Воркута

На просторах крайнего севера

Sergei Grundul
11 min readSep 13, 2016

Каждый год мы стараемся побывать в интересных и малоизвестных местах нашей огромной страны, где не работает сотовая связь и интернет, диких животных больше чем людей, а воду можно пить прямо из рек. В таких экспедициях важно иметь не только качественное снаряжение и хорошую физическую подготовку, но и настоящий мужской характер. В это уникальное путешествие нас отправилось трое — Я, Васильев Сергей и Лебедев Стас.

На этот раз мы отправились за полярный круг в Воркутинский район. Нашей целью была рыбалка в горном озере Усваты и дальнейший сплав на катамаране по реке Малая Уса. Сто километров вниз по реке, в тундре, без населенных пунктов — на всё про всё 14 дней.

Дорога

Стартовали с Ладожского вокзала в субботу утром на поезде Санкт-Петербург — Воркута. В дороге мы должны были провести ровно двое суток. Дни пролетели довольно быстро, у нас была хорошая компания, веселые соседи, домино и вагон-ресторан.

Дорога в поезде.

В понедельник в 9:50 утра наш поезд успешно прибыл в Воркуту. На вокзале нас встретил Эдуард, который согласился забросить нас еще на сто километров в сторону Карского моря. Довольные, что наконец-то вышли из поезда, мы сделали несколько фотографий Привокзальной площади, погрузили все вещи в Трэкол и двинули в тундру.

Вокзал Воркуты. Погрузка в Трэкол

Следующие 12 часов нам предстояло пробираться через болото, проходить броды, преодолевать канавы от вечной мерзлоты, поэтому перед тем как полностью выехать за пределы цивилизации мы заправились водой, докупили недостающие продукты в магазине и сделали остановку у памятника “67-параллель”.

Памятник “67 параллель”. Последние приготовления

Сложно передать первые впечатления о тундре. Низкое небо, километры нетронутого пространства на котором нет ни деревьев, ни людей, только изредка можно увидеть полярных сов или других хищных птиц. Сильный ветер от которого не скрыться. Резко меняющаяся погода. Отсутствие дорог.

Тундра. Трэкол. Морошка

Проехав чуть больше половины пути, совершенно случайно выезжая из русла реки на берег отломалось колесо у Трэкола. Сломалась полуось левого заднего колеса. Мы немного заволновались, что наша поездка может закончиться еще не начавшись, но Эдуард легким движением руки достал из багажника новую полуось и все принялись ремонтировать колесо.

Сломали полуось у Трэкола

Открутив все возможные болты, провозившись около 3 часов нам все же удалось поставить наш вездеход на “ноги”. Время близилось к полуночи, а проехать еще нужно было почти половину пути. Остаток заброски мы всячески уговаривали Эдуарда ехать чуть поаккуратнее поскольку второй полуоси у нас не было.

Немного застряли

К 3 часам ночи мы выехали к истоку реки Малая Уса, которая вытекает из озера. Проехав еще немного по правому берегу нам оставались считанные метры до запланированной точки и первого лагеря, но наш УАЗ снова встал. На этот раз мы обнаружили 3 отверстия в заднем колесе. Ни о каком ремонте не было и речи, все были вымотаны дорогой. Перенеся вещи на более обустроенное место под лагерь мы разбили палатки и легли спать. Утро вечера мудренее.

Лагерь. Рыбалка на озере Усваты

Проснувшись, мы решили организовать наш лагерь более основательно, а также познакомиться с местной фауной. Место, на котором мы вынуждены были остановиться, было очень живописное: чистейшее бирюзовое озеро и горы по обоим берегам. Еще долго наши глаза не могли привыкнуть к этой красоте, что заставляло нас снова и снова с восхищением обсуждать местную природу.

Лагерь №1

На первую рыбалку мы собрались только к вечеру. Пережив дикий ураган, выпив по чашечке “lavazza” наша команда выдвинулась за трофеями. Кстати перед тем как поехать в эту экспедицию, мы списались с самарскими ребятами, которые были на этом озере в предыдущие года. Они рассказали нам несколько точек, где у них был хороший улов. Хочется сказать парням большое спасибо за отзывчивость и их отчет о поездке, который помог решить нам многие вопросы.

