Русских травят в Европе из-за войны? Исследование на примере Нидерландов и истории из первых уст

Soyka NL
10 min readMar 9, 2022

--

Введение

Я русская, переехала в Нидерланды из Москвы по политическим причинам. Семья рядом, родной язык и мнимое благополучие перестали перевешивать ложь, промытые мозги людей вокруг и налоги идущие преступникам. Уже три года я люблю Россию, но издалека.

У меня нет ни одного члена семьи в Украине, все мои родные относительно здоровы и в безопасности (настолько, насколько можно быть в безопасности в тоталитарном государстве или бежав в одночасье за границу), однако, последние две недели — бесспорно худшие в моей жизни. Весь мой мир разрушен этой войной, развязанной Путиным. В перерывах от благотворительности и чтения новостей, я позвонила, пожалуй, каждому другу и родственнику в России, чтобы узнать, как я могу поддержать одних и растормошить других, кто от войны, новых репрессивных законов и беспрецедентных санкций застыл в оцепенении. Одна вещь поразила меня больше остальных: пара друзей с опаской спросили “как мы там в Европе”.

Оказалось, что в России муссируются ничем не подкрепленные мифы о травле россиян за границей. Якобы, в берлинской школе на доску позора вывешивают фото русских детей, а в Греции ввели санкции против музыки Чайковского. Уполномоченный по правам человека в РФ Москалькова заявила, что получает обращения от граждан о требованиях отчислиться из университетов за границей.

Когда посол РФ в Нидерландах Александр Шульгин в интервью российскому государственному телеканалу НТВ заявил, что “​​россиян притесняют на бытовом уровне, вплоть до отказа подстричь в парикмахерской”, мое терпение кончилось.

Как социальный психолог по образованию, я не могла позволить себе опираться на собственный опыт и решила провести исследование. Результат не претендует на академическую точность, однако, проливает свет на то, как россияне, живущие в Нидерландах, переживают первые (и, надеюсь, последние) 2 недели войны с Украиной. Важно отметить, что результаты едва ли могут быть экстраполированы на всю Европу и выборка специально ограничена Бенилюксом.

Ниже я делюсь результатами опроса и самыми яркими историями, рассказанными респондентами. Они лишний раз доказывают: посол РФ и другие участники российской пропаганды расчехлили излюбленный прием: давать частичную правду. Действительно, в Нидерландах некоторые россияне сталкиваются с агрессией в свою сторону, однако, такие эпизоды с лихвой перевешиваются примерами невероятной поддержки и теплоты от людей со всего мира.

От себя лично говорю спасибо каждому, кто поддерживает простых россиян в эти дни. Многие из нас проживают личную катастрофу в эти дни, теряя родину, семью, друзей, связь с русской историей и культурой. Россия неминуемо катится в бездну и смотреть на это издалека очень больно. Я никогда не голосовала за Путина, не поддерживала его решений, но отчего-то чувствую, что мои руки по локоть в крови, а говорить о том, откуда я — стало стыдно. Об этом и написан данный материал.

Об исследовании

Платформы распространения: Telegram чаты русскоязычных жителей Бенилюкса
Даты проведения: 4–7 марта 2022 года
Респонденты: 253 человека

Кроме ответа на закрытые вопросы, респонденты делились примерами поддержки и/или агрессии с указанием национальности оппонента для того, чтобы отделить эпизоды агрессии украинцев от отношения со стороны местных и экспатов со всего мира в Нидерландах.

