Игры 2017 года

SHAGRAL
11 min readDec 30, 2017

--

Оригинал — http://mosgeek.com/2017/12/goty-2017/

Каждый год я планирую забабахать крутое видео, посвященное играм года, и каждый год я попадаю в предновогодний водоворот дел и забот, из которого на берег выбрасывает разбитого человека, полного оливье и сожалений о незавершенных начинаниях. Но в этом году я решил кардинально снизить планку и хотя бы доползти до клавиатуры, чтобы написать буквы об играх, которые занимали, развлекали и отвлекали меня в этом году.

2017-й был тяжелым годом во многих сферах общественной жизни, но не в видеоиграх. Игры в этом году были на удивление хорошими, разными и прибывали в больших количествах. Я бы сказал, что это был лучший год со времен далекого 2013-го. Конечно, это не 1998-й, но все равно — неплохой был год. Объединяющей темой 2017-го стало большое “НО”. Отличный сюжет, НО паршивый игровой процесс. Потрясающе выглядит, НО ужасное техническое исполнение. Исправили все ошибки прошлой части, НО сделали новые. Эта тема красной нитью проходит по всем хитам 2017-го, как вы увидите ниже.

10. SUPERHOT VR

SUPER. HOT. SUPER. HOT. SUPER. HOT. SUPER. HOT.

Ок, технически эта игра вышла на Окулусе в конце 2016 года и полностью повторяет идею инди-хита SUPERHOT, который я оценил весьма высоко в феврале прошлого года. Но версия для HTC Vive, в которую играл я, вышла в начале 2017 года, так что формально я чист. Позаимствовав VR-шлем у Паши, я марафоном пробежался по всем основным играм, и, несмотря на низкий общий уровень, могу сказать, что SUPERHOT VR — это лучшая игра для шлемов виртуальной реальности, что я видел. И это именно игра, а не демо или “экспириенс”.

Идея все та же — время двигается только вместе с тобой. Но от обычного SUPERHOT тут есть два кардинальных отличия. Во-первых, это игра в виртуальной реальности, действие которой тоже происходит в виртуальной реальности. И на этом построены определенные ходы, которые я не буду спойлить. Во-вторых, SUPERHOT VR — это самый физически интенсивный опыт с видеоигрой, что я имел в жизни. Сняв шлем после конца игры, я был мокрым до нитки, совершенно дезориентированным и мне понадобилось несколько часов, чтобы прийти в себя. Но оно того стоило. Если у вас будет возможность попробовать хотя бы одну VR-игру — убедительно рекомендую начать с этой.

9. SteamWorld Dig 2

SteamWorld Dig 2 идеальна для поездок на общественном транспорте. Главное — не пропустить свою остановку.

Я совершенно наобум приобрел SteamWorld Dig 2 на Nintendo Switch, чтобы поиграть во время ежедневных поездок на работу. И так сложилось, что этот 2D экшен-платформер про робота-рудокопа из стимпанковского вестерн-постапокалипсиса прям-таки запал мне в душу. У игры почти идеальная кривая удовольствия (я только что придумал это понятие) — каждый раз, когда вот-вот может стать скучно, игра дает новые игрушки и новые виды препятствий и врагов. Для такой маленькой и незаметной на первый взгляд игры, SteamWorld Dig 2 дает мощнейшее чувство прогрессии через апгрейды, которые кардинально меняют то, как ты играешь в игру. Большим консольным блокбастерам есть чему поучиться у этой малышки. Единственный аспект игры, который оставил желать лучшего — это сюжет и персонажи.

Отдельно хочется отметить не стихающий восторг от Nintendo Switch. Как я сказал в своем обзоре платформы, ее уникальность в том, что она дает мне время для игр, в которые я бы просто не стал играть на “большой” платформе, как ПК или PS4. Если бы не Switch, то я бы точно пропустил такую жемчужину, как SteamWorld Dig 2.

8. Assassin’s Creed: Origins

Assassin’s Creed: Origins впечатляющим образом передает красоту страны солнца и песка. Только наслаждаться ей приходится с частотой 10 кадров в секунду.