Выход на рыбалку

Сергей и Стас ловили на спиннинг, я же сделал упор на ловлю нахлыстом. Ребята довольно быстро нашли нужные приманки, в основном это были вертушки разной раскраски и размеров. Также не плохо себя показали smith niakis, daiwa silver creek, mepps. С нахлыстом пришлось чуть-чуть повозиться. Перепробовав несколько вариантов мух, ловить стал оливковый woolly bugger с золотой вольфрамовой головкой.

Улов.

“ Здесь нужны таблетки от жадности” — услышал я по рации от Стаса. Несмотря на плохую погоду и сухое лето, о котором нам рассказывал Эдуард, рыба брала очень активно. Из одной ямы можно было достать и по двадцать гольцов, но мы не браконьеры, а туристы. Возьмем столько, сколько съедим, все остальное по принципу “поймал — отпустил”.

Ловим арктического гольца на озере Усваты

Вернувшись с рыбалки мы устроили себе праздничный ужин: Копченый и жаренный голец, бутерброды с красной икрой, малосольный хариус, вкуснейший самодельный бренди, фейерверк из охотничьих ракетниц. Как сказал классик: “При эдакой снеди - как не быть беседе”, да и что может быть лучше, чем задушевные разговоры после успешной рыбалки.

Коптим, жарим, вялим

На следующий день ничего не изменилось. Рыба все так же клевала хорошо, а бренди был по-прежнему вкусным. Подводя итог нашей стоянке на озере можно смело сказать, что для меня это была лучшая рыбалка на которой я когда-либо был. Ощущение рыболовного азарта заставляло забыть о плохой погоде и времени. Сложно передать словами мощные удары при поклёвках, удилища скрученные дугой, звуки фрикциона, борьбу с сильной рыбой на тонких снастях. Мы простояли лагерем на озере почти три дня и наверняка простояли бы больше, если бы не нужно было пройти на катамаране еще сто километров.

Арктический голец

Можно сожалеть о том, что подобных озер нет в Ленинградской области, но мы решили порадоваться, что подобные путешествия открывают для нас новые уголки нашей необъятной родины. Собрав лагерь и наш корабль под название “Дредноут”, мы прошли первые метры в сторону цивилизации. Все были уже полны эмоций, а наше путешествие только началось.

Сплав. Малая Уса

Попрощавшись с гольцовым озером Усваты наш корабль вошел в Малую Усу. Это горная река, в которой объём воды напрямую зависит от ежедневных осадков. Чем меньше осадков, тем слабее течение. Эдуард был прав - лето было очень сухим. Первые километры пути дались нам очень тяжело, приходилось переносить наш катамаран практически вручную. Мы старались не падать духом, шутили и надеялись, что когда река выйдет за горы, то она станет более глубокой. Об этом же говорили и спутниковые снимки.

Малая Уса

Переходы мы делали ночью, потому что днем дул сильный встречный ветер. Так и сложился наш график переходов. Начинали плыть с 11 вечера и старались пройти как можно больше, заканчивали грести примерно в 3–4 часа ночи. Просыпались в среднем в 12 часов дня, рыбачили, кушали, сушились, отдыхали, собирались и снова гребли. Надо сказать, что график оказался довольно непростым, и к концу нашего путешествия все выглядели устало. Погода тоже особо нас не радовала. Днем как я уже говорил был сильный ветер и переменчивая погода, ночью как правило шёл дождь, а температура падала до +8 градусов.

Ночь в тундре

Хариус

Останавливаться на ночлег мы старались в живописных местах не только ради красоты, но и конечно же ради рыбалки. На реке даже в сухое лето достаточно глубоких ям и быстрых перекатов, где и хотелось попытать удачу и поймать трофейного Хариуса.

Ловля Хариуса на Малой Усе

Для меня эта рыба была загадкой. Два года как я ловлю на нахлыст, однако заветного “Грэйлинга” так ни разу и не видел. После того как наш “Дредноут” в очередной раз причалил к берегу, где все располагало к добыче трофейных экземпляров, Стас отправился на проверку перспективных точек. Я и Сергей остались в лагере передохнуть после сытного обеда. Отдых нам не понадобился, по рации было передано: “Тащу что-то огромное”- усталость сняло как рукой.

