Экономическое положение мерики

Экономическое положение Соединенных Штатов не сулит оптимистических прогнозов. Не только крупные фирмы, но и один миллион 470 тысяч граждан США обанкротились за период с июня 2001 по июнь 2002 года. За время экономического бума 90-х годов американцы привыкли жить в долг: банки охотно давали кредиты на недвижимость, товары, путешествия. А когда настало время возвращать деньги, у многих карманы оказались пустыми. Тем более что американская экономика переживает трудные времена, растет безработица, падают доходы. Октябрьские (2002 г.) опросы общественного мнения показали, что 66% американцев считают экономическое положение своей страны плохим. Подводя итоги 2002 года, Нью-Йоркская фондовая биржа пришла к неутешительным выводам - ​​третий год подряд завершился с огромными убытками. Подобного в США не было уже шесть десятилетий. Держатели акций понесли самые крупные потери за последнюю четверть века. Индексы ведущих промышленных корпораций упали на 16,8%. Индексы высокотехнологичных компаний сократились на 31,5%. Бюджетный дефицит в 2002 году составил 290 млрд долларов. Главная причина - огромные военные расходы - 350 млрд долларов. Экономические слабости увеличили безработицу. На конец 2002 года в США было 8,5 млн безработных - 6% Активного Населения. Нынешнему президенту США не мешало бы вспомнить вывод, сделанный еще в 1963 году Джоном Кеннеди, который сказал: «если вы думаете, что будущий мир будет Pax Americana, то вы ошибаетесь. Или мир будет для всех, или его вообще не будет ».

Не очень прочны и внешнеэкономические позиции США. ЭКСПОРТ агрессивный Японии, азиатских «тигров», Китая, Индонезии, Малайзии и Мексики привел к напряженности в американской экономике , к ослаблению целых отраслей, к усилению безработицы и снижению жизненного уровня даже квалифицированных рабочих . И, тем не менее, не считаясь ни с чем, Америка продолжает «наращивать мускулы». «В 2003 году военный бюджет США достигнет цифры, которая превысит совокупные расходы в этой области 15-20 крупных стран, стоящих, в списке после Америки», - пишут в своей статье «Перспективы гегемонии США» американцы из Дартмундского колледжа Стефан Брукс и Вильям Волфорт , «У США превосходство в ядерных вооружениях в любой точке земного шара ... Лидерство США в военной сфере очевидно, и Вашингтон прилагает заметные усилия, чтобы его сохранить. Достаточно лишь отметить, что если в конце 90-х годов американские Расходы на НИОКР (научно технические исследования и опытно-конструкторские разработки) ... во всех областях были сопоставимы с суммами, которые тратили вместе на эти цели семь самых богатых стран мира , то сегодня США тратят на НИОКР только в сфере вооружения в три раза больше средств , чем совокупно расходуют на эти цели шесть следующих за ними стран . Эти затраты больше совокупного военного бюджета Германии и Великобритании . При этом военные расходы США составляют не более 3,5% ВВП страны, что впечатляет еще больше ». Добавим, что цифры военного бюджета США составляют: в 2002 году - 335 млрд. долларов, в 2003-379 млрд. долларов.

Нынешнее экономическое превосходство США очевидно. Объем их экономики в два раза превышает объем идущей за ней Японии. По экономическим показателям один только штат Калифорния превосходит Францию ​​и приближается к Великобритании. В 1999 году более 1/3 всех иностранных инвестиций приходилось на Соединённые Штаты. Если в XIX веке среди примерно 30 государств, игравших весомую роль в международных делах, тон задавали 6-8 из них, то во время «холодной войны» ХХ века решающие позиции в мире занимали лишь две «супердержавы» - СССР и США.

Осознание американской элитой исключительности геополитического положения Америки, ее экономической мощи пробуждает в ней, равно как и у части политологов, к которой принадлежит З. Бжезинский, высокомерие, проявляющееся в попытках диктовать свою волю другим государствам и принимать в одностороннем порядке силовые решения во внешней политике, противоречащие установившимся принципам международного права. Вот что пишет по этому поводу французский политолог Э. Тодд в своей книге «После империи»: «Мощь Америки в прошлом не вызывала сомнения. Соединенные Штаты были необходимы для равновесия в мире, но сегодня они не в состоянии поддерживать уровень жизни без мировых субсидий. Упадок великого государства необратим. Развивая бурную деятельность против второстепенных государств, Америка пытается замаскировать свое отступление. Не будучи в состоянии контролировать такие крупные экономические и стратегические единицы, как европа, Россия, Япония и Китай, Америка проиграет последний тайм в матче за овладение миром и вновь превратится в рядовую великую державу. Соединенным Штатам не удается покончить с Россией или по крайней мере изолировать ее, хотя они по-прежнему действуют так, будто их давний стратегический противник сброшен со счетов: либо унижают его, либо проявляют доброжелательность, каковой обычно достоин умирающий. Утверждать, что России не существует, означало бы отрицать реальность - ведь без ее активной поддержки американская армия не смогла бы войти в Афганистан. Но театральному милитаризму нужна такая поза: в тот момент, когда Америка попадает в тактическую зависимость от России, ей приходится особенно усиленно создавать видимость «империи», для чего, вероятно, все средства хороши ».