Если бы кто-то мне сказал, что новый Assassin’s Creed будет в моей десятке игр года, я бы рассмеялся этому человеку в лицо, так как питаю глубокую неприязнь к этой серии. Но после долгих сомнений и предостерегающих отзывов от знакомых, я все-таки купил Origins, так как люблю Египет и был в настроении поиграть в большую RPG с открытым миром. К тому же, Ubisoft пропустила прошлый год и вроде как многое поменяла для этой игры.

Origins встретила меня жуткой оптимизацией на ПК. Первые два вечера я провел в тщетных попытках найти играбельную конфигурацию графических настроек, потом пытался вернуть игру, но не смог, т.к. она была куплена в Uplay (позарился на скидку 20%). Пришлось играть. И мне понравилось. И нравится все больше и больше по мере того, как я в нее играю. Как и прошлый хороший Assassin’s Creed (Black Flag), Origins блистает в те моменты, когда она меньше всего напоминает канонические игры серии. У Origins намного больше общего с Witcher 3, чем с Assassin’s Creed, и наверное поэтому она мне так нравится. Дизайн открытого мира явно вдохновлен историей про путешествующего полицейского-по-найму, решающего проблемы местных жителей, сверяясь только со своим моральным компасом.

Египет редко фигурирует как сеттинг для видеоигр, но тут он представлен во всей красе и на пике своего величия. Origins — потрясающе красивая игра, что делает паршивое техническое исполнение на ПК еще более печальным. Ну а протагонист — мэджай (что-то вроде тахасского рейнджера) по имени Байек — вообще пришелся мне по нраву.

7. Mario + Rabbids Kingdom Battle

Эта игра могла бы быть супер крутой. Вместо этого она просто хорошая.

Мой опыт с Mario + Rabbids был похож на американские горки — то вверх, то вниз. Сначала я был в восторге от красок, юмора и приятных анимаций этого попурри из классических персонажей Нинтендо и глупых (но милых) рэббдов. К концу первого мира я начал волноваться, что это “XCOM для детей”, игра казалась простоватой. Во втором мире добавились интересные механики, больше врагов, и сложность вышла на оптимальный уровень. На этом этапе я получил максимум удовольствия от игры, играя каждую поездку на работу. Но постепенно бои становились длиннее, ставки — выше. Я стал играть уже не каждую поездку, а через раз. К концу 3-го мира я уже совершенно не хотел доставать из рюкзака Switch. Перспектива 50-минутной напряженной баталии, где исход часто зависит от чистой удачи, стала отталкивать меня от игры. Мне казалось, что я прокачал “не тех” персонажей, а фармить монетки, перепроходя старый контент, мне не хотелось. Она стала казаться слишком сложной, что диссонировало с её веселеньким внешнем видом.

В принципе, я доволен временем, проведенным с Mario + Rabbids. Но если бы кривая сложности была бы лучше спланирована, то эта игра могла бы быть куда выше (ниже?) в этом списке.

6. Horizon: Zero Dawn

Я надеюсь на долгое и светлое будущее этой новой франшизы от Guerrilla Games.

Я мало что помню про Horizon: Zero Dawn. Помню, что игра мне очень понравилась. Там была классная героиня и пост-постапокалиптический мир с интересной мифологией. Помню, что игра выглядела просто потрясно на PS4. И робо-динозавры! Помню охоту с копьем и луком на гигантских дино-роботов, которым можно было отстреливать различные компоненты. Мне как-то даже немного стыдно, что я поставил игре пять звезд, а теперь с трудом могу собрать какие-то чувства по поводу нее. Не то что бы оценка была незаслуженной, и дело не в том, что она вышла в начале года, просто игра как-то не оставила во мне никакого следа. Но я помню, что она мне очень нравилась, пока я в нее играл. Мне казалось, что вряд ли что-то переплюнет ее в этом году.

Horizon не подфортило выйти бок о бок с The Legend of Zelda: Breath of the Wild. На фоне этого шедевра построения открытого мира, полного возможностей для путешествий и приключений, мир Zero Dawn выглядел бледно. Передвигаться по нему было не так интересно и зачастую неудобно — дурацкое скалолазание и прыжки вверх по горе в лучших традициях Скайрима. Я понял это уже сильно после прохождения игры, но мир Horzion: Zero Dawn просто не очень интересно исследовать. Несмотря на художественную и техническую красоту, он совершенно стерильный в плане интерактивности и чувства приключения. Но было круто отрывать турель со спины гигантского саблезубого робо-тигра и расстреливать из нее разбегающихся робо-страусов.