Хариус

Сергею также улыбнулась удача, в очередной заброс на вертушку от Mepps ему удалось вытащить еще более крупный экземпляр.

Хариус. Ракетка 65 см в длинну

Прорыбачив несколько часов мне так и не удалось сравняться с ребятам по весу. Откусывая мушки, хариус отказывался садиться на крючок, а нам пора было собираться в путь. На следующей стоянке я вытащил рыбу под килограмм, на что ребята шутливо сказали: “Хариус — хороший”.

Хороший хариус

Оленина

Проходя очередной поворот реки мы увидели на берегу чум. Чум — это переносное жилище в виде шатра, в котором живут ненцы. Ненцы — это северный народ, который занимается оленеводством и рыбалкой.

Проплывая мимо чума наш корабль вызвал переполох у местных жителей и нам пришлось остановиться. Поболтав о рыбалке, рассмотрев полностью наш катамаран, ребята предложили нам две свежие ноги молодого оленя в замен на водку. Вообще спирт до сих пор является ценной валютой в здешних местах. Обменявшись товаром мы проплыли еще пару километров и устроили себе очередной вкусный ужин.

Вкусный ужин под вкусный бренди

Наевшись вкуснейшего и нежного мяса с макаронами, нам предстояло еще довольно много проплыть. Как же это было лениво =)

Эпилог

Чем ближе наш корабль подходил к Воркуте, тем больше менялся характер реки. Из горной и быстрой, Уса превратилась в широкую и полноводную Волгу. В какой-то момент мы даже пожалели о том, что не взяли мотор к нашему катамарану.

Плесы

Добравшись до места, где в реку впадает ручей Пайсошор, мы встали на нашу последнюю ночевку. Я и Стас отправились на самую высокую сопку найти мобильную связь, чтобы договориться о выброске с Эдуардом и поговорить с родными. Сергей остался в лагере.

Наше путешествие подошло к концу. Мы наловились хариуса и гольца, прошли 98 км пути, договорились о выброске. Оставалось собрать вещи и дождаться Эдуарда. Расслабившись, что все уже позади, мы легли спать.

Проснулся я от сильнейшего ветра и дождя. Выйдя из палатки я увидел ребят, которые боролись с налетевшей стихией и пытались восстановить упавший и чуть не улетевший тент. Пока я собирал вещи, у меня улетела палатка. Пролетев через весь остров, рукав реки и вылетев на берег, она продолжала набирать скорость. В какой-то момент я потерял надежду, что смогу догнать своё жилище. Но благодаря небольшой канаве (за которую зацепилась дуга) я все же сумел её поймать. Тундра еще раз напомнила нам кто здесь хозяин.

Молчаливые, усталые и мокрые мы встретили Эдуарда, который на своём вездеходе вплавь преодолел брод и заехал на наш остров.

Покидая тундру

Выброска заняла у нас пару часов. Мы практически доплыли до Воркуты, поэтому никаких проблем не возникло. Эдуард завез нас в городскую столовую, а после сытного обеда — на вокзал, где нам предстояло ожидать наш поезд Воркута -Санкт-Петербург еще 6 часов.

Вокзал

Итог

Абсолютно точно, что для каждого из нас эта поездка запомнится надолго. Не смотря на суровость природы и сложность маршрута, мне кажется, что каждый человек хотя бы раз должен побывать в тундре и ощутить всю красоту и притягательность крайнего севера. Пройти подобное испытание стоит хотя бы потому, что сидя в бетонных блоках и офисных коробках, мы часто забываем о силе стихии, о красоте природы, о настоящей дружеской помощи. Такие путешествия заставляют встряхнуться и задуматься. Ну а рассказы о поездке и просмотр фотографий за бутылочкой холодненького пива под вяленого арктического гольца и хариуса никого не оставят равнодушным.

Sergei Grundul

Истории о путешествиях, походах, экспедициях, рыбалке.