Не только из изысканий З. Бжезинского, но и из всех доктрин, да и действий американского руководства вытекает стратегический замысел создания под эгидой Америки евразийской империи как трамплина для восхождения на трон мирового господства. Только очень наивные люди могут не видеть, что дорожку к этому трону перекрывает Россия. Изучение даже открытой информации, поступающей из различных американских источников, позволяет сделать некоторые выводы о том месте, которое Соединенным Штатами уготовлено России на глобальной «шахматной доске». В рамках разработанной американцами «Концепции о создании и совместной эксплуатации глобальной системы защиты (ГСЗ) мирового сообщества» реализуются следующие военно-стратегические задачи США:

- Снижение военно-политического статуса России;

- Получение информации о ее военном стратегическом потенциале;

- Оказание негативного влияния на темпы и направленность важнейших российских программ в области обороны.

Когда президентом России был Б.Н. Ельцин (в середине 90-х годов), российское руководство заявляло, что если бывшие советские прибалтийские республики войдут в НАТО, то будет пройдена «красная черта», отношения резко ухудшатся, наступит «холодный мир», иначе говоря, смягченный вариант «холодной войны ». И вот три прибалтийские государства пригласили в НАТО. Пересечена ли «красная черта»? Воцарился ли «холодный мир»? Чтобы ответ на поставленные вопросы мог быть более обстоятельным, добавим, что военная инфраструктура Запада приблизилась к России, осталось не более ста километров до Санкт-Петербурга и Пскова. Латвийское правительство объявило, что закупит в Америке и разместит на бывшем советском аэродроме около города Резекне, в 50 километрах от Границы с Россией, МОЩНЫЙ АМЕРИКАНСКИЕ РАДАР TPS-117 кругового обзора для контроля воздушного Пространства над Прибалтикой, а также западной частью России и территорией Белоруссии ( 460 дальность до км). Пока, до вступления страны в НАТО, радар будет включен в единую балтийскую сеть «Балтнет». Но информацией об обстановке в воздухе станут делиться с новыми союзниками. После окончания «холодной войны» американцы построили радарный комплекс в норвежской провинции Финмарк - в непосредственной близости от баз российского ядерного подводного флота на Кольском полуострове. Очевидно, на территории Прибалтики также будут развернуты западные (американские) средства «объективного контроля». Достаточно ли оснований не придавать значения расширению натовской «империи»? Убедительно ли мнение Минобороны РФ, что НАТО теперь уже не то, что прежде, - ослабло и почти на грани распада. Что чем дальше альянс расширится, чем больше мелких, отсталых стран войдет в его состав, тем слабее он будет - пусть еще Албанию с Грузией возьмут к себе, и он развалится, наконец. В Вашингтоне тоже часто высказывают мнение, что «НАТО устарело». Но эти заявления по большей части - хитрый ход, предназначенный для того, чтобы стимулировать европейцев тратить больше на оборону и оказывать США более эффективную помощь в борьбе с терроризмом.

