“Человек в высоком замке”: и человек ничего, и замок крепкий

Serial Killer
3 min readDec 12, 2018

--

обергруппенфюрер Смит на фоне новой карты мира

В общем и целом «Человек в высоком замке» сходу подкупает необычным подходом к вполне привычной теме. В различных реальностях, изобретённых фантастами и киношниками, мы частенько видели нацистскую Германию в самом расцвете могущества, но здесь есть ещё и Япония, которая смотрится в этих декорациях очень логично: строгие, хмурые, затянутые в чёрное японцы с красными нашивками — как будто ничего не поменялось. А следом уже видишь очарование деталей и то, насколько продуман изобретённый мир. Действие сериала начинается в 1962 году, но различные детали указывают на то, что общество империалистической Японии и нацисткой Германии все ещё живёт в 50-ых — вполне объяснимый культурный застой, особенно в том, что касается японского традиционализма.

тайм-сквер в новой версии

И вот там всё такое продуманное и идейное, до идеально распутывающегося клубка. Каждому в этой истории отведено своё место, все персонажи для чего-то нужны. Каждый из них винтик, который закручивается в цельный механизм, а иногда и олицетворение одной из философий. Японский министр торговли — путь спокойствия и дзен-буддизма; инспектор Кидо — путь войны, не бусидо конечно, но тоже со своим кодексом; Джо существует для шпионской линии; Джулиана — для повстанческой; Смит — для вариативности, как выясняется в этом сезоне. И каждый из них демонстрирует этот мир через свою призму. Таким образом зритель сталкивается со всеми аспектами и лучше понимает, как устроена вселенная «Человека в высоком замке». До появления Николь, например, никто особо не давал повода поразмыслить, какими средствами работает нацистская пропаганда, никто не показывал этот момент, а тут бац — как завещал Геббельс.

В 3 сезоне возникает ещё крутая тема коллаборационизма и отношений отдельного человека с режимом. При этом работает она для всех: высокопоставленных чиновников и предателей. Для всех суть одинакова: ты не можешь быть честным с режимом и полагаться на совесть, не можешь надеяться, что система тебя учтет и тебе воздастся за порядочность. Может, именно поэтому все персонажи-деятели здесь люди глубоко не порядочные, а порядочные даже выглядят слабовольными на фоне всего этого.

юность без сомнений

И ещё один интересный момент, которым мы прониклись в последнем сезоне. Один из самых крутых конфликтов здесь — между людьми, строившими этот мир, и теми, кто был в нём рожден и другого не видел. Он и раньше был, но теперь стал ярче и драматичнее. Новое поколение гитлерюгендов — настоящее поклонение убийц, взращенное режимом. Не знавшие другой реальности, эти дети фанатично преданы Рейху и идее, среди них нет предателей и отступников. Для Смита это всё выливается в конфликт отцов и детей, для Джо — логичный финал, для остальных это не такая существенная линия, но особенно смело сделанная в финальной серии сезона.

В каждом сезоне есть сцена, ради которой, кажется, всё и затевалось. Если в первом это внезапное перемещение министра Тогоми в другую реальность, а во втором — сбор в Рейхстаге, то в третьем совершенно отчётливо — уничтожение двух главных символов свободы и демократии бывших США. Каждая из этих сцен закрывает определённую тему, ставит точку. И такой эпичной точки, как в этом сезоне, ещё не было.

В общем, радуемся мы бесконечно, что «Человек в высоком замке» не деградирует. И бесконечно-бесконечно, что он продлён. Оно того стоит.

--

--