Негативный опыт

Только одна из 253 рассказанных историй может быть описана как реальная дискриминация по национальности. Я привожу эту историю полностью ниже:

“Мой лендлорд предположительно датчанин попытался выселить меня одним днём обосновывая это тем, что я из России. В итоге я обратилась к юристам работодателя и в Woon, и получила от них огромное количество помощи. Woon в том числе опубликовал новость и твит про ситуацию. На данный момент пытаюсь понять что делать и пока не выселяюсь”

Письмо от Stichting Alis Volat Proprii предоставленное жертвой данного эпизода также привожу ниже:

Dear Ms ***,

In light of the latest developments, based on (inter)national sanctions already made and underway, taking into account the changes in rules and obligations on doing business and the completely disrupted relations, I hereby inform you of the fact that:

After long and very careful consideration & consultation with our related stakeholders, the current short term (rental) contract, started on the 1st of January 2022, between you, as a Russian citizen, holder of a Russian passport, and us as the owner of the apartment located at the [address], will be terminated. The termination will take immediate effect, meaning the cancellation effectively starts Tuesday the 1st of March 2022.

Based on force majeure we formally notify you in this way that the rent of the apartment will be discontinued s.a. based on the law article 7:274 lid 1 BW.

A copy of this message is underway to you by registered mail.

The keys of the apartment must be handed over by 18:00 CET tomorrow afternoon. An appointment to do so must be made by email.

With regards,

On behalf of the owner Stichting Alis Volat Propriis

***, Director

Будучи возмутительным примером дискриминации, данная история уже получила освещение в нидерландских СМИ, разбирательства продолжаются.

Остальные 11 негативных историй (менее 5% от общего числа), рассказанные респондентами, ограничиваются вербальной агрессией от частных лиц. Действительно, некоторые люди приравнивают наличие паспорта РФ к поддержке Путина и его действий. Такие эпизоды очень тяжело переносятся людьми, многие из которых активно поддерживают Украину и борются с военной агрессией РФ всеми доступными методами:

“Некоторые коллеги из Украины перестали разговаривать со мной в офисе совсем (игнорируют, как будто меня не существует). При этом я открыто поддерживаю Украину, несколько раз выходила на протесты, перечисляю пожертвования на гуманитарную помощь и тд. Обидно. При этом голландские коллеги в офисе меня жалеют”

“На вечеринке один голландец спросил, откуда я. Я сказала, что я россиянка из Татарстана и объяснила, что я ненавижу Путина, протестую за окончание войны и поддерживаю всех, кто бежит из Украины. Но он продолжил подходить ко мне, крича и размахивая руками, говоря, что я шпионка и продаю информацию Путину. Он не говорил напрямую о своём отношении ко мне и не извинился, когда я ему на четвертый раз сказала, что мне некомфортно, а продолжил крича спрашивать, почему мне некомфортно.”

“Был один случай, когда незнакомый голландец в кафе спросил откуда я и в ответ сказал «look what you’ve done” и даже когда я сказал что не поддерживаю действия российских властей, все равно продолжил говорить тоже самое. Мне было очень больно.“

Еще один из респондентов описал долгие допросы и досмотры при перелете из Бельгии во Францию:

“Наши российские паспорта и голландские пермиты вызвали невероятный интерес. Все 6 сотрудников пограничной службы собрались. Совещались, звонили куда-то, снова совещались, задавали миллион вопросов. Досмотрели все наши вещи. И после получаса все-таки пропустили. В общем, теперь нашу «пурпурную книжицу» берут в руки как ежа. И как объяснять детям, почему все из нашего самолёта уже ушли, а нас все спрашивают и спрашивают, и проверяют вещи?”

Как я и предполагала, ни о какой массовой дискриминации не идет и речи, редкие эпизоды агрессии исходят не от официальных лиц и институций, а частных лиц, не разобравшихся в вопросе. Единственный пример системной дискриминации, который удалось найти в открытых источниках — бан спортсменов из РФ и Республики Беларусь в “Nijmeegse Vierdaagse”. Разбирательства продолжаются.

