shelovesbooks
4 min readMay 11, 2016

Эрих Мария Ремарк “Ночь в Лиссабоне”

А Вы знали, что плохих книг не бывает? Некоторые могут Вам не нравиться и казаться неинтересными, но это только потому что их время ещё не пришло. Все в жизни мы «примеряем» на себя. Если та или иная книга для Вас неактуальна сейчас, то через какое-то время она может стать Вашей любимой.

После каждой такой «несвоевременной книги» моя душа тянется к Ремарку. Может быть потому, что для его историй не нужно это самое подходящее время?

Война, любовь, болезни и много алкоголя – в этом весь Ремарк. Все истории этого немца похожи между собой, но в каждой есть что-то особенное: исторические факты, которые ты без остановки прокручиваешь в голове, фразы, которые потом становятся твоими, ситуации, которые заставляют смотреть на жизнь по-другому.

После каждой прочитанной книги Ремарка я говорю себе: “Вот она, теперь ЭТА книга моя любимая!” Сейчас так случилось с “Ночь в Лиссабоне”.

Однажды рассказчик встречает человека, который готов подарить ему два билета в Америку, страну, которая казалась единственным спасением от нацистов на то время, при условии, что тот внимательно выслушает историю его жизни.

Сколько боли, но в тоже время сколько жизненной силы было в этом незнакомце. На какие риски он готов был идти ради своей любимой женщины! Несмотря на препятствия и угрозы он не переставал бороться за возможность быть вместе и уберечь свои чувства. Но тем не менее, «Ночь в Лиссабоне» нельзя назвать историей о любви, это скорее история о жажде к жизни.

Часто приходилось спать на улице, воровать, обманывать, но они не могли иначе. Либо жизнь в концентрационном лагере, либо жизнь вора/бомжа. Невольно начинаешь задумываться о том, что мы должны быть счастливы, имея дом, семью, друзей, еду. Почему мы начали принимать это как должное?

Бывает, но я сравниваю вещи одного порядка и стараюсь ограничиваться своей собственной персоной. Если я брожу в порту голодный, то сравниваю свое положение с неким воображаемым «я», который еще к тому же болен раком. Сравнение на минуту делает меня счастливым, потому что у меня нет рака и я всего лишь голоден.

Незнакомцу нужно обязательно с кем-то поделиться, чтобы ещё раз пережить все заново, проанализировать ошибки и таким образом отпустить прошлое, ведь как-то надо жить дальше.

Благодаря стилю Ремарка создается впечатление, что ты не только читатель, а еще и слушатель. Это именно ты встретил незнакомца ночью в Лиссабоне, сейчас сидишь с ним в кабаке и пытаешься излечить его душу коньяком и пониманием.

Единственное, чего не хватило в этой книге, так это описаний Лиссабона. Я так люблю Португалию и хотелось бы чуть больше красивых слов о ней, как например эти:

«При свете солнца в Лиссабоне есть что-то наивно-театральное, пленительное и колдовское. Зато ночью он превращается в смутную сказку о городе, который всеми своими террасами и огнями спускается к морю, словно празднично наряженная женщина, склонившаяся к своему возлюбленному, потонувшему во мраке.»

Даже тот, кто не очень близко знаком с творчеством Ремарка знает, что в конце книги все умирают: кто-то физической смертью, кто-то духовной. И эта книга конечно же не исключение. Читая последние страницы становится немного грустно, но только от того, что история заканчивается, а ты уже привык быть её частью.

После прочтения этой книги у меня появилось желание выдержать время перед тем, как начать новую и несколько цитат, которые “прямо в сердце”.

Делюсь 📌

«Вы знаете эту шахматную игру, в которой фигурами служат люди?..»

«Женщинам ничего не нужно объяснять, с ними всегда надо действовать.»

К чему столько шуму о предметах, которые в лучшем случае даны нам только на время; к чему столько болтовни о том, владеем мы ими больше или меньше, тогда как обманчивое это слово «владеть» означает лишь одно: обнимать воздух?

Мне рассказывали, будто в Индонезии существует обычай время от времени менять имя. Когда человек чувствует, что он устал от своего прежнего «я», он берет себе другое имя и начинает новое существование. Хорошая идея!

Берегите себя и побольше отдыхайте с любимой книгой в руках. А когда почувствуете, что устали — просто поменяйте имя 😌