Тестирование Frankenstein AI

Я мало что помню с университетских времен так, как я помню разбор книги “Франкенштейн, или Современный Прометей” Мэри Шелли. Мы не только анализировали это произведение 1818 года (по сути это первый ужастик в мире!), но и то, как оно появилось на свет. А история там довольно интересная: Мэри с мужем, сыном и сводной сестрой Клэр отправились навестить ее тогдашнего бойфренда — самого лорда Байрона. И вот пока “беспрестанный дождь целыми днями не выпускал из дому”, они сидели у камина и обсуждали все, что приходит в голову. Тогда кто-то и вспомнил про гальванизацию — оживление мертвых организмов за счет металлических покрытий и воздействий электрического тока. Все сильно увлеклись обсуждением и Байрон предложил каждому попробовать написать “сверхъестественный” рассказ. Так в итоге и появился “Франкенштейн” Шелли, якобы приснившийся ей после тех долгих дискуссий. Вдохнувший жизнь монстр, собранный из разных частей тела, был изначально нейтрален по отношению ко всему вокруг. Но он был такой нескладный урод, что люди испугались и отреагировали на него злобно, тем самым вызвав у него ответную, еще более страшную реакцию. Это очень краткий пересказ романа, конечно.

В этом году Франкенштейну исполняется 200 лет и по этому поводу по всему миру будет проводиться множество мероприятий. Конечно, самые интересные из них проводят ребята из диджитал лаборатории по сторителингу Колумбийского университета.
Представьте, что AI — это не только ассистенты типа Сири, к которым мы время от времени обращаемся по разным вопросам, но наши виртуальные помощники, слушающие и распознающие наши разговоры, чтобы незаметно для окружающих встревать, что-то подсказывая или даже направляя наши диалоги с другими.
На данном этапе искусственный интеллект под кодовым названием Франкенштейн “подкидывает” заранее подготовленные вопросы и предложения, а также есть “специально обученный человек”, слушающий разговоры и встревающий в них по своему усмотрению. Например, кто-то из участников дискуссии рассказывает какую-то жизненную историю и “невидимый помощник” распознает и гуглит на заданную тему и подкидывает наводящие вопросы или же зачитывает найденные цитаты из интернета. Однако не стоит ожидать лишь участливую Сири, у этого Франкенштейна — 12 эмоциональных “режимов”. Чтобы сделать разговор содержательнее, искусственный интеллект провоцирует участников на воспоминания, страхи, надежды и прочее.

Как это происходит?
Формат мероприятия — ужин, на который собираются 4–6 незнакомцев. По задумке это настоящий ужин из трех блюд с десертом, но который может происходить в придуманных условиях — в прошлом, настоящем или будущем времени. Ужин может быть как на полянке в лесу, так и в ресторане или в домашних условиях. Блюда и напитки могут быть любыми в зависимости от концепции.
Например, вчера одна из групп пригласила нас на ужин в вагон-ресторан конца 18-го века, где мы, люди из будущего, сильно хотели гранолу к йогурту :)
Тема ужина может быть вольной, однако искусственный интеллект будет в первую очередь искать связь с произведением Шелли.
Наша первая задача— сделать так, чтобы люди познакомились, узнали друг друга и нашли себе “комфортного” собеседника.
У каждого гостя есть гарнитура. Иногда “голос разума” обращается к группе, иногда конкретно к кому-то. Никто за столом не знает, кто и когда слышит какие-то реплики невидимого ассистента.
В Нью-Йорке всю осень будут проходить мероприятия, на которых волонтеры будут придумывать такие ужины, создавая фреймворки, которые позже будут скормлены AI и на основе этого всего будет сгенерирована программа для совершенно реальных ужинов на десятки человек в течение пяти дней в октябре. Презентация результатов будет в канун Хеллоуина. А еще финальным аккордом будет ноябрьский ужин с “дополненным интеллектом” на 60 человек в Амстердаме.

