Sergey Degtyarev
4 min readNov 28, 2014

Каракольские озера

«Каракольские озера — это здорово. Отдохнешь, наберешься сил.» — главный редактор посмотрел на меня блеклыми глазами и протянул командировочное удостоверение.
«Где это?» — из вежливости спросил я.
«Долетишь до Горноалтайска, там тебя встретят.» — главред уже печатал что-то на ноутбуке.

В Горноалтайске меня действительно встретили. Дядя Паша оказался пожилым подполковником в отставке, с уазиком и крестиком в руке.
«Чуть не перевернулись по дороге сюда, — охотно поделился он со мной, когда я скосил глаза на крестик, — купил вот, в аэропорту». Дядя Паша не походил на искренне верующего человека, но я понимающе кивнул — мол, сам так всегда делаю.

Почему дядя Паша и водитель Саша не перевернулись по дороге «сюда» я не понял. По дороге «туда» мы должны были перевернуться не меньше десяти раз. Дядя Паша не обращал никакого внимания на происходящее за окном, рассказывая мне о прелестях гор, о том, какие перспективы откроются завтра перед объективом моего фотоаппарата и о том, как давно он знает моего главного редактора. Я думал о скалах слева и об обрыве справа. Через пару часов уверенной гонки по узкой горной дороге Саша остановил машину около потрепанного ГАЗ-66. Дядя Паша выскочил из уазика, обошел его и зачем-то подал мне руку. Наверное тут так принято, опять подумал я, и выбрался без посторонней помощи.

«Дальше уазиком не проедем.» — дядя Паша взглянул в горы так, как пропитанный солью и потом пират смотрит в море. Я представил себе, как мы будем передвигаться в горах и обреченно полез в кабину. Как только мы тронулись, стало понятно, что означает «трястись по кочкам». Это когда тебя бросает по всему свободному пространству. Дядя Паша, несмотря на препятствия достал откуда-то из днища автомобиля бутылку водки и налил в два небольших стакана. Насколько можно было понять в условиях постоянного движения, налито было очень ровно.

Совсем недавно мне пришлось совершить пешую экскурсию по «Чешской Швейцарии». Около десяти километров по горам, корни, камни. Эти десять километров — абсолютное ничто в сравнении даже с автомобильной частью нашей поездки с дядей Пашей.

«Посмотри какая красота! — тыкал он пальцев в окно в протекающую в пяти метрах внизу горную речку, — Мы пересечем её 21 раз. Причем несколько из них — без моста». Я, стараясь иметь равнодушный вид, отворачивался от окна, дядя Паша понимал это как призыв выпить и мы выпивали.

26 километров мы ехали два часа. Один раз остановились покурить. Лес был сырой и страшный. Дядя Паша рассказал историю о студенте, который перебрав на пикнике, ушел от озер вниз пешком. 15 километров прошел он по лесу в шлепанцах и футболке и вышел в какое-то алтайское село. А повезло ему не тогда, когда он из лесу вышел, а тогда, когда в селе его не съели. Не знаю, что тут за нравы, но дядю Пашу это забавляло.

Первое, что я сказал Саше, когда мы добрались до места — что ГАЗ-66 отличная машина. Саша сказал, что я просто ничего не видел лучше и ушел в огромный гараж. Через пару минут в гараже зарычал какой-то дикий зверь и Саша выехал на танке.

«Возим на нем генералов к озерам.» — пояснил свое эффектное появление Саша. Дядя Паша сунул мне в руки шлемофон, и затолкал на танк. Началась третья часть моей дороги к Каракольским озерам.

Раньше я думал, что есть места, по которым передвигаться нельзя. Теперь я знаю, что таких мест нет. Дядя Паша кричал сверху «Куда ты прешь!», не требуя никакого ответа от Саши, но Саша высовывался из люка, кричал «Не сцы!» и танк уходил по люк в грязь. Огромные валуны Саша просто вдавливал в землю. Иногда было слышно, как они скребут по днищу и в эти моменты я отчетливо представлял свою старенькую «восьмерку», скребущую по этим валунам баком. В детстве я проводил много времени в горах и часто видел неровные канавы, по которым текли ручьи. Их происхождение всегда оставалось для меня загадкой. Теперь я знаю — там ездил Саша. Возможно, возил генералов.

К концу поездки я приобрел полезный навык — уворачиваться от веток, и стойкое желание служить в бронетанковых войсках. Водку дядя Паша наливал даже на танке. К слову сказать, трясет в нем гораздо меньше, чем в ГАЗ-66.

Через час езды по местам, в которых трудно пройти даже пешком, мы остановились на берегу горного озера. В спокойной воде играло солнце, Саша заглушил танк и казалось, что мы находимся где-то очень далеко от человечества, которое придумало машины, вертолеты и телефоны.

Дядя Паша развел костер, поставил на него чайник, набросал какой-то травы.

«Местные травы, полезно для всего организма» — разливал он темный чай по кружкам. «На Багадаш не полезем, не в этот раз, сегодня дойдем до первого озера, оттуда вид замечательный. Всего озер семь, все их видно с Багадаша, но мы сегодня туда не пойдем».

«Шесть.» — сказал вдруг Саша.
«Что шесть?» — немного опешил дядя Паша.
«С Багадаша видно шесть озер. Да и отовсюду видно шесть озер. Чисто геометрические посылы увидеть семь есть, но опыт показывает, что семь не видно ниоткуда.» — терпеливо пояснил свою фразу Саша.
«Мы не пойдем на Багадаш, — заволновался почему-то дядя Паша, — мы пойдем к первому озеру».
«Ну я не спорю» — Саша одевал рюкзак.

Пешая часть дороги оказалась самой легкой. Водки с собой не брали и за час с небольшим вышли к первому, самому маленькому озеру. Отсюда озер было видно четыре. Дядя Паша сделал какую-то заметку в маленьком блокноте и пошли обратно.

Дорога назад была усталой и долгой. Танк ехал медленно, а ГАЗ-66 бросало больше обычного.

Я позвонил домой и прожил у дядя Паши еще два дня. За эти два дня я оброс щетиной и перестал обращать внимание на горные дороги. Когда меня провожали на самолет, у меня в сумке лежали четыре отснятые пленки и бутылка водки, которую дядя Паша передал главному редактору. Уже сидя в самолете я закрыл глаза, передо мной промелькнуло лицо дяди Паши, Саша в шлемофоне, Каракольские озера, жена и горячая вода. Самолет качнулся — отошел трап.