Воинственный пыл Соединенных Штатов, стремление гальванизировать военную составляющую Североатлантического альянса при отсутствии видимых военных целей, решение наказать Ирак при отсутствии «состава преступления», тенденция осуществлять силовые акции без согласия ООН - все это наряду с геополитическими соображениями объясняется еще и тем, что наиболее благоприятный сценарий выхода из экономического кризиса США связывают с увеличением военных расходов. Все это отнюдь не соответствует утверждениям З. Бжезинского о «динамизме» американской экономики. Скорее об обратном свидетельствуют сообщения о крупных банкротствах и разоблачениях махинаторов от бизнеса. «Падшие ангелы»-Уолл стрита подвергаются обструкции со стороны тех представителей большого бизнеса, которые стремятся продемонстрировать свою добропорядочность. Некоторые из них считают, что их оскандалившиеся коллеги нанесли американской экономике большой урон, чем бен Ладен и «Аль-Каида» вместе взятые. В то же время высказываются опасения, что волна дальнейших разоблачений может заставить конгресс и администрацию принять более жесткие регуляторные законы и меры. Администрация США оказалась в трудном положении: надо наводить порядок в экономике, ведь провалы в деятельности корпораций ставят под сомнение авторитет американского бизнеса; с другой стороны, репрессивные меры фактически рубят сук, на котором устроились нынешние республиканские лидеры. Общеизвестно, что президент Дж. Буш, как и его отец, пользовались кормушкой обанкротившегося «Энрона», хозяева которого диктовали вице-президенту Чейни энергетическую политику страны. Расследование обстоятельств банкротства компании «Энрон» Сенатским комитетом по государственным делам США показало, что два крупнейших банка мира JP Morgan Chase и финансовая группа Citicorp вступили в сговор с руководством «Энрон» и совместными усилиями приукрашивали финансовые показатели компании. Но дело не только в этом эпизоде. Итоги расследования показали, что США в настоящее время не способны предотвращать подобные преступления, ибо существующие нормативы представления финансовой информации не могут адекватно отразить внутреннюю механику сложного финансового бизнеса. На самом деле «Энрон» не платил налога на прибыль в течение последних пяти лет. По данным сенатского комитета, сделки банкиров с энерготрейдером позволили ему уменьшить в финансовом отчете сумму долга на 40% и «увеличить» размер оборотных средств на 50%. Это лишь одно из свидетельств того, что показатели американской экономики могут носить виртуальный характер.

Реальный фундамент имперской стратегии Соединенных Штатов выглядит очень шатко в свете объективной оценки их возможностей . А сама эта стратегия становится все более призрачной. Имперские амбиции Соединенных Штатов лишены каких-либо серьезных оснований, и противоестественные попытки осуществить эту «американскую мечту» могут лишь повторить опыт империй прошлого, судьбе которых о Г. Киссинджер довольно подробно рассказал в книге : Своей. И, тем не менее, США продолжают с настойчивостью, достойной лучшего применения, создавать свою мифическую империю. Чтобы завершить имперскую тему, дадим слово ветерану американской геополитики, Генри Киссинджеру, который занимался этими проблемами и теоретически, и практически. В одной из своих последних работ пишет он о том , как Соединенные Штаты в настоящее время «представляют себе свое положение»: «Хотя они и отвергают свои имперские претензии и не имеют имперских структур , их действия, несмотря на все их заверения в наличии доброй воли , продемонстрированной без колебаний и безапелляционно во многих частях планеты , на самом деле являются имперскими ».

Самым сильным аргументом, подкрепляющим американскую имперскую мечту, является их экономическая мощь - та база, на которой зиждутся ее политические и военные амбиции, а также уверенность в своей неуязвимости. Но и экономическую неуязвимость Америки и «динамичность» ее экономики, которым З. Бжезинский обосновывает глобальное могущество Соединенных Штатов, уже давно можно было поставить под сомнение. Не будем вспоминать о рубеже 20-30-х годов прошлого века, когда американская экономика была на грани тотальной катастрофы. Да и всеобщая история подтверждает, что важным фактором развития человечества на протяжении последних пяти столетий наряду с развитием производительных сил было то духовное и социальное движение, которое характеризуется как западная или европейская цивилизация. Основа духовности новой цивилизации сформировалась в Европе примерно в начале второго тысячелетия (XI-XIII века). Позднее ее главной компонентой стало доминирование экономических мотивов и критериев жизнедеятельности людей, совокупность которых мы называем товарно-денежными отношениями. Возникла «экономическая цивилизация», которая продемонстрировала значительные успехи в сравнении с предыдущими этапами человеческой истории в развитии техники, науки, производительных сил вообще. Г-н Бжезинский прав, констатируя, что этими достижениями воспользовалась Евразия, которая стала «центром мирового могущества».

Говоря о могуществе Америки, предопределяющим ее господствующее положение в мире, г-ну Бжезинскому не мешало бы отметить и то, что Евразия обладает огромными неиспользованными потенциями развития, которые постепенно реализуются, а американское экономическое и военное могущество уже поражено не очень заметными пока , но достаточно уже тревожными внутренними симптомами недуга, которые в нашем быстро развивающемся мире могут неожиданно подорвать и то , и другое. Соотечественник З. Бжезинского Э. Тоффлер, трилогия которого, посвященная будущему человеческого сообщества, завоевала огромную популярность во всем мире, пишет в заключительной книге о трансформации США как сверхдержавы : «Медленнее и менее драматично (в сравнении с СССР - авт. ) Другая мировая супердержава также вступила в полосу упадка. Об утрате Америкой глобальной власти написано так много, что здесь об этом не стоит повторять. Еще более разительны, однако, многочисленные утраты властных возможностей ее некогда доминировавшими внутренними структурами ».