Поддержка

Помимо редких примеров агрессии, описанных выше, я получила более полутора сотен историй об огромной поддержке и сочувствии от жителей Нидерландов. Я не могу привести все истории о маленьких подарках, записках и объятиях, которые ошеломленные россияне получили за эти две недели, однако, привожу самые яркие примеры поддержки, которыми поделились респонденты. Я разделила их на несколько секций:

  • Соседи и случайные люди
  • Компании и коллеги
  • Университеты и школы
  • Неожиданное

Все истории приводятся с сохранением авторского стиля за небольшой корректурой.

Соседи и случайные люди

“Больше всего удивил голландский мужик которого я видел первый раз в жизни и который дал мне бутылку водки “for being Russian in these hard times”.

“Утром мы нашли открытку в почтовом ящике от пары голландцев с посланием о том, что они думают о нас и обо всех людях в Украине, сопереживают и готовы помогать всем, чем могут. Я читала это от руки написанное письмо и плакала.

Через пару минут в дверь постучала соседка с польскими корнями, которая преподает занятия скрипкой детям. Она сказала: “Я прочла ваше сообщение в чате и мне очень захотелось прийти и увидеть вас лично”. Рассказала, что вчера они с детьми специально нашли музыку русских композиторов для занятия, потому что важно разделять людей и политику.”

“Сегодня встретила соседа-голландца, сказала, что мне очень страшно понимать, что сейчас творит моя родная страна, что мне хочется чтобы он понимал, что соседи его не монстры. Он сожалел, что нам приходится через это проходить, что мне нужно поддерживать родственников и друзей, которые остались в России. Попросил сказать, если у меня появятся идеи, что могут сделать Нидерланды, чтобы этот кошмар закончился. Нидерландцы готовы бороться не против тех русских, что находятся здесь, они готовы бороться против войны. Отключение газа его не пугает.”

“Хозяин кафе, где мы постояльцы, уже несколько раз подкладывал нам бесплатно вкусную еду, которую он готовит сам — “вам нужны сейчас силы”. Хозяин бара, где мы также постояльцы, принес пару бутылок нашего любимого вина и всучил бесплатно.”

“Соседка позвала на чай со словами «лучшее, что мы сейчас можем делать — это держаться вместе»

“​​Цветочница с нашей улицы подарила букет тюльпанов”

Компании и коллеги

“Больше всего запомнился первый день войны, когда мой коллега по команде молча подошёл и положил руку на плечо в знак поддержки.”

“Моя начальница подарила мне билеты на академический концерт, чтобы я могла отвлечься на выходных. Одна коллега предложила временно переехать к ней, чтобы я не скучала дома одна. Сказала, что я могу звонить ей в любое время, что её муж днем и ночью может приехать за мной на машине, и что я могу считать их отныне своей нидерландской семьей.”

“На работе (“Adyen”) нам официально разослали письмо, в котором наш CEO обратился ко всем с осуждением действий вторжения РФ в Украину и призвал поддерживать коллег и друзей из Украины и из России.”

“В знак понимания и поддержки моя команда прислала мне корзинку с живыми цветами. Когда я смотрю на нее мне становится теплее на душе и уходит тревога.”

Университеты и школы

Истории о притеснении русских студентов в Европе разыгрались ярким цветом в пропагандистских СМИ. Однако, в исследовании реальных примеров дискриминации и угроз в академии я не получила. Важно понимать, что многим из них будет очень сложно продолжить образование в Европе из-за падения рубля, потери заработков их спонсоров в РФ и запрета на вывод валюты из России, что делает поддержку от университетов еще более ценной. Самые яркие истории, присланные респондентами, приведены ниже:

“Я — студентка магистратуры в Erasmus Universiteit Rotterdam. В тот день, когда все это разразилось (24 фев), мне пришло электронное письмо от студенческого офиса университета со словами «Мы видим, что в наших регистрационных записях, что Вы из России. Мы очень надеемся, что все ваши близкие сейчас в безопасности, и пожалуйста знайте что мы всегда готовы предоставить вам помощь, если нужно». Я разревелась, потому что, увидев заголовок «Situation in Russia”, в панике была уверена, что мне сейчас скажут что вынуждены аннулировать мою визу.”