5. Destiny 2

Завала — наверное единственный персонаж в Destiny 2, который воспринимает все происходящее всерьез.

Destiny. Как много в этом звуке. Destiny 2 исправила практически все недостатки первой игры, но вместе с этим напрочь лишилась ее атмосферы мистики и загадочности. Первой игре удавалось создать впечатление (на фоне катастрофической нехватки контента), что там, за пределами игрового пространства, есть огромный мир, полный неведанных сил, персонажей и загадок. У игры не было сюжета, но была мощнейшая мифология, благодаря которой она казалась больше, чем сумма своих частей. В нее играли сотнями часов, хотя контента было на 20, от силы. Этому способствовало то, что лучшая часть игры (рейд) была спрятана за стеной утомительной долбежки одного и того же контента в ожидании шмоток с более высокими статистиками. На бумаге, Destiny 2 решает все эти проблемы — добавили контент, добавили сюжет (простецкий, но сюжет), и раздали всем много шмоток и экзотических пушек и почти сразу пустили в рейд. Но рейд не такой классный, как первый, игровые зоны не такие большие, как в первой игре, а высокая скорость прогрессии быстро сделала контент тривиальным. Первое дополнение разочаровало.

Хотя Destiny остается, на мой взгляд, лучшим кооперативным шутером на рынке, а ПК версия просто образцово-показательная, я не могу отделаться от ощущения, что игра чего-то лишилась. Души, что ли. Стараясь исправить то, что было не так с Destiny, разработчики упустили то, что делало ее уникальной. Но это не помешало мне получить свое и даже больше от покупки Destiny 2. Это первая игра, которую я запускаю, когда устал и просто хочется красиво пострелять в кого-нибудь.

4. Uncharted: The Lost Legacy

Серию Uncharted можно было смело завершать после третьей части, и никто бы не стал жаловаться. Механики серии (скалолазание и стрельба) изжили себя еще в прошлом поколении приставок, а Нейтан Дрейк всегда казался просто прокатной версией Индианы Джонса. Но прошлогодняя Uncharted 4 открыла Дрейка с совершенно новой стороны и тут же отправила его на покой со всеми почестями. Потрясающей красоты игра, в центре которой — уникальная химия братьев Дрейков, стала очередным шедевром Naughty Dog и моей игрой 2016 года в том крутом видео, которое я не сделал.

Казалось бы, на этом уже точно всё для Uncharted. Но Naughty Dog все-таки выжали еще одну игру, которую никто не просил. Lost Legacy, изначально затевавшаяся как DLC к UC4, выросла в самостоятельный небольшой проект, который в очередной раз поднял планку для кинематографичных игр. Я бы сказал, что это самая красивая игра на PS4 на настоящий момент. Lost Legacy даже удалось добавить новизну в привычную кавалькаду взрывающихся мостов и перестрелок в руинах, создав нечто вроде открытого мира впервые в серии Uncharted. Кататься по этой открытой зоне на джипе, решая головоломки и наблюдая за развитием дружбы между Клои и Нейдин — моя самая любимая часть Lost Legacy. Удовольствие от игры мне серьезно подпортил топорный ура-феминизм, которым игра брызжет в последней трети. Мои мысли об этом подробно изложены в обзоре Uncharted: The Lost Legacy.

3. The Legend of Zelda: Breath of the Wild

В новой Зельде сохранилось какое-то первозданное волшебство видеоигр, которого полностью лишены современные западные блокбастеры.

Breath of the Wild — идеальное название для новой игры в серии The Legend of Zelda. Главный герой здесь — мир, игровое пространство королевства Хайрул, полное приключений, загадок и неожиданных встреч. Breath of the Wild не знает равных в плане исследования открытого мира. После нее все игры с открытым миром кажутся предсказуемыми и скучными. Трудно объяснить почему, но понять очень просто — достаточно просто поиграть.

Может показаться странным, но Breath of the Wild больше всего напомнила мне Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. Эти две совершенно непохожие игры объединяет дух экспериментаторства — в них всё возможно, если только попробовать. И каждый раз, когда я думал “а что если я сделаю так?”, и делал это, оно, к моему великому удивлению и удовольствию, срабатывало именно так, как я себе представлял. “Креативное использование игровых механик” — это скучная формулировка того, что я могу описать только как волшебство.

