халкоподного монстра.

Я не хочу выбирать какое из данных обьяснений самое непогрешимое (благо в них хватает внутренних противоречий, да и вообще, я не монографию пишу), я просто попытаюсь рассказать как мне видится механизм сексуальной агрессии, что его включает и выключает.

Но это уж, простите, в следующей части

--

--

Sam K. Onegin

Это зеркало моего персонального сайта — https://eugeneronin.com