“Джейн Эйр” — настольная книга в XIX столетии и утомительная в XXI

shelovesbooks
3 min readJan 5, 2016

--

Впервые я познакомилась с Джейн Эйр еще в школе, на уроке домашнего чтения по английскому языку. Мы изучали небольшой отрывок о ёё жизни в Ловудской школе для девочек. И тогда, эта история показалась мне безумно трогательной и вызывающей сострадание. Спустя плюс-минус десять лет я прочла роман Шарлотты Бронте полностью и мое отношение трансформировалось из сострадания в недоумение.

Для читателей средины XIX века роман о Джейн Эйр был несомненно гениальным произведением и был прочитан от корки до корки во всех английский семьях. Сейчас же современное поколение с бо́льшим удовольствием берется за “50 оттенков серого” и это не может не расстраивать. Но не сложно понять почему так происходит, ведь история несчастной сиротки реально “грузит”. 60 процентов книги — сплошной негатив. В начале мы видим, что Джейн Эйр очень слабый и нервный ребенок, которого родственнички не очень чтят. Потом девочка попадает в школу-приют, где каждую неделю умирают ученицы от голода и холода и сама она постоянно недоедает. Прожив в Ловуде восемь лет, последние два года — учительницей, Джейн решает пойти в гувернантки.

И вот первая более-менее приятная новость: она получает место в поместье Торнфильд. Далее — любовные страдания, муки ревности, несостоявшаяся свадьба, скитание по незнакомым местам и многое другое. Есть еще в романе такие моменты, когда хочется сказать : “Простите, что?” Например: в поместье Торнфильд, запертая в “тайной комнате”, живет бывшая жена мистера Рочестера (патрона мисс Эйр) и она сумасшедшая. А в психиатрическую больницу ее определить нельзя было?

Кстати, первая психологическая клиника в Англии появилась в XIV веке.

Убежав из Торнфильда, после сорвавшегося бракосочетания Джейн попадает в семью мистера Риверса, а в скором времени обнаруживается, что это и ёё семья. Мистер Риверс и его сестры— кузен и кузины Джейн Эйр 😐 Также, меня очень удивило настойчивое желание кузена женить на себе Джейн. Отказала ему несколько раз, а он свое гнёт: “Бог и природа предназначили вас стать женой миссионера. Они наделили вас не внешними, но духовными дарами; вы созданы для труда, не для любви. Вы должны, вы будете женой миссионера. Вы будете моей: я зову вас не ради своего удовольствия, но для служения всевышнему ”. Вот это предложение так предложение! Каждая женщина мечтает услышать то, что она создана для труда, а не для любви. И да, какая же это будет история, если в конце концов, девушка, будучи бедной пол жизни, не получит огромное наследство.

Очень утомительными для восприятия являются также миллион описаний в данном романе. Шарлотта Бронте подбирает очень красивые эпитеты, но при этом описывает все: тропинку, дерево, дом, столб под домом, шторы, двери, камин и т.д. и т.п.

Нужно отдать должное тому, что хрупкая девушка преодолев множество препятствий, в конце концов обрела свое счастье, ведь такие истории обязаны заканчиваться победой добра. Но если бы у меня была возможность я бы вероятно спросила Шарлотту Бронте зачем так растягивать историю и вводить “странненькие” факты.

При всем при этом роман “Джейн Эйр” занимает десятое место в списке “200 лучших книг по версии BBC”, а также входит в подборки “Книги, которые стоит прочесть” , “10 шедевров литературы” и тому подобное. Раз уж такое дело, то прочесть нужно обязательно, ведь это все-таки классика 📚

А напоследок несколько умных мыслей от Джейн Эйр⬇

Чувство без разума не слишком питательная еда; но и разум,не смягченный чувством, — горькая и сухая пища и не годится для человеческого потребления.

Нет счастья выше, чем чувствовать, что тебя любят, что твое присутствие доставляет радость.

Уважай себя настолько, чтобы не отдавать всех сил души и сердца тому,кому они не нужны.

Благодарности

Спасибо моей подруге Варе Седневой за то, что подарила мне печатное издание. В противном случае, я бы откладывала прочтение этой книги еще несколько лет.

--

--