Кроме того, аргументация г-на Бжезинского попросту некорректна. Обосновывая претензии США на мировое господство, он утверждает, например, что Евразия слишком велика, чтобы быть единой в политическом отношении. Но нельзя не видеть, что ведущей тенденцией мирового развития, которая знаменует вступление человечества в XXI век, является глобализация мировой экономики, которая служит основой политического сближения государств, о чем свидетельствует европейская, латиноамериканская, а теперь уже и африканская интеграция. Глобализация экономики оказывает влияние на внутри- и внешнеполитические акции многих стран, на культуру, образ жизни, мораль, искусство, на социально-психологические ориентиры огромных масс людей. Этот процесс в Европейском Союзе развивается не очень быстро, но неуклонно, причем и в направлении его политической консолидации. Так что евразийское могущество, значительно перекрывающее, по мнению г-на Бжезинского, американское, может привести США к необходимости переходить к защите в разыгрываемой шахматной партии. Этому способствует и наличие на евразийском «мегаконтиненте» многих государств, которые он считает «исторически амбициозными и политически энергичными». Их разнообразие, существующие между ними различия, плюрализм взглядов и мировоззрений, проявляющийся в противоречиях и борьбе, способствует взаимному обогащению, материальному и духовному, обеспечивает динамизм в их жизнедеятельности и обеспечивает то, что иногда называют единством в многообразии. Все это заставляет усомниться в динамизме и уникальности Америки.

Попытки превратить США в единственную мировую державу, по своему произволу решающую проблемы общественных отношений во всех уголках планеты, лишь на первый взгляд могут показаться выгодными тем же Соединенным Штатам. Нарушение баланса в международных отношениях вызывают беспокойство у самих американцев. С запозданием до их сознания доходит та истина, что куда надежнее и спокойнее для них было бы договариваться с равносильным партнером (даже при наличии ряда разногласий) об урегулировании конфликтных ситуаций и сдерживании опасных тенденций в разных регионах, чем взваливать на себя груз единоличной ответственности за все , там происходящее. Позиция главного арбитра и вершителя судеб по мере накопления неудач и ошибок в исполнении этой роли усиливает непонимание американской политики, несогласие с ней, подрывает доверие к Соединенным Штатам.

Нельзя забывать и о том, что в мире, кроме Евразии и Америки, есть огромная развивающаяся Африка, в прошлом, теснейшим образом связанная с европейскими странами. В трудную минуту африканцы и сейчас иногда обращаются к своим прежним боссам; во многих отношениях - в вопросах финансово-экономических, культурных, в военном строительстве, в деле образования они охотно сохраняют и используют в своих интересах прежние связи с ними. Развивающиеся страны Африки будут многие свои проблемы решать вместе с Европой. Если сложить воедино даже только указанные факторы будущего Европы и сравнить их с факторами того же типа, действующими в Америке, то именно Соединенным Штатам, а не Европе, грозят упоминаемые г-ном Бжезинским патернализм, протекционизм, сочетание «эскапического гедонизма с духовной пустотой».

Что касается богатств США, то распространение душевной нормы потребления в США на весь мир, требует таких объемов производства, которые наша планета просто не выдержит. Чтобы все люди планеты жили по американским стандартам, необходимо ежегодно производить 20 триллионов киловатт-часов электроэнергии, 15 млрд тонн бумаги и картона, 13 млрд тонн нефти, необходимо увеличить выпуск автомобилей до 140 млн штук в год. Короче говоря, современный уровень производства необходимо поднять в 5-6 раз, к тому же объемы отработанных выбросов, отправляющих экологическую среду, возросли бы при этом в десятки раз. В результате наша планета погибла бы от экологического коллапса.

Итак, жить по-американски весь мир сегодня не может, а ведущая страна «золотого миллиарда», Америка, делиться ни с кем и ничем не хочет. Она, судя по всему, твердо намерена сохранить несправедливый существующий мировой порядок, обрекая большинство населения Земли на экономическую отсталость, нищету и массовый голод. Если этот порядок не будет изменен политическими средствами, а надежды на это практически нет, в XXI то веке неминуемо столкновение народов Юга с промышленно-развитыми странами. Оно будет носить характер борьбы народов за обладание и источниками сырья, и других жизненно обеспечивающих ресурсов, столкновение голодных с богатыми и сытыми. Если не принять срочных и энергичных мер по предотвращению этого глобального столкновения человеческих масс за выживание, то все человечество может оказаться на грани катастрофы. Таким образом, имперские амбиции США несут человечеству угрозу непредсказуемого хаоса в масштабах всего миропорядка.