Вместе с этим, игрой я наслаждался, скорее “вопреки”, чем “благодаря”. У меня есть длиннющий список претензий к Breath of the Wild, начиная от сомнительных гейм-дизайнерских решений и заканчивая плохими сюжетными подземельями и неудовлетворительной концовкой. В итоге мы как-то плохо расстались с игрой, и я с трудом могу представить, что когда-нибудь еще вернусь в нее. Но невозможно не признать, что Breath of the Wild — это шедевр игростроения и достаточная причина, чтобы купить Switch.

2. Wolfenstein II: The New Colossus

The New Colossus делает то, что не смог сделать Тарантино в “Бесславных ублюдках”.

Господи, эта игра! Новый Вульфенштайн — это несущийся под откос бронепоезд гротескного ультранасилия, который сшибает по пути все шаблоны и ожидания. В этой антиутопии про 60-е в мире победившего фашизма происходит ТАКОЕ мозговыносящее дерьмо, которое просто невозможно предвидеть. Но даже если вы слышали про некоторые из этих “моментов”, не стоит думать, что Wolfenstein: The New Colossus — это чистый эпатаж. Меня поразило, как игра жонглирует сразу несколькими тяжелейшими темами, когда большинство современных ААА-проектов не способны совладать даже с одной. Вульфенштайн идет по лезвию ножа, то давая серьезный комментарий на тему домашнего насилия или белого национализма в современных США, то разыгрывая потешные сценки между фашистами и ку-клукс клановцами или отправляя Блацковича в бой на инвалидной коляске. Один неверный шаг — и игра бы провалилась по колено в безвкусицу и пошлость, при этом забрызгав грязью “святые” темы. Но этого так и не происходит. А что происходит, то не раз заставляло меня поставить игру на паузу и пойти прогуляться, чтобы дать впитаться увиденному.

Это фашисты, так что все ок.

Вульфенштан мог бы быть моей игрой года, если бы бы игровая часть дотягивала до тематической. Во-первых, я так и не смог добиться приемлемой частоты кадров от плохо оптимизированной ПК-версии игры, что печально для серии, которая так прочно связана с историей компьютерных игр. Во-вторых, я остался не в восторге от The New Colossus как от шутера. Игра не заслуживает своей высокой сложности, и то, как наш брутальный морпех шкерится под столами в поисках аптечки или патронов, не раз выбивало меня из фантазии о безостановочной резне фашистов, с которой ассоциируется Wolfenstein. С момента выхода прошлой части игры (The New Order) произошел ренессанс скоростного ПК-шутера в лице DOOM. И на его фоне Вульфенштайн выглядит бледно.

1. Hellblade: Senua’s Sacrifice

Мое понимание того, кто “в порядке”, а кто “не в порядке” стало намного менее категоричным после этой игры.

Hellblade — однозначно не лучшая видеоигра, вышедшая в 2017 году. Но тогда что она тут делает? Наверное, люди вкладывают разные смыслы в понятие “игра года”. Для меня игра года — это игра, которая оказала самое большое влияние на меня в этом году. Игра, о которой я больше всего думал. Которая залезла мне под кожу и вывела меня из зоны комфорта. Как правило, это игра, которая делает нечто, что ни одна игра до нее не делала. Hellblade — это такая игра в 2017 году.

Эта игра была большим стрессом для меня, надолго разворошив мои мысли, после чего я не скоро пришел в себя. Мне хочется пройти ее еще раз, но пока я не готов снова спуститься в ад воспаленного воображения девушки на границе отчаяния. Но я помню, что вышел из него с новым пониманием того, что реальность — довольно зыбкая штука, которая держится на согласии сознания с самим собой. В пограничных ситуациях, в ситуациях колоссального стресса, этот карточный домик может легко рухнуть.

Мои мысли по поводу однообразных головоломок и муторной боевки подробно изложены в обзоре Hellblade: Senua’s Sacrifice. Может это и не лучшая игра 2017 года, но это самый фундаментальный опыт, что у меня был с видеоигрой в 2017 году.

Играйте в наушниках.

--

--