“В университете разослали письмо, приглашающее всех студентов двух программ прийти в «лаундж» и поговорить с координаторами программ. Поинтересовались, как у всех дела лично и с семьями. Спросили, что университет ещё может сделать, чтобы помочь. Моей русской однокурснице отсрочили дедлайн оплаты, в связи с санкциями. Речь о гаагском отделении Лейденского университета.”

“Получили заверения со стороны Utrecht University, что все вопросы по визе и оплате университета будут решаться в индивидуальном порядке, даже если выйдет national policy, ограничивающая наше нахождение в Нидерландах.”

Действительно, из-за войны Путина и ее освещения в СМИ, российские дети, учащиеся в международных и нидерландских школах, могут оказаться жертвами буллинга. Однако, все истории, присланные нам, показывают, что школы либо проактивно вводят профилактические меры, либо быстро реагируют на инициативы родителей:

“Я написала письмо администрации международной школы, в которой учатся мои дети, с просьбой провести беседу с учителями о том, что возможен буллинг детей из России. В ответ позвонила директор, поблагодарила и предложила помощь, так же моим детям предложили психологическую помощь в школе.”

“Наша школа организовала встречу и предложила всевозможную поддержку, в том числе финансовую. Причем встреча была для украинцев и русских и белорусов, без разделения на стороны конфликта. Коллеги на работе тоже поддерживают, соседи, родственники партнёра.”

“Учителя в школе моих детей провели беседы с классом о четком разграничении политики диктатора и моими детьми. Вокруг только поддержка.”

Неожиданное

Также я получила несколько историй, которые не попадают под категории выше, однако, ими очень хочется поделиться:

“Всё это время чувствую себя несколько неловко, потому что уровень поддержки такой, будто я не из России, а из Украины и это в моей стране сейчас война, а не она её начала.”

“Украинские друзья спрашивают как я и мои близкие в россии 💔”

“Украинцы (старше лет 40) обнимали и благодарили за то, что я пришла поволонтерить, украинцы на митингах предлагали мне кофе и вкусняшки, чтобы я не замёрзла (все вышеперечисленные знают, что я из России).”

“За все 9 дней войны единственные агрессивные нападки как раз шли со стороны родственников из России.”

Вместо заключения

Несмотря на то, что исследование показало, что случаи дискриминации по отношению к россиянам в Нидерландах редки и в основном ограничиваются словесной агрессией, в заключение хотелось бы подчеркнуть, что картина, описанная выше, является актуальной лишь на данном этапе войны. Ситуация может эскалироваться, и нам очень важно разделить обычных россиян и Путина в глазах общественности. Одним из первых в Европе это сделал премьер-министр Нидерландов Марк Рютте. Он подчеркнул: “We zijn in strijd met Poetin, niet met Russen”. 239 россиян, проживающих в Нидерландах поучаствовали в моем исследовании и ни один из них не поддержал Россию в войне. Мы разделяем европейские ценности, мы хотим быть частью цивилизованного мира, который знает цену человеческим правам и жизням.

Все мои близкие из РФ разделились на две группы. Первые остались в полностью отрезанной от всего мира стране, в преддефолтном состоянии и с реальными рисками жесточайших репрессий. Вторые выбрали срочное бегство, бросив всю жизнь позади, потеряв семью, работу, все нажитое. Это не сравнится с ужасом, через который проходит каждый украинец в эти дни, но все еще для каждого из нас является катастрофой: эмоциональной, экономической, политической и всегда очень личной.

P.S. Спасибо FreeRussiaNL, чату Бенилюкс за помощь в сборе данных. Лене — за редактуру.

По всем вопросам, а также при желании печати в других СМИ, пожалуйста, обращайтесь: https://t.me/avocadeau

--

--

Soyka NL

Антивоенная демократическая инициативная группа в Нидерландах и просто уютное сообщество 💙