Итак, вчера мы с мужем разнообразили семейный досуг и пошли в волонтёры этой диджитал лаборатории. Его ужин проходил на заднем дворе частного дома в настоящем времени — это было классическое американское барбекю с бургерами, хот-догами, картошкой фри и всем остальным. Они вели дискуссии о напряжении и релаксации (в какой-то момент в ход пошёл даже воображаемый косяк!).
У меня же был футуристический ужин в 2718 году — во времена, когда люди выращивают человеческие органы и даже едят их, чтобы восполнить запасы нужных макро- и микроэлементов. Задача нашего “монстра”— помочь провести диагностику собеседника, задавая вопросы и направляя дискуссию так, чтобы было ясно, что сейчас нужнее — кусочек мозга или сердца.
Но для начала расскажу, как нас разбили на группы: нужно было написать на листочке бумаги любого человека, с кем мы бы хотели отужинать, затем нужно было найти в зале людей, чьи персонажи хорошо вписались бы в одну компанию. У меня был Дэвид Линч, у мужа – известный астроном Carl Sagan, так мы и попали в разные группы.
Am I still alive?
А теперь подробнее про наш ужин: итак, группа незнакомцев приходит в ресторан, где видят операционные столы, окаймленные движущейся лентой, как в японских ресторанах, а над ними висят нагревательные лампы, излучающие мягкий рассеянный свет (идею с регтгеном под столами мы вовремя откинули!). Движущаяся лента наполнена кровью и символизирует кровеносную систему организма. На столе лежит препарированное тело и с помощью деревянных палочек можно достать нужные органы. Учтите, что приборы поданы настолько длинные, что вкушать еду самостоятельно не представляется возможным, именно поэтому нужно найти собеседника и кормить друг друга.

Для “разогрева” всем гостям подают плаценту. Оказывается, мамы и новорожденные дети едят плаценты сразу после родов, а в таких прогрессивных странах как США, плаценту можно специальным образом заморозить и позже использовать для регенерации собственных органов (в том числе позвоночника!)
Затем следуют закуски — языки, уши и глазные яблоки. В качестве главного блюда у нас сердца и мозги, а на десерт — костный мозг. Захотелось пить? Вот вам в стаканчике редкие и полезные Т-лимфоциты.
Темы для обсуждения — любовь и разлука, одиночество в толпе и самолечение. Наш “Франкенштейн” помогает распознать и диагностировать недуги, чтобы гости могли исцелить друг друга во время ужина.
Выбирая тему, я вспомнила цитату Боно из группы U2:
“Некоторые умирают в семнадцать лет и откладывают похороны до тех пор, пока им не стукнет семьдесят семь. Я вижу много мертвой молодежи и много живых стариков”.
А эта идея про поедание органов напоминает что-то индейское — съесть еще теплую печень врага, чтобы обрести его силу. Впрочем, ацтеки тоже ели человеческие сердца из тех же соображений.
Конечно, описать все детали сложно. У нас был шанс создать фреймворк и потом даже “прогнать” одно блюдо на другой группе. Мы сами играли роль искусственного интеллекта, стоя у них за спинами, слушая разговоры и подсовывая разным участникам бумажки с дополнительными вопросами и предложениями, влияя на течение их разговора. Диалоги были на удивление длинными и откровенными. Так даже не всегда с друзьями получается!
И ещё одна заметка на полях: мы знали имена друг друга, но не спрашивали про работу. Примечательно не определять свою личность через то, что привык делать. Не спрашивать никого про возраст и не вести обычный small talk. А ещё круто, что за столом собрались люди, не смущающиеся и не хихикающие про поедание и сервировку человеческих органов. Но чисто для информации: в группе было двое мужчин (один молодой и один пожилой) и 4 девушки примерно моего возраста и явно очень разных бэкграундов.
Дискуссии были записаны, так что и наш полоумный ужин будет в каком-то виде присутствовать на финальном мероприятии :)

Думаю, Линчу эта тема понравилась бы! :)
